Особенности усвоения детьми звуковой стороны речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

В работе отражены: освоение звукопроизношения детьми, исследование освоения звукопроизношения детьми, обследование, результаты обследования, рекомендации.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………4
Глава 1 Освоение звукопроизношения детьми………… ………………….…6
1. Этапы развития речи.………………………………………………….…..6
1.1 Врожденные предпосылки освоения языка………………….……8
1.2 Эволюция способности различать звуковые контрасты…….……9
1.3 Первичные вокализации, гуление и лепет………………………..10
1.4 Звуковой состав первичного словаря………………………….….11
1.5 Накопление словаря и формирование фразовой речи…………...12
1.6 Критический период освоения речи и явления деприва-ции….…14
1.7 Физиологические процессы в период становления речи…….….15
1.8 Развитие речи ребенка до 3-х лет………...…………...………..…16
1.9 Эвристический принцип в усвоении языка ребенком…….……..17
2. Процесс становления письма и чтения…………………………..……...18
3. Основные причины неправильного произношения у де-тей……..…….19
Выводы по 1 главе……………………………………………………………… 21
Глава 2. . Экспериментальное исследование по
освоению детьми звуковой стороны речи……………………………………..22
1. Обследование……………………………………………………………..22
Обследование общего развития ребенка…………………………22
Обследование речевого развития………………………………...22
Обследование понимания речи……………………………………23
Обследование номинативного словаря…………………………...23
Обследование грамматических категорий……………………….24
2. Результаты обследования Анализ……………………………………….25
3. Рекомендации…………………………………………………………….26
Общие рекомендации……………………………………………..26
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики…27
Выводы по 2 главе……………………………………………………………...30
Заключение… ………………………………………………………............30
Литерату-ра………………………………..……………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………… …………………………….33

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая особенности усвоения детьми звуковой стороны речи.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

      Каждый  этап имеет свои задачи, содержание работы. На всех этапах мы рекомендуем  развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух, корректировать грамматическую сторону речи; включить упражнения на профилактику нарушения зрения, развития речевых центров головного мозга, т.е. то, что подготовит ребенка к школе и поможет в дальнейшем ему хорошо учиться.

      Занятия с ребенком должны проводиться систематически, не менее трех-четырех раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2–3-разовыми кратковременными упражнениями. Если занятия будут проходить реже, их эффективность резко снизится. Ребенок быстро утрачивает приобретенный навык, т.к. в свободной речи, когда самоконтроль ослабевает, малыш будет возвращаться к неправильно сформированному стереотипу.

       Для проведения занятий Вам понадобятся различные картинки. Это должны быть или просто предметы, или рисунки, изображающие какие-то жизненные ситуации. Здесь Вам помогут различные лото. Есть специальное логопедическое лото “Подбери и назови”. В нем уже подобраны картинки на каждый звук. Также рекомендуем использовать логопедическое пособие: Т. Б. Филичева, Т. А. Каше “Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста”. Будут помощниками и любые книги, журналы с иллюстрациями, либо совместное рисование. Использование картинного материала позволит сделать Вашу работу интересной и разнообразной.

       Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий. Постановка звука может занять 1–2 занятия, а автоматизация 3-4; или 5–7 занятий может потребоваться только для того, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука. И тот и другой варианты нормальны.

Рекомендации  по проведению артикуляционной  гимнастики.

     Мы  правильно произносим различные  звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

     Работа  по развитию основных движений органов  артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

     Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делатьть 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

     При отборе упражнений для артикуляционной  гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

     Из  выполняемых двух-трех упражнений новым  может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

     Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так  как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

     Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа  организуется следующим образом.

  1. Взрослый рассказыват о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

      Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

      Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается  напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

      В процессе выполнения гимнастики важно  помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

      Если  у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали.  

Информация о работе Особенности усвоения детьми звуковой стороны речи