Освоение детьми мер стоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить освоение мер стоимости детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование математических представлений.
Предмет исследования: формирование представлений о мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специально разработанные и внедренные занятии, направленные на формирование сущности понятий «деньги», «монета», «купюра», представлений о достоинстве монет и купюр, установлению соответствий между достоинством денег и количеством монет и купюр позволят повысить уровень сформированности представлений о мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу по проблеме исследования;
- изучить этапы освоения дошкольниками мер стоимости;
- выявить уровень сформированности представлений о мерах стоимости детей среднего дошкольного возраста;
- разработать занятия по формированию представлений о мере стоимости;
- изучить эффективность проведенных занятий.

Содержание

Содержание
Введение
Глава I. Теоретическое исследование проблемы
1.1.Сущность и содержание экономического воспитания дошкольников
1.2. Этапы освоения дошкольниками мер стоимости
1.3. Функции денег как меры стоимости
Выводы по I главе
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование проблемы
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования сформированности представлений о мерах стоимости детей среднего дошкольного возраста
2.3. Организация занятий по формированию представлений
о мере стоимости
2.4. Результаты контрольного эксперимента
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Освоение детьми мер стоимости курс.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

     

 

    Приложение 1

Конспекты занятий

       Занятие №2 «Достоинство монет  и купюр»

       Цель:

       - закрепить у детей понятия  «деньги», «купюра», «монета»;

       - дать детям представления о  достоинстве монет и купюр;

       - учить устанавливать соответствие  между достоинством денег и  количеством монет и купюр;

       - учить выстраивать последовательность  по увеличению и уменьшению  достоинства монет и купюр;

       Материал:

       Набор монет на каждого ребенка для  практических действий, «поезд монет  и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся  и уменьшающейся последовательности;

       Предварительная работа:

       Изготовление  материала: «поезда монет и купюр». В повседневной деятельности предлагать детям поиграть деньгами, чтобы дети запоминали и различали монеты и  купюры. Морфологическая таблица  признаков монет и купюр.

       Ход занятия:

  1. Повторение пройденного материала.

       - Посмотрите, ребята, у меня есть  таблица (демонстрирую морфологическую  таблицу)

 Деньги  Материал  Форма  Звук
 Монета  (иллюстрации)              о                З
 Купюра  (иллюстрации)                            Ш

        

       - Давайте, мы с вами попробуем  заполнить ее. В первой строчке  написано слово «монета».

       - Из чего она сделана?

       - Какой формы?

       - Какой издает звук?

       - Итак, монета – это…

       Таки  же образом заполняем строчку  со словом «купюра».

       - Молодцы, хорошо запомнили признаки монет и купюр.

           2. Теоретическая часть.

       - Ребята, мы сравнивали с вами  монету и купюру, а можно сравнить  между собой две монеты? Они  будут отличаться между собой?

       - Если сравнивать две одинаковые  монеты, например, 5 копеек, они отличаются между собой? Нет, так как  монеты в 5 копеек одинакового достоинства (показываю монеты по 5 копеек).

       - Какие здесь лежат еще монеты  одинакового достоинства? Маша, покажи.

       - Саша, есть еще монеты одинакового  достоинства? Покажи.

       Рассматриваем монеты одинакового достоинства. Добиваемся произнесения детьми полного предложения: «Монеты в 5 копеек одинакового достоинства».

       - Сейчас мы с вами рассматривали  монеты одинакового достоинства,  а покажите мне монеты разного  достоинства. Саша?

       - Кто еще мне покажет монеты разного достоинства? Почему вы так решили, что эти монеты разного достоинства?

       - Посмотрите, монеты 5 копеек и 5 рублей  разного достоинства? Чем они  отличаются между собой?

       - Правильно, 5 рублей больше монета, чем 5 копеек. Возьмите в одну  руку монету в 5 копеек, а в другую монету в 5 рублей. Какая монета тяжелее?

       - Что можно купить на 5 копеек? А  на 5 рублей?

       - Правильно, на 5 рублей можно больше  купить продуктов, товара, чем  на 5 копеек. Сейчас на 5 копеек, наверное, ничего не купишь. А чтобы люди различали монеты по достоинству их и делают разными. Возьмите в руку 1 рубль и 5 рублей, что большего достоинства? Как вы узнали?

       Далее можно предложить детям найти  монеты разного достоинства и  показать, подняв руки вверх, чтобы  воспитатель мог определить, все ли дети усвоили данную тему. Таким же образом мы разбираем с детьми купюры разного достоинства, находим отличительные и сходные признаки

       3. Игра «Поезд монет и купюр»

       - К нам в гости приехал «поезд  монет и купюр». Как вы думаете,  что за груз он везет?

       - Правильно, но монеты в этом  поезде расположены в определенном  порядке. В первом вагоне едет  монета самого большого достоинства.  Посмотрите на свои монеты, какая  монета может ехать в первом  вагоне?

       - Давайте поместим в первый  вагон монету в 5 рублей, в следующем вагоне какая поедет монета?

       Далее дети распределяют монеты по вагонам  в порядке убывания достоинства.

       - Какая монета едет в последнем  вагоне? Значит, эта монета самого  меньшего достоинства (1 копейка).

       Можно задать детям вопросы по данному  заданию: Какая монета находится в вагоне между 1 копейкой и 10 копейками?

       - Ребята, а можно расселить по  вагонам купюры таким же образом  (дети расселяют купюры по вагонам).

       4. Чтение стихотворения Ш.Галиева  «Три копейки на покупку».

       Маму  в магазин провожает сын,

       Три копейки он ей дает: «Вот!

       Купи  мне самолет, а еще ружье, лопатку,

       Танк, лошадку, шоколадку,

       Самосвал, тетради, краски,

       Маски, сказки и салазки!

       Постарайся  не забыть.

       А на сдачу можешь даже

       И свистульку мне купить…»

       - Сможет ли мама купить то, что попросил мальчик?

       - Хватит ли маме три копейки,  чтобы купить все, что хочет  сын?

       5. Вывод по теме.

       - Итак, ребята, сейчас возьмите в  руки монеты и разложите их  в коробочки с монетами одинакового  достоинства (дети раскладывают  монеты). 

       Занятие №3 «Цена. Товар. Качество товара»

       Цель:

       - познакомить детей с понятием  «цена», «товар», «качество товара»;

       - учить детей соотносить цену  и качество товара;

       - выяснить представления детей  о реальных ценах продуктов,  потребляемых ежедневно;

       Материал:

       Морфологическая таблица с наименованиями товаров, морфологическая таблица с наименованиями  разных видов магазинов и товаров, продаваемых в них. Красные таблички, обозначающие дорогой товар, синие таблички, обозначающие дешевый товар. Предмета разного цвета и разного качества (тетради с разным цветом листов – серыми и белыми; и 2 тетради с разным количество листов); предметы с ценниками.

       Предварительная работа:

       Рисунки детей о разных товарах можно  разместить в группе, чтобы в последующем  можно было определить самый дорогой  рисунок – это тот, который сделан своими руками. Знакомим детей с символами разных видов магазинов.

       Ход занятия:

  1. Повторение пройденного материала.

       - Ребята мы с вами на прошлом  занятии рассматривали разные  виды магазинов и товары, продаваемые  в этих магазинах. Давайте же мы вспомним. У меня есть такая табличка, в которой указаны названия магазинов, а ваша задача - распределить товары по этим магазинам.

Продовольственный магазин Промтоварный  магазин Магазин обуви Магазин одежды Магазин

мебели

Хлеб

Молоко

Шампунь

Зубная  паста

Туфли

Сапоги

Шуба

Пальто

Диван

Кресло

        

  1. Теоретическая часть.

       - Ребята, в магазине часто можно  услышать такое слово, как «цена». Что это такое?

       - Цена – это количество денег,  которые покупатель должен заплатить  продавцу, чтобы купить желаемый товар.

       - Посмотрите, у меня есть две  тетради. Как вы думаете, они  одинаково стоят или их цена  разная?

       - Почему их цена  отличается?

       - Правильно, их цена отличается, потому что у них разного  цвета листы, а это значит, что  эта тетрадь (с серыми листами) низкого качества, на ее изготовление затрачено меньше сил, так как ее полностью, до конца не обработали, чтобы ее листы стали светлыми, белыми. А эта тетрадь будет стоить дороже, так как она более высокого качества, у нее белые листы, гладкие.

       - Ребята, а от чего еще может  зависеть цена товара?

  • От спроса. Чем больше приобретают этот товар люди, тем он дороже стоит.
  • От качества товара. Чем выше качество, тем выше цена.
  • От количества товара на рынке. Чем больше товара, тем его цена ниже.
  • Оптовые цены всегда ниже розничных цен.
  • От вложенного в его производства труда.
  • От количества материала, затраченного на производство товара (мамина шуба будет стоить дороже, чем у дочки, так как меха затрачено больше.)

       Все предложенные варианты воспитатель  поясняет детям или ответ на некоторые факторы ребенок может раскрыть сам.

  1. Игра «Сколько стоит?»

       - Ребята, сейчас мы с вами поиграем  в игру «Сколько стоит?». Я  вам буду называть товар, а  ваша задача – определить его  цену, сколько он стоит в магазине.

Товар Количество Предполагаемая  цена Реальная цена
Хлеб 1 шт.   10 рублей
Молоко 1 пакет   14 рублей
Сок 1 пачка   11 рублей
Сахар 1 кг.   19 рублей
Яблоки 1 кг.   28 рублей
Соль 1 пачка   5 рублей
Жвачка 1 шт.   2 рубля
Батон 1 шт.   8 рублей
шоколад 1 шт.   22 рубля

Информация о работе Освоение детьми мер стоимости