Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 08:51, курсовая работа
В работе отражены: освоение звукопроизношения детьми, исследование освоения звукопроизношения детьми, обследование, результаты обследования, рекомендации.
Введение………………………………………………….………………………4
Глава 1 Освоение звукопроизношения детьми………… ………………….…6
1. Этапы развития речи.………………………………………………….…..6
1.1 Врожденные предпосылки освоения языка………………….……8
1.2 Эволюция способности различать звуковые контрасты…….……9
1.3 Первичные вокализации, гуление и лепет………………………..10
1.4 Звуковой состав первичного словаря………………………….….11
1.5 Накопление словаря и формирование фразовой речи…………...12
1.6 Критический период освоения речи и явления деприва-ции….…14
1.7 Физиологические процессы в период становления речи…….….15
1.8 Развитие речи ребенка до 3-х лет………...…………...………..…16
1.9 Эвристический принцип в усвоении языка ребенком…….……..17
2. Процесс становления письма и чтения…………………………..……...18
3. Основные причины неправильного произношения у де-тей……..…….19
Выводы по 1 главе……………………………………………………………… 21
Глава 2. . Экспериментальное исследование по
освоению детьми звуковой стороны речи……………………………………..22
1. Обследование……………………………………………………………..22
Обследование общего развития ребенка…………………………22
Обследование речевого развития………………………………...22
Обследование понимания речи……………………………………23
Обследование номинативного словаря…………………………...23
Обследование грамматических категорий……………………….24
2. Результаты обследования Анализ……………………………………….25
3. Рекомендации…………………………………………………………….26
Общие рекомендации……………………………………………..26
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики…27
Выводы по 2 главе……………………………………………………………...30
Заключение… ………………………………………………………............30
Литерату-ра………………………………..……………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………… …………………………….33
Министерство
общего и среднего образования Российской
Федерации
Курсовая работа на тему:
Особенности усвоения детьми
звуковой
стороны речи.
Выполнил:_______________
Проверил:_______________
Магнитогорск, 2008г.
Содержание:
Введение………………………………………………….……
Глава 1 Освоение звукопроизношения детьми………… ………………….…6
1. Этапы развития речи.………………………………………………….…..6
1.1 Врожденные предпосылки освоения языка………………….……8
1.2 Эволюция способности различать звуковые контрасты…….……9
1.3 Первичные вокализации, гуление и лепет………………………..10
1.4 Звуковой состав первичного словаря………………………….….11
1.5 Накопление словаря и формирование фразовой речи…………...12
1.6 Критический период освоения речи и явления депривации….…14
1.7 Физиологические процессы в период становления речи…….….15
1.8 Развитие речи ребенка до 3-х лет………...…………...………..…16
1.9 Эвристический принцип в усвоении языка ребенком…….……..17
2. Процесс становления письма и чтения…………………………..……...18
Выводы по 1 главе……………………………………………………………… 21
Глава 2. . Экспериментальное исследование по
освоению детьми звуковой стороны речи……………………………………..22
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..
Заключение…
……………………………………………………….........
Литература………………………………..………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………
…………………………….33
Введение.
РОДНОЙ ЯЗЫК – этот живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в наше время огромно. Русский язык закрепляется и как средство международного общения, входя в круг мировых языков. Эти общественные функции подготовлены всем ходом исторического развития. Совершенно естественно, что в наши дни особенно широко ставится задача изучения русского языка, повышение культуры устной и письменной речи, пропаганды лингвинистических знаний в классах.
Мы постоянно сталкиваемся и в школе на уроках, и в общении между собою, и на страницах газет и журналов – с требованиями культуры речи, соблюдением норм литературного языка. То, что “ непривычно ” и “ ново ” в речи для одного, может быть единственно возможным для другого и так далее. Кто же выступает тогда арбитром в споре? Тот, чей опыт и знания вызывают больше доверия, тот, кто обращается к словарям и справочникам, к данным науке и языке.
Человеку, стремящемуся к овладению речевой культурой, конечно, не обязательно как ученому знать в деталях основы “ специальных ” языковедческих наук: фонетики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и других. Но пока мы не познакомимся с основами науки о языке, с ее главными положениями, мы не сможем глубоко и серьезно, а главное – точно судить о своей собственной речевой культуре и о культуре речи наших учеников.
Конечно, есть такие индивидуумы, которые считают: “ Как сказал – так и ладно. Все равно поймут!” Но правы ли они? Можно ли утверждать, что небрежную, неточную речь правильно поймут? А какие “неувязки ” выходят иной раз из-за неправильного толкования, это каждый испытал на собственном опыте. Значит нельзя руководствоваться нехитрым правилом “все равно поймут”. Нет, неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Значит, культура речи не личное дело каждого из нас, а общественная необходимость.
Задача
воспитания навыков культуры речи у
учащихся – одна из серьезных задач,
стоящих перед школой и педагогами. Этим
вопросам посвящаются статьи во многих
журналах и газетах. Однако нельзя не признать,
что воспитание навыков культуры речи
ведется, зачастую, эмпирически, от случая
к случаю, не выработана система необходимых
упражнений, нет еще нужных для этой работы
пособий.
Глава
1. Освоение звукопроизношения
детьми..
РЕЧЬ - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.
На протяжении последних 25 - 30 лет процессы становления речи у детей исследовались весьма интенсивно, особенно за рубежом. Эти разработки были ориентированы на решение различных задач и выполнялись специалистами разного профиля. В настоящее время необходимо обобщение полученных результатов в рамках более или менее цельной концепции.
Бельгийский лингвист А. Грегуар в своей работе "Об овладении речью", составившей эпоху в изучении начал детской речи, считает, что исследователь речи должен изо дня в день находиться срeди грудных детей, наблюдая точно, осторожно и аккуратно проявления языкового поведения, условия их появления и функционирования. Якобсон пишет, что данные, полученные нами при изучении овладения языком ребенка, способствуют структурному анализу языка и поиску общих законов. У ребенка в овладении языком нет хаоса, дети разных стран и континентов с поразительной универсальностью используют ту же хронологию, последовательность усвоения звуков речи.
Cреди
наиболее плодотворно
Якобсон пишет, что любая фонологическая система является стратифицированной структурой, образуя наложенные друг на друга пласты. Эти пласты иерархически организованы и универсальны, появляются и распадаются в определенном порядке. Фонологическое богатство детского лепета по мере овладения конкретным языком уступает место фонологическому ограничению, при этом согласные приобретают фонологическую значимость раньше гласных.
Иерархичность и определенную последовательность приобретения мы видим не только на уровне овладения звуками речи, но и в овладении другими уровнями языка, в частности - грамматики. И здесь имеет смысл говорить об универсалиях (т.е. том, что свойственно всем людям вообще, независимо от конкретного языка) и - с другой стороны - о языковой специфике. Нужно также говорить и об общекогнитивных предпосылках овладения языком (выделение субъекта- объекта, понятие причинности, места, роли и т.д., что есть и вне языка). Особо этими вопросами занимались такие выдающиеся психологи как Жан Пиаже и Лев Выготский.
Говоря об общих тенденциях в развитии языковых возможностей ребенка, Ж. Пиаже высказывает идею о том,что у ребенка формируется сначала "речь для себя" ("эгоцентрическя речь"), и только потом , под давлением взрослых - социализированная "речь для других". Выготский - наоборот- считает, что речь ребенка развивается от мыслей вслух - к мысли для себя. Происходит, по Выготскому, постепенная интериоризация речи. "...Не постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, но постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом детского развития".
Усвоение ребенком звуковой стороны слова – сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы: вслушивание в звучание слова, различение и правильное произношение звуков, самостоятельное вычленение их из слова, анализ его звуковой и слоговой структуры, активные действия со словами (собственное рифмо-творчество, стихотворчество), формирование интереса к слову. Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребенка с окружающими в различных видах деятельности
1.1
Врожденные предпосылки
освоения языка
Идею о том, что для освоения языка необходимы врожденные задатки, предельно категорично высказал американский исследователь Н. Хомский. Хомского интересовали процессы, которые позволяют ребенку реконструировать грамматику конкретного языка на основе ограниченных о нем сведений. Чтобы это стало возможным, как полагал Хомский, ребенок должен от рождения владеть универсальной лингвистической теорией, позволяющей ему понять, "на каком из возможных языков говорит сообщество, в которое он попал. Чтобы узнать, на каком языке говорит сообщество, ребенок должен обладать способностью воспринимать речевые сигналы, характерные для данной языковой среды. Такая возможность, по мнению Хомского, заложена в системе дифференциальных признаков, акустико-артикуляторные характеристики которых универсальны.
Как первый, так и последний из этих тезисов более чем сомнительны, но они явились импульсом для проведения широкого круга исследований. Особенно интенсивно исследовалась способность детей воспринимать различные фонетические контрасты. В этих работах, как правило, использовались варианты одной и той же экспериментальной ситуации. Некоторый речевой стимул (обычно слог типа СГ) предъявляли детям многократно, вплоть до угасания начальной ориентировочной реакции. Затем стимул замещался другим сигналом, контрастирующим с предыдущим определенным образом, например, по звонкости или по месту артикуляции согласного. Возобновление ориентировочной реакции считалось свидетельством того, что ребенок воспринимает соответствующий фонетический признак. В зависимости от возраста ребенка в качестве индикатора ориентировочной реакции использовали изменения сердечной деятельности и сосательной активности, повороты головы и глаз в сторону источника звука и др.. При исследовании детей 6 месяцев и старше применяли условно-рефлекторные методики, например, показ игрушки, сопутствующий изменениям звукового сигнала. В работе представлен обзор этих исследований до 1983 г.
Эти эксперименты показали, что дети с первых месяцев жизни способны воспринимать все основные фонетические контрасты - различия согласных по глухости-звонкости, по месту образования и т. д.
На
основе этих результатов был сделан
вывод о том, что человек от
рождения снабжен детекторами основных
(универсальных) фонетических признаков.
1.2.
Эволюция способности
различать звуковые
контрасты
Вопреки мнению Н. Хомского, конкретные языки различаются по составу дифференциальных признаков и по фонетической реализации сходных дифференциальных признаков.
Таким образом, отдельные фонетические различия в конкретном языке могут соответствовать, а могут и не соответствовать тем акустическим контрастам, которые способен воспринимать ребенок до стадии обучения. Примером может служить контраст между смычными согласными по глухости-звонкости, связанный с длительностью задержки начала фонации. В английском языке смычные согласные различаются по этому признаку примерно так же, как и стимулы, воспринимаемые контрастно младенцами. В испанском языке граница между этими согласными лежит в другом диапазоне задержек. Таким образом, английские дети могут использовать врожденную способность различать эти звуки, а испанские дети должны переучиваться, что и наблюдается на самом деле.
Информация о работе Особенности усвоения детьми звуковой стороны речи