Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 22:28, курсовая работа
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Информатизация общества привела к распространению по всей стране сети игровых автоматов и появлению синдрома «игромании» у несовершеннолетних; сокращение базы досуговой деятельности молодежи увеличило число безнадзорных и беспризорных подростков, породило такой порок, как алкогольная и наркотическая зависимость у детей 10-12 лет; отсутствие должной межведомственной координации в профилактической работе с несовершеннолетними, криминализация молодежной среды снизили возрастной порог преступности среди детей и подростков. Все это заставляет образовательные учреждения, родительскую и педагогическую общественность усилить внимание к детям и подросткам, нарушающим нормы и правила поведения в школе и общественных местах и создающим трудности в организации проведения педагогического процесса. Трудновоспитуемость детей и педагогическая запущенность подростков остаются сложной проблемой в профессиональной деятельности учителей общеобразовательной школы и питательной средой для безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому организация работы с трудными детьми и подростками в стенах школы и за ее пределами – одна из актуальных проблем современного образования. Проблема трудностей в поведении детей и подростков возникла не вчера. Об особенностях работы с нарушителями школьной дисциплины писали в свое время И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистерверг, на необходимость специфических педагогических подходов к трудным ученикам указывали П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.П. Кащенко и др. Поиск новых подходов к решению проблемы «трудного поведения детей и подростков активизировался в периоды социальных изломов, изменений, происходящих в обществе. В наши дни отклонения в поведении детей и подростков возникают, по мнению специалистов, в результате политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, пропагандируемой средствами массовой информации, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением детей вследствие чрезмерной занятости родителей или их безразличия к жизни собственных детей. Просчеты семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность учащегося. Все это приводит к тяжелым последствиям, сказывающимся не только на обстановке в конкретном классе и школе, но и на ситуации в обществе в целом.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
РАЗДЕЛ 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ»
Историческое развитие понятия трудновоспитуемый ……………….6
Сущность понятия «трудновоспитуемый» в социальной педагогике..7
Причины возникновения трудновоспитуемости ……………………...11
Выводы к 1 разделу ..………………………………………………………… .14
РАЗДЕЛ 2.
ТИПИЧНЫЕ ГРУППЫ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НИМИ
Типизация «трудных» детей и подростков ……………………………16
Права, должностные обязанности, сфера деятельности, функции социального педагога по работе с подростками ……………………... 24
Особенности социально-воспитательной работы с трудными детьми и подростками……………………………………………………………. 26
Арсенал форми, методов, средств, используемых социальным педагогом в работе с подростками……………………………………..28
Выводы ко 2 разделу ………………………………………………………….. 29
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ЧЕРКАССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ
БОГДА ХМЕЛЬНИЦКОГО
Учебно-научный институт педагогического образования,
социальной работы и искусства
Кафедра
социальной работы и социальной педагогики
МАЛОВИЧКО
Татьяна Ивановна
ОСОБЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ
ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
6.010100 – Социальная педагогика
КУРСОВАЯ РАБОТА
Научный руководитель -
Тютюнник О. В.
кандидат
Севастополь-2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
РАЗДЕЛ 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ»
Выводы к 1 разделу ..………………………………………………………… .14
РАЗДЕЛ 2.
ТИПИЧНЫЕ ГРУППЫ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НИМИ
Выводы ко
2 разделу …………………………………………………………
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………30
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
……………………….32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
проблемы. Изменения, происходящие сегодня
в нашем обществе, выдвинули целый ряд
проблем, одной из которых является проблема
воспитания трудного ребенка. Информатизация
общества привела к распространению по
всей стране сети игровых автоматов и
появлению синдрома «игромании» у несовершеннолетних;
сокращение базы досуговой деятельности
молодежи увеличило число безнадзорных
и беспризорных подростков, породило такой
порок, как алкогольная и наркотическая
зависимость у детей 10-12 лет; отсутствие
должной межведомственной координации
в профилактической работе с несовершеннолетними,
криминализация молодежной среды снизили
возрастной порог преступности среди
детей и подростков. Все это заставляет
образовательные учреждения, родительскую
и педагогическую общественность усилить
внимание к детям и подросткам, нарушающим
нормы и правила поведения в школе и общественных
местах и создающим трудности в организации
проведения педагогического процесса.
Трудновоспитуемость детей и педагогическая
запущенность подростков остаются сложной
проблемой в профессиональной деятельности
учителей общеобразовательной школы и
питательной средой для безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних.
4.
Выявить особенности социально-воспитательной
работы с ними.
При решении поставленных задач
использовались методы: анализ социально-педагогической,
социально психологической литературы
по данной теме, а также изучение и обобщение
опыта социального педагога по проблемам
социально-воспитательной работы с трудновоспитуемыми
детьми и подростками.
РАЗДЕЛ
1
«ТРУДНОВОСПИТУЕМЫЙ»:
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ
1.1. Историческое развитие понятия «трудновоспитуемый»
Изучение
любого психолого-педагогического явления
предполагает рассмотрение его методологических
основ, наиболее существенных признаков,
характерных проявлений, причинно-следственных
связей с другими педагогическими
явлениями, а также наиболее рациональных
путей и средств его позитивного использования
в учебно-воспитательном процессе. Прежде
всего, необходимо хорошо разобраться
в сущности употребляемых педагогических
категорий «трудновоспитуемость» и «педагогическая
запущенность». Понятия «трудный школьник»,
«трудновоспитуемость» родились не в
науке, а в обыденной жизни, в практике
обучения и воспитания детей [7, с.3]. Одними
из ранних исследователей проблемы трудновоспитуемых
детей были врачи. Практически именно
к ним прежде всего обращались родители
с этими проблемами, и им приходилось их
решать. Они писали статьи в журналы, брошюры
по проблемам трудновоспитуемости (А.
Дернова-Ярмоленко, М. Перфильев). Среди
педагогов и психологов, опубликовавших
работы по проблемам трудновоспитуемости,
были те, кто непосредственно работал
в системе исправления, перевоспитания
– Д. А. Дриль, М. Ф. Кащенко, В. М. Сорока-Росинский,
А. С. Макаренко и другие. Понятие «трудные
дети» имело широкое распространение
в довоенное время. На какое-то время это
понятие исчезло, а в 50-х - 60-х годах вновь
появилось. В настоящее время этот термин
прочно укоренился в научном словаре педагогики
и педагогической психологии, употребляется
довольно широко и в школьной практике,
и в периодической печати, и научно-педагогической
литературе. Но и сегодня среди ученых
идет дискуссия о целесообразности его
использования. Удачен ли термин «трудные»
дети? Нередко он ассоциируется с оскорбительной
этикеткой, наклеиваемой на ребенка. Думается,
что его не следует применять в общении
с конкретным школьником и его родителями.
В разговоре с последними лучше говорить
о некоторых сложностях психического
развития ребенка [17, c.56]. Поэтому современная
педагогика слова «трудные дети», «трудный
ребёнок» старается использовать как
можно реже, заменяя их словами «дети группы
риска», «педагогически запушенные дети»,
«социально запущенные дети» или «дети
нестандартного поведения», а то и вовсе
запрещает.
1.2. Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике
Понятие «трудный» - очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой «не»: невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Каждый трудный ребенок труден по своему. Ученые-педагоги и психологи: В. Г. Степанов, Н. А. Бастун, Т. В. Сак, Т. Д. Ильяшенко [3], а также учителя общеобразовательных школ называют от 50 до 200 признаков трудновоспитуемости школьников. Общее, что отмечают все, - это сложность и малоэффективность учебной и воспитательной работы с такими школьниками. Количество трудных детей в классе, как показали исследования Т. С. Гурлеевой, колеблется, в среднем, от 3 до 12%. Педагогическая трудность детей приходится, в основном, на подростковый возраст: в начальной школе трудные учащиеся составляют примерно 16%, в средней около 60% и в старших классах – около 24%. Изучение процентного соотношения мальчиков и девочек в категории трудных школьников показало, что мальчиков среди них гораздо больше. Однако в последнее время наблюдается тенденция увеличения процентного соотношения девочек: если 10-15 лет назад среди трудных школьников девочки составляли 8-10%, то в настоящее время – до 20-25% [7, c.3].
До настоящего времени понятие «трудные дети» не имеет общепринятой трактовки у психологов и педагогов. Это связано со слабостью и многоаспектностью явления, именуемого трудновоспитуемостью.
Детей, чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по разному: «педагогически запущенными», «социально запущенными», «социально незащищенными», с «отклоняющимся поведением», «трудновоспитуемыми», «дезадаптированными», «социально заброшенными», с «девиантным поведением», с «делинквентным поведением», с «асоциальным поведением», с «антисоциальным поведением» и с «социальной патологией» и т.п.
Все выше перечисленные дети являются «трудными».
Понятия
«трудный» и «
Термин трудновоспитуемость означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости – чаще всего отставание личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т.д. и как тревожный результат – трудные дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении.
А. М. Прихожан к трудным подросткам относит тех, чье поведение значительно выходит за границы социальной нормы, кто плохо поддается и активно сопротивляется воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. Р. В. Овчарова выделяет особенности личности педагогически запущенного ученика:
а) непродуктивность, затрудненность деятельности и отношений;
б) такие
особенности поведения, как имитация
или подражание отрицательным примерам.
Компенсация или замещение
в) доминирование негативного эмоционального состояния, которое дезорганизует ребенка, делает его педагогически трудным [].
Школьные проблемы трудных подростков отражаются также в понятии «школьная дезадаптация», при этом исследователи выделяют две группы школьников: с неустойчивой и устойчивой школьной дезадаптацией (Н. В. Морозова, Л. В. Шибаева). Дети с неустойчивой школьной дезадаптацией отличаются прежде всего тем, что не могут успешно справляться с учебной нагрузкой. Дети с устойчивой школьной дезадаптацией имеют еще один отличительный признак – асоциальное поведение: грубость, хулиганские выходки, демонстративное поведение, побеги из дома, прогулы уроков, агрессия, высокая конфликтность (особенно с взрослыми) и т.д. [8, c.96].
Большинство современных ученых и практиков к группе трудных относят подростков с девиантным поведением (А. Д. Гонеев, Ю. Ф. Клейберг, Г. М. Понанин, М. И. Рожков, В. Г. Степанов и др.). Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм.
В. Г. Степанов предлагает различать понятия трудные и педагогически запущенные дети. Все трудные подростки являются педагогически запущенными, и приведенные выше характеристики педагогически запущенных школьников относятся именно к этой категории подростков. Но не все педагогически запущенные дети являются трудными: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
Информация о работе Особенности социально-воспитательной работы с трудновоспитуемыми детьми