Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:51, отчет по практике
Цель практики: на основании теоретических знаний и навыков , полученных в результате практики в школе разработать и осуществить технологии психодиагностики, профилактики, коррекции и реабилитации.
Дневник студента-практиканта…………………………………………….…………………….3
База практики…………………………………………………….…….……………………….....5
Цель практики……………………………………………..……………….……………………...6
Список диагностических методик…………………………………………………………….....7
Психологическое заключение № 1………………………………………………………………..8
Психологическое заключение № 2……………………………………………….........................10
Психологическое заключение № 3……………………………………………………………….12
Психологическое заключение № 4…………………………………………....………………....16
Психологическое заключение № 5………………………………………...…………………….18
Диагностика социального взаимодействия в 9 классе………………………………………...20
Анкета для родителей……………………………………………………….……………………21
Лекция для родителей………………………………………………………......…………….......23
Информационные материалы для стенда……………………………………………………….28
Конспект беседы о профессии педагога-психолога, психолога, конфликтолога…………….30
Характеристика на студента-практиканта от куратора практики по месту прохождения…...33
Литература…………………………………………………………………………………………34
Приложение………………………………………………………………………………………..35
Б) Исследуемые параметры и результаты
Рефлексивность: Уровень рефлексивности высокий, решены все анаграммы, быстро найден алгоритм решения.
Тревожность: Уровни выраженности ситуативной и личностной тревожности средние.
Самооценка: Адекватная самооценка
Мотивация: положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Рекомендации:
Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание. Все учителя переживают, когда ученик не старается, не хочет прилагать усилия для учебы. Он может даже сказать: "Давай, учи меня; а лично мне все равно". Автору этой книги не раз приходилось слышать подобные заявления от "немотивированных" учащихся.
Важно понять три важных обстоятельства: 1) мотивация - не врожденное, а приобретенное качество; 2) то, чему учат, можно выучить, и 3) преподавание - это наше профессиональное занятие. Поэтому мы должны хорошо знать методы и приемы, которые способствуют росту мотивации учащихся и их желания учиться, а также уметь эти методы применять на практике.
I. Уровень озабоченности.
Один из факторов, на который вы можете повлиять в классе, это уровень озабоченности учащихся, их стремление добиться успеха в учебе. Насколько ученика заботит то, что он изучает?
Есть
одно психологическое правило, которое
должно влиять на решения преподавателя.
Умеренная озабоченность
Этот принцип далеко не нов. Вы пользуетесь им, порой сами того не замечая, чисто интуитивно - повышаете или понижаете озабоченность учащихся в следующих типичных эпизодах:
а. Вы стоите рядом с учеником, который не участвует в уроке,
и тем
самым повышаете его
от слишком озабоченного ученика, чтобы снизить уровень его
тревоги.
б. Вы грозно объявляете: "Эта тема будет в контрольной работе" или, наоборот, подбадриваете учеников: "Этот раздел труден для усвоения, но по мере его изучения вы почувствуете, что дело пошло".
II. Оттенки чувств.
От того, как чувствует себя учащийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Оттенки таких ощущений бесконечно разнообразны и охватывают самый широкий спектр - от безграничной радости до полного отвращения. Ясно, что учащиеся склонны вложить наибольшие усилия в свою учебу в те моменты, когда учебная ситуация приятна для них и когда они предвидят, предвкушают успех (приятное чувство). Здравый смысл и результаты научных исследований требуют от нас создавать приятную атмосферу в классе, чтобы предоставить учащимся максимальную возможность для успеха. Негативные чувства тоже активизируют учащегося, побуждают его к действиям. ("Если не приготовишь урок, тебя ждут неприятности"). Учащийся приложит больше стараний, но затем будет избегать преподавателя, который заставил его пережить неприятные минуты, и его уроков. Старайтесь напомнить учащемуся о приятных моментах после того, как он преодолеет трудности, например:
"Я
действительно оказывал на
"Хотя тебе с трудом давались эти правила, в конце концов, ты их хорошо усвоил".
"Я знаю, ты сердился на меня за те требования, которые я предъявлял к тебе, но ты можешь гордиться своими достижениями".
Ваша профессиональная задача состоит в том, чтобы определить, какие чувства наиболее продуктивны для ваших учеников - приятные, неприятные или нейтральные, какие из них побудят их полнее мобилизовать свои силы на учебу. Ни одна из разновидностей чувств не является универсально продуктивной. Знание этих трех видов чувств и умение мобилизовать каждое из них при необходимости, - вот что отличает учителя, активно стремящегося создать мотивацию у своих учеников, от учителя, который лишь реагирует на ее отсутствие.
III. Успех.
Третий фактор, способствующий росту мотивации учащихся, это ощущение успеха. Если задание простое и не требует серьезных усилий, мы не чувствуем, что добились особого успеха, и не стремимся продолжить учебу. Но если мы достигаем желанной цели, приложив старание и не будучи уверенными в благополучном результате, тогда мы рады успеху и стремимся к новым свершениям.
Чем чаще ваши ученики добивались успеха в прошлом, тем оптимистичнее они ждут новых испытаний. Даже если возрастает риск неудачи, ученики, познавшие вкус успеха, все равно продолжат свои попытки. И наоборот, чем чаще они терпели неудачи в прошлом, тем меньше у них желания снова рисковать, поскольку их прогноз неутешителен - "у меня опять не получится". И чтобы защитить себя от новой душевной травмы, они будут избегать любых попыток. Такие ученики "немотивированны".
Отсюда следует, что мы должны понизить "учебную планку" для менее успевающих учеников. Это не значит, что им позволено "обходиться минимальным"; мы просто создаем им условия для преодоления учебной планки, чтобы они могли готовиться к завоеванию новых высот. На практике это значит, что все учащиеся должны испытывать чувство преодоления, радоваться успеху.
Приведем
пример. Вначале мы задаем легкие вопросы
менее способным ученикам, потом более
сильные ученики отвечают на трудные вопросы.
После этого мы просим слабых учеников,
слышавших эти ответы, повторить их своими
словами - это сложное задание, но не очень
рискованное. (К тому же оно позволит им
заучить материал, создав тем самым базу
для будущих успехов.)
Психологическое заключение № 4
Фамилия имя отчество клиента Дунюшкин Тимофей Андреевич
Возраст на момент обследования 12 лет
I.Общая характеристика возрастного развития
Тимофей достаточно уверенный в себе, очень энергичный и подвижный ребёнок, обладает любознательностью, желанием сочувствовать, старается завоевать свое место под солнцем, увлечен своей деятельностью, общительный, свободное время проводит на улице, любит играть в подвижные игры. Пользуется успехом среди друзей. Физическое развитие соответствует возрастным нормам.
II.Познавательная сфера
А) Список
диагностических процедур и методик
№ | Название теста, процедуры | Цель | Форма работы |
1 | Методика исследования рефлексивности мышления | Исследование рефлексивности мышления | Индивид.,
письменная. |
2 | Исследование ситуативной и личностной тревожности | Исследование тревожности | Индивид., письменная. |
3 | Исследование переключения внимания | Исследование внимания | Индивид., устная. |
Б) Исследуемые параметры и результаты
Рефлексивность: Рефлексивность мышления высокая, решены все анаграммы, быстро установлена логическая связь в решении анаграмм.
Тревожность: наблюдается повышенный уровень тревожности связанный с различными формами включения в жизнь школы, имеется тенденция к страху самовыражения, негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок, а так же проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Внимание:
При выполнении монотонных заданий
происходит быстрое утомление и снижение
работоспособности. Наблюдается нарушение
концентрации и устойчивости внимания.
Рекомендации по снижению уровня школьной тревожности:
1. Повышение
самооценки ребенка:
- оказывать поддержку, проявлять искреннюю
заботу о ребёнке и как можно чаще давать
позитивную оценку их действиям и поступкам;
- называть ребенка по имени и хвалить
его в присутствии других детей и взрослых;
- сравнивать результаты деятельности
данного ребенка с его же результатами,
которых он достиг вчера, неделю или месяц
назад;
- не давать задания, которые выполняются
за определенное, фиксированное время,
не следует торопить и подгонять его с
ответом;
- постараться установить визуальный контакт,
такое прямое общение "глаза в глаза",
которое будет вселять чувство доверия
в душу ребенка.
2. Обучение ребенка способам снятия мышечного
и эмоционального напряжения:
- игры с песком, глиной, водой, различные
техники рисования красками (пальцами,
ладошками и др.), в основе которых лежит
телесный контакт;
- элементы массажа и даже простое растирание
тела, которые также способствуют снятию
мышечного напряжения;
3. Обработка навыков владения собой в
ситуациях, травмирующих ребенка: - сюжетно-ролевые
игры (сюжетами для ролевых игр целесообразно
выбирать "трудные" случаи из жизни
ребенка)
Благоприятный психологический климат
в семье способствует гармоничному развитию
личности ребенка и снижению уровня тревожности.
Родителям следует, как можно больше общаться
со своими детьми, устраивать совместные
праздники, походы на природу, в зоопарк,
в театр, на выставки.
Рекомендации по развитию внимания:
Развитие
концентрации внимания.
Основной тип упражнений — корректурные
задания, в которых ребенку предлагается
находить и вычеркивать определенные
буквы в печатном тексте. Такие упражнения
позволяют ребенку почувствовать, что
значит «быть внимательным», и развить
состояние внутреннего сосредоточения.
Эта работа должна проводиться ежедневно
(по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев.
Рекомендуется также использовать задания,
требующие выделения признаков предметов
и явлений; упражнения, основанные на принципе
точного воспроизведения какого-либо
образца (последовательность букв, цифр,
геометрических узоров, движений и пр.);
прослеживание перепутанных линий, поиск
скрытых фигур и др.
Увеличение
объема внимания и кратковременной
памяти. Упражнения основаны на
запоминании числа и порядка расположения
ряда предметов, предъявляемых для разглядывания
на несколько секунд. По мере овладения
упражнением число предметов постепенно
увеличивается.
Тренировка распределения
внимания. Основной принцип упражнений:
ребенку предлагается одновременное выполнение
двух разнонаправленных заданий (например,
чтение и подсчет ударов карандаша по
столу, выполнение корректурного задания
и прослушивание пластинки с записью сказки
и т.п.). По окончании упражнения (через
5–10 минут) определяется эффективность
выполнения каждого задания.
Развитие навыка переключения
внимания. Для развития этого свойства
внимания предлагается, например, выполнение
корректурных заданий с чередованием
правил вычеркивания букв.
Психологическое заключение № 5
Фамилия имя отчество клиента Стебневская Екатерина Олеговна
Возраст на момент обследования 13 лет
I.Общая характеристика возрастного развития
Екатерина старательная, трудолюбивая ученица. Овладевает учебным материалом на достаточном уровне. Учится в меру своих сил, обнаруживает логическое мышление. Имеет особенный интерес к изучению истории, литературы. На уроках не всегда бывает внимательной, но активная, иногда не выполняет домашние задания, имеет отличную память. Школу посещает регулярно.
К выполнению общественных поручений всегда относится добросовестно, принимает активное участие в общественной жизни школы. Скромная, товарищеская, сдержанная. Правила поведения всегда сознательно выполняет. Пользуется авторитетом среди одноклассников. Поддерживает дружеские отношения со многими учениками.