Особенности социально-воспитательной работы с трудновоспитуемыми детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Информатизация общества привела к распространению по всей стране сети игровых автоматов и появлению синдрома «игромании» у несовершеннолетних; сокращение базы досуговой деятельности молодежи увеличило число безнадзорных и беспризорных подростков, породило такой порок, как алкогольная и наркотическая зависимость у детей 10-12 лет; отсутствие должной межведомственной координации в профилактической работе с несовершеннолетними, криминализация молодежной среды снизили возрастной порог преступности среди детей и подростков. Все это заставляет образовательные учреждения, родительскую и педагогическую общественность усилить внимание к детям и подросткам, нарушающим нормы и правила поведения в школе и общественных местах и создающим трудности в организации проведения педагогического процесса. Трудновоспитуемость детей и педагогическая запущенность подростков остаются сложной проблемой в профессиональной деятельности учителей общеобразовательной школы и питательной средой для безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому организация работы с трудными детьми и подростками в стенах школы и за ее пределами – одна из актуальных проблем современного образования. Проблема трудностей в поведении детей и подростков возникла не вчера. Об особенностях работы с нарушителями школьной дисциплины писали в свое время И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистерверг, на необходимость специфических педагогических подходов к трудным ученикам указывали П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.П. Кащенко и др. Поиск новых подходов к решению проблемы «трудного поведения детей и подростков активизировался в периоды социальных изломов, изменений, происходящих в обществе. В наши дни отклонения в поведении детей и подростков возникают, по мнению специалистов, в результате политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, пропагандируемой средствами массовой информации, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением детей вследствие чрезмерной занятости родителей или их безразличия к жизни собственных детей. Просчеты семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность учащегося. Все это приводит к тяжелым последствиям, сказывающимся не только на обстановке в конкретном классе и школе, но и на ситуации в обществе в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

РАЗДЕЛ 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ»
Историческое развитие понятия трудновоспитуемый ……………….6
Сущность понятия «трудновоспитуемый» в социальной педагогике..7
Причины возникновения трудновоспитуемости ……………………...11

Выводы к 1 разделу ..………………………………………………………… .14

РАЗДЕЛ 2.

ТИПИЧНЫЕ ГРУППЫ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НИМИ
Типизация «трудных» детей и подростков ……………………………16
Права, должностные обязанности, сфера деятельности, функции социального педагога по работе с подростками ……………………... 24
Особенности социально-воспитательной работы с трудными детьми и подростками……………………………………………………………. 26
Арсенал форми, методов, средств, используемых социальным педагогом в работе с подростками……………………………………..28

Выводы ко 2 разделу ………………………………………………………….. 29

ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА(НАПИСАНИЕ).doc

— 173.50 Кб (Скачать)

2.3. Особенности социально-воспитательной работы с трудными детьми и подростками

     Общая социальная функция воспитания состоит  в том, чтобы передавать из поколения  в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание - вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретное его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.

В узком  смысле под воспитанием понимают целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему  качеств  или  какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание нравственности, или нравственное воспитание). В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется посредством включения ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

     Рассматривая  различные трактовки понятия  «воспитание», можно определить общие признаки, которые выделяются большинством исследователей:

- целенаправленность воздействий на воспитанника;

- социальная направленность этих воздействий;

- создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;

- освоение человеком комплекса социальных ролей. Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на человека и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка.

     На  социальные изменения в ребенке  существенное влияние оказывает  и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. Здесь  важен правильный выбор педагогических средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой - познать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия.

     Социальное  воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на учащихся предполагает их активную позицию. Социальное воспитание выступает как регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, способствовать достижению идеала, культивируемого обществом. Если развитие направлено на качества, которые присущи индивиду, то воспитание исходит из качеств общественной морали, и эти качества усваиваются индивидом в процессе воспитания.

     Воспитание предполагает не только формирование личности, но и создание условий для развития индивидуальности.

2.4. Арсенал форм, методов,  средств, используемых  социальным  педагогом  в работе с подростками

 

       Педагогический  инструментарий социального педагога является одним из условий эффективности его работы с подростками, который является составной частью профессионального мастерства. А на основе, проведенного нами исследования, видно, что социальным педагогом в их деятельности просто необходимо профессиональное мастерство и тем более в сегодняшнее время его нужно повышать. Потому что меняются подростки, изменяется система работы с ними, а для достижения эффекта воспитания и развития личности нужны отличные знания, умения, навыки и новые методы, формы в работе с воспитанниками.

       В СШ №52 г.Севастополя социальный педагог использует следующие формы и методы в работе с подростками. Он проводит беседы, лекции о половом воспитании, лекции на темы: “Помоги себе сам”, “Укрепи и сохрани свое здоровье” и другие, лекции о правовой защите подростков, консультации по проблемам трудоустройства подростков и решении жилищных проблем. Также социальный педагог проводит лекции и семинары для родителей по проблемам воспитания детей. При этом педагог использует методы внушения, убеждения, сопереживания и эмоционального заражения.

       Кроме того, социальный педагог составляет картотеки неполных семей с указанием  сведений о родителях, воспитании подростков, детей – сирот, ведет учет об оказании материальной и финансовой помощи. Для этого социальный педагог  читает лекции, организует доверительные беседы. С подростками, употребляющими алкоголь и наркотики, проводится профилактика по злоупотреблению спиртных напитков, наркосредств путем бесед, лекций с приглашением наркологов и психиатров. С этой категорией подростков социальные педагоги работают индивидуально. Также в воспитательной работе с подростками социальные педагоги используют средства,то есть наглядные пособия, книги, радио, телевидение, а также виды деятельности, в которые вовлекаются подростки. 

      Выводы  ко 2 разделу:

       1. Во втором разделе мы рассмотрели различные подходы к типологии трудных детей и подростков. Выявили, что психологи и педагоги предлагают несколько систем типизации. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А. И. Кочетову. Он выделяет 4 типа трудных детей.

       2. Мы рассмотрели основные формы, средства и методы социально-воспитательной работы. И пришли к выводу, что все эти формы, средства, методы воспитания очень важны в работе социального педагога с трудными детьми и подростками, так как они развивают их личность и воспитывают ее. Кроме этого социальному педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности и уровень воспитанности подростков. Так как на основе психологической характеристики подростка педагог использует определенные методы воспитания в работе с ним. И именно это является условием эффективности работы специалиста. 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ 

      Изучив  тему курсовой работы мы пришли к таким  выводам:

  1. Мы определяем трудновоспитуемость подростков как сопротивляемость педагогическим воздействиям. Именно в этом определении фокусируется и наличие отклонений в нравственном развитии, и педагогическая запущенность и добавляется еще один аспект - взаимодействие ребенка и воспитателя.
  2. Анализ материалов исследования показал, что причинами отклонений в поведении детей и подростков являются: педагогическая неграмотность родителей, безнадзорность, вызванная занятостью родителей, отрицательный пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи. Эти типичные ошибки семейного воспитания дополняются типичными недостатками в школьном воспитании.
  3. Причины, вызывающие трудновоспитуемость, не действуют изолированно друг от друга. Никакая отдельно взятая причина не может фактически быть единственной: трудновоспитуемость всегда создается комплексом причин, стечением ряда неблагоприятных обстоятельств.
  4. В результате исследования можно сделать вывод, что дети с отклонениями в поведении и нравственном развитии нуждаются в специальных педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения.
  5. Наиболее эффективными педагогическими приемами, используемыми в нашей опытно – экспериментальной работе являются: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности.
  6. Перевоспитание трудных детей может быть успешно осуществлено лишь при наличии научного подхода к решению проблемы. Главное место отводится здесь индивидуальной целенаправленной работе с трудновоспитуемыми.
  7. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт по отношению к перевоспитываемому требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы ситуации, особенностям личности подростка, состоянию, в котором он в настоящее время находится, и поэтому давали бы максимальный эффект.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Блонский  П. П. Трудные школьники / П. П. Блонский – М., 1930. – 128 с.
  2. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков / В. Г. Баженов – Киев, 1986.
  3. Бастун. Н. А. Дети с задержкой психического развития и их обучение / Н. А. Бастун, Т. В. Сак., Т. Д. Ильяшенко – К., 1997
  4. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика / Н. Вайзман – М., 1996. – С. 140-141
  5. Вайзман Н. : [Указ.соч.] / Н. Вайзман – С. 144 - 146
  6. Василькова Ю. В., Социальная педагогика: [Учебное пособие] / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова
  7. Дети риска : основные направления работы с ними / [Составители: Тищенко С. М., Ковалев В. Н.]. - Севастополь, 2001.
  8. Жигайло Н.І. Соціальная педагогіка : [Навчальний посібник] / Н. І. Жигайло – Л.: Новий Світ - 2000, 2007
  9. Кащенко В. П. Асоциальное поведение школьника / В. П. Кащенко (вопросы психологии) - 2003.- №5. с. 43.
  10. Мясищев В. Н. Личность и отношения человека . Проблемы личности. /     В. Н. Мясищев – М., 1969.
  11. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: [Учебник] / Л. В. Мардахаев – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
  12. Невский И. А. Ранняя диагностика и профилактика педагогической запущенности детей / И. А. Невский, Р. В Овчарова. – Курган, 1985.
  13. Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися: планирование, мониторинг развития учащихся, разработки занятий с педагогами и родителями: [авт.-сост. Н. М.Гончарова].  Волгоград - Учитель, 2007. – 157 с.
  14. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: [Сборник документов и материалов]. М., 1984, с. 7
  15. Пальчевський С. С. Соціальна педагогіка: [Навчальний посібник] / С. С. Пальчевський – К.: Кондор, 2003. – 360 с.
  16. Гонеев А. Д., Годовникова Л. В. Работа учителя  с трудными подростками: [учеб.пособие для студ. высших учеб.заведений] / А. Д. Гонеев, Л. В. Годовникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240с.
  17. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: [Учебное пособие для учителей и родителей]. / В. Г. Степанов – М.: Академия, 1997. – 320
  18. Собкин В. С. Проявление девиации в подростковой субкультуре: [Вопросы психологии]. / В. С. Собкин - 2004. - №3. с. 6
  19. .Волков Ю. Г. Социология молодёжи. / Ю. Г. Волков, В. И.          Добреньков , Ф. Г. Кадария и др.-  Ростов - на Дону, 2002. с. 480.
  20. Собкин В. С. Проявление девиации в подростковой субкультуре: [Вопросы психологии]. / В. С. Собкин - 2004.- №3. с. 7
  21. [электронный ресурс]. – Режим доступа: 59http://school15.beluo.ru/for_Vosp.html
  22. [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.eti-deti.ru/child/107.html
  23. [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.5ka.ru/68/27313/1.html
  24. [электронныйресурс].–Режим доступа: http: // www.4b.21412s07 .edusite.ru /DswMedia/ programmavospitat
  25. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // festival.1september.ru /authors/103-631-296/
 

 

Информация о работе Особенности социально-воспитательной работы с трудновоспитуемыми детьми