Особенности социально-воспитательной работы с трудновоспитуемыми детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Информатизация общества привела к распространению по всей стране сети игровых автоматов и появлению синдрома «игромании» у несовершеннолетних; сокращение базы досуговой деятельности молодежи увеличило число безнадзорных и беспризорных подростков, породило такой порок, как алкогольная и наркотическая зависимость у детей 10-12 лет; отсутствие должной межведомственной координации в профилактической работе с несовершеннолетними, криминализация молодежной среды снизили возрастной порог преступности среди детей и подростков. Все это заставляет образовательные учреждения, родительскую и педагогическую общественность усилить внимание к детям и подросткам, нарушающим нормы и правила поведения в школе и общественных местах и создающим трудности в организации проведения педагогического процесса. Трудновоспитуемость детей и педагогическая запущенность подростков остаются сложной проблемой в профессиональной деятельности учителей общеобразовательной школы и питательной средой для безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому организация работы с трудными детьми и подростками в стенах школы и за ее пределами – одна из актуальных проблем современного образования. Проблема трудностей в поведении детей и подростков возникла не вчера. Об особенностях работы с нарушителями школьной дисциплины писали в свое время И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистерверг, на необходимость специфических педагогических подходов к трудным ученикам указывали П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.П. Кащенко и др. Поиск новых подходов к решению проблемы «трудного поведения детей и подростков активизировался в периоды социальных изломов, изменений, происходящих в обществе. В наши дни отклонения в поведении детей и подростков возникают, по мнению специалистов, в результате политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, пропагандируемой средствами массовой информации, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением детей вследствие чрезмерной занятости родителей или их безразличия к жизни собственных детей. Просчеты семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность учащегося. Все это приводит к тяжелым последствиям, сказывающимся не только на обстановке в конкретном классе и школе, но и на ситуации в обществе в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

РАЗДЕЛ 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ»
Историческое развитие понятия трудновоспитуемый ……………….6
Сущность понятия «трудновоспитуемый» в социальной педагогике..7
Причины возникновения трудновоспитуемости ……………………...11

Выводы к 1 разделу ..………………………………………………………… .14

РАЗДЕЛ 2.

ТИПИЧНЫЕ ГРУППЫ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НИМИ
Типизация «трудных» детей и подростков ……………………………16
Права, должностные обязанности, сфера деятельности, функции социального педагога по работе с подростками ……………………... 24
Особенности социально-воспитательной работы с трудными детьми и подростками……………………………………………………………. 26
Арсенал форми, методов, средств, используемых социальным педагогом в работе с подростками……………………………………..28

Выводы ко 2 разделу ………………………………………………………….. 29

ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА(НАПИСАНИЕ).doc

— 173.50 Кб (Скачать)

      Вторым  признаком трудных подростков выступает  их особая потребность в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимания сверстников. Трудный  подросток не является безнадежно испорченным  человеком, он просто требует участия  и терпения окружающих.      Проблема трудностей в поведении и общении ребенка обостряется в переходные периоды, когда меняется и сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими.

                                                                      1.3. Причины возникновения трудновоспитуемости 

     Основные  причины, в силу которых ребенок  становится трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве кроются  в воспитании, в условиях окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника  и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе – с детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все что посильно другим людям, ему не посильно, значит в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить.       Ребёнок становится трудным, справедливо отмечает профессор               А. И. Кочетов, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний [18, c.6].

     В конце 19 начале 20 вв. учёными было проведено множество исследований, с целью установить причины отклонения поведения детей и подростков от нормы. В итоге появились различные теории, которые можно условно разделить на две группы:

 - биологические причины;

 - психологические причины [19, c.480].

       Так, например, авторы биологических теорий, такие как итальянский врач Цезаре Ломброзо или американец Уильям Шелдон считали, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Даже конституция тела человека определяет черты характера. Учёные выделили три типа человеческой фигуры:

 1. Эндоморф - человек умеренной полноты с  мягким и несколько округлым  телом - такому человеку свойственны  общительность, умение ладить  с людьми.

 2. Мезоморф - тело человека отличается силой  и стройностью - он отличается склонностью к беспокойству, активен и не слишком чувствителен.

 3. Эктоморф - отличается тонкостью и хрупкостью  тела - склонен к самоанализу,  наделён повышенной чувствительностью  и нервозностью.

     По  мнению авторов биологических теорий, наиболее склонны к отклонениям в поведении мезоморфы [19, c.480].

     Хотя  подобные биологические теории были популярны в начале 20 века, другие концепции их постепенно вытесняли. Сторонники психологической трактовки  связывали девиантное и делинквентное  поведение с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т.п.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за низкий рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с психологическими [19, c.481].

     К середине 20 века стали появляться теории, дающие социологическое объяснение девиантному поведению детей. Впервые  развёрнутую социологическую теорию разработал Э. Дюркгейм. Он ввёл понятие аномия, т.е. дезорганизация общества, отсутствие ценностей, нарушение порядка в отношениях между людьми.

     Впоследствии  социологическую теорию развивали  Р. Мертон, Р. Линтон, У. Миллер, Г. Беккер. В настоящее время эта теория является наиболее популярной в объяснении причин девиантного и делинквентного поведения детей [19, c.482].

     На  самом деле, по мнению современных  социологов, психологов и педагогов, никаких специальных причин возникновения  у детей асоциального поведения  искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в примерах поведения взрослых. Причины неудовлетворённости детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.       

     Современная жизнь изобилует асоциальным, т.е. не согласующимися с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами  такие «образцы», дети впитывают  их как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение детей [9, с.43].

     Причин, по которым ребёнок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно:

       Например, А. И. Кочетов выделял следующие причины:

- возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей: многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства становится всё менее цивилизованным.

- щкольная напряженность, выражающаяся в увеличении объёмов и интенсивности занятий, повышении темпов.

- большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласовывание между тем, что ребёнок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, что от него требуют в школе.

- щирокий спектр возможных недостатков морального воспитания - от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться.

- интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной части детей

- неблагоприятная наследственность

- дефекты самооценки, завышение её, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться

- неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения

- отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность)

- асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.)

- полное безразличие к ребёнку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых

- подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения

- неблагополучное течение кризисных периодов развития ребёнка, бунт против ограничения самостоятельности

- замедленные темпы умственного, социального и морального развития

- педагогическая запущенность [9, c.45].

     Причины, вызывающие трудновоспитуемость, не действуют  изолированно друг от друга. Никакая  отдельно взятая причина не может  фактически быть единственной: трудновоспитуемость  всегда создается комплексом причин, стечением ряда неблагоприятных обстоятельств.

     Надо  все время анализировать процесс  и результаты влияния на ребенка, вовремя устранять причины, порождающие  трудновоспитуемость, не давать им соединяться  вместе. 

     Выводы  к 1 разделу

     1. Мы определили, что трудные дети - это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Трудновоспитуемость и педагогическая запущенность, с одной стороны, представляют собой явления, имеющие разные источники возникновения, с другой стороны, они могут быть связаны и причинно-следственной зависимостью. На основе педагогической запущенности, при несформированности у ученика социально одобряемых норм поведения, при наличии отрицательных привычек может возникнуть сопротивление подростка воспитанию.  Иными словами, трудновоспитуемость может выступать причиной педагогической запущенности (т.е. причина и следствие здесь могут меняться местами).

 2. Выяснили, что трудновоспитуемость всегда создается комплексом причин, стечением ряда неблагоприятных обстоятельств. Причины, вызывающие трудновоспитуемость, не действуют изолированно друг от друга. Никакая отдельно взятая причина не может фактически быть единственной.

3. Изучили основные причины возникновения трудновоспитуемости.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РАЗДЕЛ 2

      

ТИПИЧНЫЕ ГРУППЫ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НИМИ 

     2.1.Типизация  «трудных» детей  и подростков.

     В педагогике и психологии нет однозначной трактовки понятия «трудный подросток», отсутствуют и единые подходы к типологии трудных подростков, диагностике и коррекции их поведения и личностного развития. Некоторые ученые и практики считают трудными всех, у кого имеются нарушения в психологическом развитии, включая умственно отсталых детей и детей с нарушениями физического развития (Л. С. Выготский, Л. В. Занков). Другие к трудным относят лишь тех, кто систематически нарушает правила поведения в школе и за ее пределами, а также имеет серьезные проблемы с учебой. Так,     И. А. Невский определяет трудных детей и подростков, исходя из причин трудновоспитуемости. Трудными он называет педагогически и социально запущенных, а также имеющих отклонения в состоянии здоровья.

     Выделяют  трудных школьников и в связи  с особенностями развития психики, порождающими неправильное поведение  ребенка, систему ведущих мотивов  и стимулов поведения, отношение  к окружающему миру и самому себе.

     Психологи и педагоги предложили несколько  систем типизации трудных детей. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору       А. И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей:

  1. Дети с нарушениеями в сфере общения
  2. Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные)
  3. Дети с недостатками умственного развития
  4. Дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные) [18, c.7].

     В. М. Сорока-Росинский, педагог, который всю свою деятельность посвятил  работе с трудновоспитуемыми, обращал внимание на то, что ребенок трудновоспитуем «по причине сложности и богатства своей натуры: молодое вино ведь всегда сильно бродит; сильные и талантливые натуры развиваются зачастую бурно, а с другой стороны, умеренность и аккуратность, столь милые сердцу многих педагогов, вовсе не всегда говорят о чем-нибудь ценном в духовном отношении» [11, c.138].

      По  своей сути они отличаются от своих  сверстников в самопроявлении и восприятии воспитательной работы с ними. В широком смысле «трудновоспитуемый» представляет собою отклонение от нормы. При этом такие отклонения автором характеризуются следующим образом [11]:

  1. Ребенок, по своему развитию находящийся ниже нормы                           (не соответствующий уровню нормально развитого ребенка его же возраста) В.М. Сорока-Росинский называл эту категорию субнормность (от лат. sub – под и norma – образец).
  2. Ребенок, характеризуемый определенной одаренностью, его отличает повышенное развитие в качественном или количественном отношении. Эта категория была названа супранормностью (от лат. supra – над, выше и norma – образец). К супранормным относятся одаренные дети, не способные адекватно реализовать свои возможности в условиях среди их жизнедеятельности.
  3. Ребенок, характеризуемый уклонением от нормы в узком смысле слова.

Такая категория характеризовалась как  денормность (от лат. de – приставка, означающая отсутствие или понижение чего-либо и norma – образец). В каких-то направлениях этот ребенок не достиг уровня нормального развития, что сказывается на его поведении, отношениях, возможности в самореализации.

Информация о работе Особенности социально-воспитательной работы с трудновоспитуемыми детьми