Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 22:28, курсовая работа
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Информатизация общества привела к распространению по всей стране сети игровых автоматов и появлению синдрома «игромании» у несовершеннолетних; сокращение базы досуговой деятельности молодежи увеличило число безнадзорных и беспризорных подростков, породило такой порок, как алкогольная и наркотическая зависимость у детей 10-12 лет; отсутствие должной межведомственной координации в профилактической работе с несовершеннолетними, криминализация молодежной среды снизили возрастной порог преступности среди детей и подростков. Все это заставляет образовательные учреждения, родительскую и педагогическую общественность усилить внимание к детям и подросткам, нарушающим нормы и правила поведения в школе и общественных местах и создающим трудности в организации проведения педагогического процесса. Трудновоспитуемость детей и педагогическая запущенность подростков остаются сложной проблемой в профессиональной деятельности учителей общеобразовательной школы и питательной средой для безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому организация работы с трудными детьми и подростками в стенах школы и за ее пределами – одна из актуальных проблем современного образования. Проблема трудностей в поведении детей и подростков возникла не вчера. Об особенностях работы с нарушителями школьной дисциплины писали в свое время И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистерверг, на необходимость специфических педагогических подходов к трудным ученикам указывали П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.П. Кащенко и др. Поиск новых подходов к решению проблемы «трудного поведения детей и подростков активизировался в периоды социальных изломов, изменений, происходящих в обществе. В наши дни отклонения в поведении детей и подростков возникают, по мнению специалистов, в результате политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, пропагандируемой средствами массовой информации, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением детей вследствие чрезмерной занятости родителей или их безразличия к жизни собственных детей. Просчеты семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность учащегося. Все это приводит к тяжелым последствиям, сказывающимся не только на обстановке в конкретном классе и школе, но и на ситуации в обществе в целом.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
РАЗДЕЛ 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ»
Историческое развитие понятия трудновоспитуемый ……………….6
Сущность понятия «трудновоспитуемый» в социальной педагогике..7
Причины возникновения трудновоспитуемости ……………………...11
Выводы к 1 разделу ..………………………………………………………… .14
РАЗДЕЛ 2.
ТИПИЧНЫЕ ГРУППЫ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НИМИ
Типизация «трудных» детей и подростков ……………………………16
Права, должностные обязанности, сфера деятельности, функции социального педагога по работе с подростками ……………………... 24
Особенности социально-воспитательной работы с трудными детьми и подростками……………………………………………………………. 26
Арсенал форми, методов, средств, используемых социальным педагогом в работе с подростками……………………………………..28
Выводы ко 2 разделу ………………………………………………………….. 29
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….32
2.3. Особенности социально-воспитательной работы с трудными детьми и подростками
Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание - вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретное его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.
В узком смысле под воспитанием понимают целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание нравственности, или нравственное воспитание). В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется посредством включения ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Рассматривая различные трактовки понятия «воспитание», можно определить общие признаки, которые выделяются большинством исследователей:
- целенаправленность воздействий на воспитанника;
- социальная направленность этих воздействий;
- создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
- освоение человеком комплекса социальных ролей. Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на человека и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка.
На социальные изменения в ребенке существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. Здесь важен правильный выбор педагогических средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой - познать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия.
Социальное воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на учащихся предполагает их активную позицию. Социальное воспитание выступает как регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, способствовать достижению идеала, культивируемого обществом. Если развитие направлено на качества, которые присущи индивиду, то воспитание исходит из качеств общественной морали, и эти качества усваиваются индивидом в процессе воспитания.
Воспитание предполагает не только формирование личности, но и создание условий для развития индивидуальности.
Педагогический инструментарий социального педагога является одним из условий эффективности его работы с подростками, который является составной частью профессионального мастерства. А на основе, проведенного нами исследования, видно, что социальным педагогом в их деятельности просто необходимо профессиональное мастерство и тем более в сегодняшнее время его нужно повышать. Потому что меняются подростки, изменяется система работы с ними, а для достижения эффекта воспитания и развития личности нужны отличные знания, умения, навыки и новые методы, формы в работе с воспитанниками.
В СШ №52 г.Севастополя социальный педагог использует следующие формы и методы в работе с подростками. Он проводит беседы, лекции о половом воспитании, лекции на темы: “Помоги себе сам”, “Укрепи и сохрани свое здоровье” и другие, лекции о правовой защите подростков, консультации по проблемам трудоустройства подростков и решении жилищных проблем. Также социальный педагог проводит лекции и семинары для родителей по проблемам воспитания детей. При этом педагог использует методы внушения, убеждения, сопереживания и эмоционального заражения.
Кроме
того, социальный педагог составляет
картотеки неполных семей с указанием
сведений о родителях, воспитании подростков,
детей – сирот, ведет учет об оказании
материальной и финансовой помощи.
Для этого социальный педагог
читает лекции, организует доверительные
беседы. С подростками, употребляющими
алкоголь и наркотики, проводится профилактика
по злоупотреблению спиртных напитков,
наркосредств путем бесед, лекций с приглашением
наркологов и психиатров. С этой категорией
подростков социальные педагоги работают
индивидуально. Также в воспитательной
работе с подростками социальные педагоги
используют средства,то есть наглядные
пособия, книги, радио, телевидение, а также
виды деятельности, в которые вовлекаются
подростки.
Выводы ко 2 разделу:
1. Во втором разделе мы рассмотрели различные подходы к типологии трудных детей и подростков. Выявили, что психологи и педагоги предлагают несколько систем типизации. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А. И. Кочетову. Он выделяет 4 типа трудных детей.
2.
Мы рассмотрели основные формы, средства
и методы социально-воспитательной работы.
И пришли к выводу, что все эти формы, средства,
методы воспитания очень важны в работе
социального педагога с трудными детьми
и подростками, так как они развивают их
личность и воспитывают ее. Кроме этого
социальному педагогу необходимо учитывать
индивидуальные особенности и уровень
воспитанности подростков. Так как на
основе психологической характеристики
подростка педагог использует определенные
методы воспитания в работе с ним. И именно
это является условием эффективности
работы специалиста.
ВЫВОДЫ
Изучив тему курсовой работы мы пришли к таким выводам:
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Особенности социально-воспитательной работы с трудновоспитуемыми детьми