Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить освоение мер стоимости детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование математических представлений.
Предмет исследования: формирование представлений о мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специально разработанные и внедренные занятии, направленные на формирование сущности понятий «деньги», «монета», «купюра», представлений о достоинстве монет и купюр, установлению соответствий между достоинством денег и количеством монет и купюр позволят повысить уровень сформированности представлений о мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу по проблеме исследования;
- изучить этапы освоения дошкольниками мер стоимости;
- выявить уровень сформированности представлений о мерах стоимости детей среднего дошкольного возраста;
- разработать занятия по формированию представлений о мере стоимости;
- изучить эффективность проведенных занятий.
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическое исследование проблемы
1.1.Сущность и содержание экономического воспитания дошкольников
1.2. Этапы освоения дошкольниками мер стоимости
1.3. Функции денег как меры стоимости
Выводы по I главе
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование проблемы
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования сформированности представлений о мерах стоимости детей среднего дошкольного возраста
2.3. Организация занятий по формированию представлений
о мере стоимости
2.4. Результаты контрольного эксперимента
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Приложение 1
Конспекты занятий
Занятие №2 «Достоинство монет и купюр»
Цель:
- закрепить у детей понятия «деньги», «купюра», «монета»;
- дать детям представления о достоинстве монет и купюр;
-
учить устанавливать
-
учить выстраивать
Материал:
Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности;
Предварительная работа:
Изготовление материала: «поезда монет и купюр». В повседневной деятельности предлагать детям поиграть деньгами, чтобы дети запоминали и различали монеты и купюры. Морфологическая таблица признаков монет и купюр.
Ход занятия:
-
Посмотрите, ребята, у меня есть
таблица (демонстрирую
Деньги | Материал | Форма | Звук |
Монета | (иллюстрации) | о | З |
Купюра | (иллюстрации) | | Ш |
- Давайте, мы с вами попробуем заполнить ее. В первой строчке написано слово «монета».
- Из чего она сделана?
- Какой формы?
- Какой издает звук?
- Итак, монета – это…
Таки же образом заполняем строчку со словом «купюра».
- Молодцы, хорошо запомнили признаки монет и купюр.
2. Теоретическая часть.
- Ребята, мы сравнивали с вами монету и купюру, а можно сравнить между собой две монеты? Они будут отличаться между собой?
-
Если сравнивать две
- Какие здесь лежат еще монеты одинакового достоинства? Маша, покажи.
- Саша, есть еще монеты одинакового достоинства? Покажи.
Рассматриваем монеты одинакового достоинства. Добиваемся произнесения детьми полного предложения: «Монеты в 5 копеек одинакового достоинства».
-
Сейчас мы с вами
- Кто еще мне покажет монеты разного достоинства? Почему вы так решили, что эти монеты разного достоинства?
- Посмотрите, монеты 5 копеек и 5 рублей разного достоинства? Чем они отличаются между собой?
- Правильно, 5 рублей больше монета, чем 5 копеек. Возьмите в одну руку монету в 5 копеек, а в другую монету в 5 рублей. Какая монета тяжелее?
- Что можно купить на 5 копеек? А на 5 рублей?
- Правильно, на 5 рублей можно больше купить продуктов, товара, чем на 5 копеек. Сейчас на 5 копеек, наверное, ничего не купишь. А чтобы люди различали монеты по достоинству их и делают разными. Возьмите в руку 1 рубль и 5 рублей, что большего достоинства? Как вы узнали?
Далее можно предложить детям найти монеты разного достоинства и показать, подняв руки вверх, чтобы воспитатель мог определить, все ли дети усвоили данную тему. Таким же образом мы разбираем с детьми купюры разного достоинства, находим отличительные и сходные признаки
3. Игра «Поезд монет и купюр»
- К нам в гости приехал «поезд монет и купюр». Как вы думаете, что за груз он везет?
-
Правильно, но монеты в этом
поезде расположены в
- Давайте поместим в первый вагон монету в 5 рублей, в следующем вагоне какая поедет монета?
Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства.
- Какая монета едет в последнем вагоне? Значит, эта монета самого меньшего достоинства (1 копейка).
Можно задать детям вопросы по данному заданию: Какая монета находится в вагоне между 1 копейкой и 10 копейками?
-
Ребята, а можно расселить по
вагонам купюры таким же
4.
Чтение стихотворения Ш.
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей дает: «Вот!
Купи мне самолет, а еще ружье, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
- Сможет ли мама купить то, что попросил мальчик?
- Хватит ли маме три копейки, чтобы купить все, что хочет сын?
5. Вывод по теме.
-
Итак, ребята, сейчас возьмите в
руки монеты и разложите их
в коробочки с монетами
Занятие №3 «Цена. Товар. Качество товара»
Цель:
- познакомить детей с понятием «цена», «товар», «качество товара»;
- учить детей соотносить цену и качество товара;
- выяснить представления детей о реальных ценах продуктов, потребляемых ежедневно;
Материал:
Морфологическая таблица с наименованиями товаров, морфологическая таблица с наименованиями разных видов магазинов и товаров, продаваемых в них. Красные таблички, обозначающие дорогой товар, синие таблички, обозначающие дешевый товар. Предмета разного цвета и разного качества (тетради с разным цветом листов – серыми и белыми; и 2 тетради с разным количество листов); предметы с ценниками.
Предварительная работа:
Рисунки детей о разных товарах можно разместить в группе, чтобы в последующем можно было определить самый дорогой рисунок – это тот, который сделан своими руками. Знакомим детей с символами разных видов магазинов.
Ход занятия:
- Ребята мы с вами на прошлом занятии рассматривали разные виды магазинов и товары, продаваемые в этих магазинах. Давайте же мы вспомним. У меня есть такая табличка, в которой указаны названия магазинов, а ваша задача - распределить товары по этим магазинам.
Продовольственный магазин | Промтоварный магазин | Магазин обуви | Магазин одежды | Магазин
мебели |
Хлеб
Молоко … |
Шампунь
Зубная паста … |
Туфли
Сапоги … |
Шуба
Пальто … |
Диван
Кресло … |
-
Ребята, в магазине часто можно
услышать такое слово, как «
-
Цена – это количество денег,
которые покупатель должен
- Посмотрите, у меня есть две тетради. Как вы думаете, они одинаково стоят или их цена разная?
- Почему их цена отличается?
- Правильно, их цена отличается, потому что у них разного цвета листы, а это значит, что эта тетрадь (с серыми листами) низкого качества, на ее изготовление затрачено меньше сил, так как ее полностью, до конца не обработали, чтобы ее листы стали светлыми, белыми. А эта тетрадь будет стоить дороже, так как она более высокого качества, у нее белые листы, гладкие.
- Ребята, а от чего еще может зависеть цена товара?
Все предложенные варианты воспитатель поясняет детям или ответ на некоторые факторы ребенок может раскрыть сам.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Сколько стоит?». Я вам буду называть товар, а ваша задача – определить его цену, сколько он стоит в магазине.
Товар | Количество | Предполагаемая цена | Реальная цена |
Хлеб | 1 шт. | 10 рублей | |
Молоко | 1 пакет | 14 рублей | |
Сок | 1 пачка | 11 рублей | |
Сахар | 1 кг. | 19 рублей | |
Яблоки | 1 кг. | 28 рублей | |
Соль | 1 пачка | 5 рублей | |
Жвачка | 1 шт. | 2 рубля | |
Батон | 1 шт. | 8 рублей | |
шоколад | 1 шт. | 22 рубля |