Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить освоение мер стоимости детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование математических представлений.
Предмет исследования: формирование представлений о мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специально разработанные и внедренные занятии, направленные на формирование сущности понятий «деньги», «монета», «купюра», представлений о достоинстве монет и купюр, установлению соответствий между достоинством денег и количеством монет и купюр позволят повысить уровень сформированности представлений о мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу по проблеме исследования;
- изучить этапы освоения дошкольниками мер стоимости;
- выявить уровень сформированности представлений о мерах стоимости детей среднего дошкольного возраста;
- разработать занятия по формированию представлений о мере стоимости;
- изучить эффективность проведенных занятий.
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическое исследование проблемы
1.1.Сущность и содержание экономического воспитания дошкольников
1.2. Этапы освоения дошкольниками мер стоимости
1.3. Функции денег как меры стоимости
Выводы по I главе
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование проблемы
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования сформированности представлений о мерах стоимости детей среднего дошкольного возраста
2.3. Организация занятий по формированию представлений
о мере стоимости
2.4. Результаты контрольного эксперимента
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложение
-
закрепить понятия «цена», «товар»,
дать понятия «сдача», «
-
учить детей практически
-
учить детей устанавливать
На данном занятии была проведена игра «Магазин»
Определяются с детьми цены товаров, пишем ценники, раскладываем товар по полкам. Выбирается продавец, требуем от детей следующей последовательности вопросов и ответов:
- Что, Маша, хочешь купить?
- Я хочу купить молоко. Оно стоит 12 рублей. Я даю 15 рублей.
- Вот вам сдача 3 рубля.
Опрашиваем несколько детей. Затем можно поменять продавца.
Занятие №5 «Размен денег»
Цель:
- раскрыть сущность понятия «размен»; закрепить понятие «деньги», «магазин», «цена», «сдача»;
-
учить детей устанавливать
- учить практически выполнять действия по размену денег;
На данном занятии была проведена подвижная игра «Найди пару».
Под звучание музыки дети танцуют, когда музыка прекращается, дети должны найти пару по достоинству монет. Пару составляют дети, где у одного – монета меньшего достоинства, а у другого монета большего достоинства.
Конспекты
занятий представлены в Приложении
1.
2.4.
Результаты контрольного
эксперимента
Рассмотрим результаты контрольного исследования сформированности представлений о мерах детей старшего дошкольного возраста.
После выполнения зданий детьми результаты были обработаны и сведены в таблицу 2.
Таблица 2
Количественное и процентное соотношение уровней сформированности представлений о мерах стоимости у детей старшего дошкольного возраста
Уровни | 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | |||||
Кол-во | % | Кол- | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Высокий уровень | 15 чел. | 75% | 11 чел. | 55% | 8 чел. | 40% | 9 чел. | 45% | 11 чел. | 55% |
Средний уровень | 5 чел. | 25% | 9 чел. | 45% | 12 чел. | 60% | 11 чел. | 55% | 9 чел. | 45% |
Низкий уровень | 0 чел. | 0% | 0 чел. | 0% | 0 чел. | 0% | 0 чел. | 0% | 0 чел. | 0% |
Из таблицы видно, что дети старшего дошкольного возраста показали высокий и средний уровни сформированности представлений о мерах стоимости.
По первому, второму и пятому заданиям большинство детей показали высокий уровень. Дошкольники верно считают в пределах 10, верно сравнивают предметы по цене.
По третьему и четвертому заданиям большинство детей показали средний уровень. Чаще всего затруднения испытывали при расположении предметов по цене в убывающем порядке.
Наглядно данные представлены на диаграмме 2.
Рис.2. Уровень сформированности представлений о мерах стоимости детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, преобладает высокий и уровень уровни сформированности представлений о мерах стоимости.
Большинство
детей верно выполняют задания,
считают в пределах 10, знают отличительные
признаки между монетой и купюрой,
располагают предметы по цене в возрастающем
и убывающем порядках, способны
определять параметры стоимости вещей
(дорого, дешево), верно сравнивают предметы
по цене.
Выводы по II главе
Целью опытно-экспериментального исследования является формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о мерах стоимости.
Исследование было проведено на базе МАДОУ № 15 «Родничок» г.Бирска. В исследовании участвовали дети старшей группы (5-6 лет) в количестве 20 человек.
Исследование
включало 3 этапа: на первом этапе была
проведена диагностика
Нами были использованы диагностические задания на количественный и порядковый счет, на нахождение признаков между монетой и купюрой, на расположение предметов по цене в возрастающем и убывающем порядках, определение параметров стоимости вещей (дорого, дешево), сравнению предметов по цене.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень сформированности представлений о мерах стоимости.
Результаты
контрольного эксперимента показали,
что у детей старшего дошкольного
возраста уровень сформированности представлений
о мерах стоимости повысился.
Заключение
Наиболее благоприятным для ознакомления с мерами стоимости является возраст детей от 5 до 7 лет. Во-первых, детям этого возраста присущи яркость восприятия, наглядно-образная память, богатое воображение, интерес, большая способность усвоения материала. Во-вторых, содержание экспериментального обучения воплощается и вполне соответствует требованиям программ по развитию элементарных математических представлений в старшей и подготовительной группах детского сада.
К старшему дошкольному возрасту дети имеют некоторые стихийно сложившиеся представления о мерах стоимости. При показе денег они правильно их называют, но объяснить сущности денег почти не могут. Хотя старшие дошкольники неплохо различают денежные единицы, однако затрудняются в назывании денежных знаков. Правильно указывая достоинство денег, дети плохо ориентируются в их покупательной способности, а также в ценах вещей, даже часто употребляемых ими. В связи с этим испытываются трудности при сравнении вещей по цене. Хотя старшие дошкольники знают слова "дороже" и "дешевле" для определения параметров стоимости вещей, но часто путают их в употреблении.
Зная цифры в пределах 10, многие дети различают их на денежных знаках, но испытывают затруднения, именуя нужной денежной единицей, так как во время занятий по математике они обычно учатся называть только цифры без всякого именования.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с мерами стоимости проводится в несколько этапов: сначала познакомят их с отдельными денежными знаками и единицами, раскрывая их покупательную способность, тем самым знакомя с ценами некоторых часто употребляемых детьми вещей, затем подводят к элементарному пониманию сущности денег как меры стоимости.
Денежные знаки, особенно монеты, являются прекрасным материалом для осуществления других задач: обучения детей счету до 20 и показа образования чисел второго десятка, развития счета десятками, обучения счету до 100, выполнения действий сложения и вычитания, закрепления умения составлять и решать арифметические задачи с более разным и интересным содержанием.
Результаты эксперимента показали, что дети способны определять параметры стоимости вещей (дорого, дешево), сравнивать предметы по цене, классифицировать их, располагать предметы в сериационный ряд в возрастающем и убывающем порядке по цене. Результаты нашего исследования позволяют считать, что детям старшего дошкольного возраста доступно понимание таких свойств стоимости как сравнимость, изменяемость, относительность. Осознание этих свойств возможно на основании практического сравнения наглядно представленных цен предметов.
Целенаправленное
обучение, обеспечивающее ознакомление
детей с мерами стоимости, способствовало
развитию некоторых элементарных математических
представлений в старшем дошкольном возрасте.
Список литературы