Особенности словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования: изучить методику словарной работы на уроках русского языка, раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы, изучить состояния и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к начальным классам, провести практическую проверку полученных результатов.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 58.32 Кб (Скачать)

Хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный  диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку лучше проводить по "Словарю" учебника, по индивидуальному словарику; ученики меняются тетрадями, проверяя друг друга, подчеркивают карандашом неверную орфограмму.

Положительный эффект дает сочетание видов заданий и  приемов работы со словом, давно  уже нашедших место в методике преподавания русского языка, с усвоением  той или иной темы. Вот несколько примеров.

Тема "Предложение" 1 класс.

Москва – столица России. Москва – самый главный город  страны. В Москве работает правительство. Машина помогает человеку в работе. Все работы хороши. Мой старший  брат шагает на работу. Тетрадь, карандаш, пенал – учебные вещи ученика. Мы любим русский язык.

Тема "правописание слов с двойными согласными". 2 класс.

Суббота – выходной день моих родителей. В апреле в стране проходит субботник. Интересный пассажир ехал с нами в одном вагоне. Витя собрал двенадцать килограммов макулатуры. Колхоз – коллективное хозяйство.

Следует заметить, что подобные диктанты проводятся по окончанию изучения темы. Всем известно, что при изучении той или иной темы по русскому языку  на страницах учебника в рамках встречаются  слова с непроверяемым написанием.  Их записывают и работают с ними. В.Д. Купров предлагает еще один вариант  работы с ними, при помощи которой  получаются довольно хорошие результаты. К примеру, пройдена в 3 классе тема "Местоимение". Новых слов здесь четыре: вместе, впереди, двенадцать, шестнадцать[15,18]. В проверочную работу по данной теме непременно включает их в задания:

Составь предложение со словами (идут слова одно, два).

Вспомни и запиши слова  с непроверяемым написанием, которые  ты изучал по теме "Местоимение". Составь с ними словосочетания.

В теме "Имя существительное" или "Имя прилагательное" предлагает такое задание:

"Просклоняй слова килограмм,  прекрасный".

Этим приучает работать учащихся с трудными словами при выполнении любого вида задания. Дети лучше запоминают и усваивают правописание таких  слов. Причем делается это при изучении каждой темы.

И еще есть одна интересная работа, дающая также положительный  результат при усвоении слов с  непроверяемым написанием и являющаяся важной для лингвистического развития учащихся. В последнее время в  средних классах учителя русского языка в работе над этими словами успешно применяют этимологический анализ. Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяется для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, "упрощенным". Составляется список слов, которые объясняются путем этимологического анализа. Так, в 3 классе эти слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп. Учащиеся узнают, что первая часть слов теле – пришла в русский язык из греческого языка и обозначает "далеко". Ребята легче и осознанней запомнят графический образ этих слов. В латинском языке есть приставка кон-. Также можно знакомить учащихся с написанием таких трудных слов, как конфета; ко- команда, командир; кол- коллекция, коллективный; ком- комиссия, компот. Третьеклассники хорошо усваивают слова с латинской приставкой де-: демонстрация, депутат, делегат, декорация[15,25].

Читая ребятам рассказ  К. Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение, и которому это занятие доставляло большую радость. "Найдешь слову  объяснение и радуешься", - говорил  он писателю. "Почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так", - говорил ребятам Купров. Показывает цветные рисунки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Учащиеся, рассматривая рисунки, делают свои первые "открытия": "Гвоздику так назвали потому, что по форме  она похожа на гвоздь, шиповник имеет  шипы, малина как бы состоит из малых  ягод, синица – синяя, медведь любит  мед и поэтому знает (ведает) где  его искать". Целесообразно провести работу со стихотворениями Е. Серовой  из цикла "Подскажи словечко":

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйся дикими

Алыми… (гвоздиками)

Для этимологического анализа  слова использовался Купровым диалог Н. Сладковой "Сорока и медведь". "Но не всегда происхождение слова  так ясно, так понятно. Очень часто  о происхождении слова мы можем  узнать только из особых книг, словарей", - говорил он. Так проходила работа со словом рябина, которое учащиеся часто пишут неверно. Сначала  дети отгадали загадку: "Под ярусом-ярусом висит зипун с красным гарузом". Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем  два раза вслух и, наконец, проговаривают  его хором. После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Учитель показывает цветной рисунок  с изображением ветки рябины и  говорит: "Слово рябина произошло  от славянского слова ряб, что  означало рябой, пестрый; ведь сочетание  мелких ярко-зеленых разных листьев  рябины и оранжево-красных ягод этого  деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит". С использованием разборных таблиц составляются и  записываются слова с корнем рябин-. Разборные таблицы используются учителем на уроке так: необходимые  части слова пишутся на кусочках белой плотной бумаги, сложенных  вдвое и аккуратно склеенных  внизу. Причем каждая морфема пишется  чернилами одного цвета (например, приставки  – зелеными, корни – красными, суффиксы – коричневыми, окончания - черными).

В ходе объяснения и образования  слова выбирает из всего "строительного  материала", лежащего  на столе, нужные морфемы и прикладывает к фланелеграфу или магнитной доске. Слово как  бы строится на глазах учащихся. Ученики  лучше его запоминают[20,116].

    - Как мы назовем  маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово рябинка?  Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы  образовать слово рябинник? Сколько  "н" надо писать в слове  рябинник? Посему? Как мы называем  куст рябины? (Рябинный). Что потребуется для строительства этого слова? Сколько "н" надо писать в данном прилагательном? Почему? Как мы назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для этого слова?

В ходе беседы на доске и  в тетрадях учащихся появляется следующая  запись:

    рябина                ряб – пестрый, рябой 

    рябинка 

    рябинник 

    рябинный 

    рябиновое 

На следующем уроке  дети используют данные слова в предложениях:

Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней  красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник.

Рассмотрим еще работу, которая прошла со словом иностранного происхождения – ветеран.

- Ребята, вам уже говорили, что наш язык изменялся, слова  исчезали, появлялись новые, старые  слова вдруг становились новыми. Как вы думаете, мы пользуемся  только русскими словами им  и словами иностранного происхождения? (Ребята могут привести примеры  нерусских слов: шоссе, метро,  кофе, автомобиль, агроном, библиотека, инженер и т.д.).  Теперь познакомимся  со словом "ветеран". Вспомните  странички букваря, объясните  значение слова. (Ветеран – это  человек, который прошел войну.  Человек, который много проработал  на заводе, фабрике, в колхозе).

- Слово ветеран пришло  к нам из французского языка,  но родилось оно от латинского  слова ветус, что значит старый. Записываем предложение: "Не стареют  душой ветераны". Кроме того, в  своей работе над словами с  непроверяемым написанием использовал  замену развернутого определения  одним словом из словаря. Во  время закрепления нового слова,  опроса самостоятельной работы  учащиеся получают задания типа "Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, который едет в поезде; перечень номеров, с которыми выступают на концерте; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам; площадка, с которой производится посадка на поезд". Или другое задание:

    1. Ответить на  вопросы, ответы записать.

    Кто продает  билеты в кассах? Какую единицу  массы составляет тысяча граммов?  Как называется группа лиц,  объединенных общей работой, общими  интересами? Как называется рисунок  в книге? 

    2.  При списывании  вставить вместо точек нужные  по смыслу слова. 

    1) Сообщение по  телеграфу -… .

    2) Килограмм –  это тысяча… .

    3) Смотр готовности  войск -… .

    4) Рисунок в  книге -… .

    5) Специалист в  области земледелия и сельского  хозяйства -… .

    6) Огородное растение, растущее кочаном -… .

    7) Старый воин  или человек, который долго  где-либо работал -… .

    11) Книга, в которой   перечислены в последовательном  порядке все дни года и события  -… .

Как показывает практика, этимологический  анализ – важное средство повышения  грамотности. Это и понятно: при  сознательном, интересном  усвоении чего бы то ни было, степень запоминания  значительно повышается. Немаловажно  и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большое моральное удовлетворение, чем механическая. Этимологические  справки к словам можно взять  в школьном этимологическом словарике  Л. Успенского "Почему не иначе?", в "Занимательной грамматике" А.Т. Арсия и Г.М. Дмитриевой.

На помощь учащимся приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово "лимон". На доске можно располагать эти  стихотворные шутки[19,150].

Г. Сапгир "Ли–мон":

Что за ли?

Что за мон?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут:

- Лимон… -

Сразу станет кисло.

Две первые строчки легко  и быстро запоминаются: "Что за ли? Что за мон?". Значит, в этом слове ошибок не будет.

Считалка И. Дельянова:

Взял Егор в углу топор.

С топором пошел во двор.

Стал чинить Егор забор,

Потерял Егор топор,

Вот и ищет до сих пор…

Поищи и ты топор!

Третьеклассники обозначают ударение, определяют безударную гласную, отвечают на вопрос, устанавливают, в  каких падежах употреблено слово  топор.

Так, названия дней недели помогают запомнить стихи Б. Заходера "Муха-цокотуха":

Жила-была Муха-чистюха.

Все время купалась Муха.

Купалась она в варенье 

В отличном

Клубничном 

Варенье.

В понедельник – 

В вишневой наливке.

Во вторник – 

В томатной подливке.

В среду – 

В лимонном желе.

В четверг – 

В киселе и смоле.

В пятницу – 

В простокваше,

В компоте 

И в манной каше… 

После того, как учащиеся выписали названия дней недели на доске  и в тетрадях, провели орфографическую  работу с ними, они отвечают на вопрос: "В каких падежах стоят существительные  с предлогами, называющие дни недели"?

Методика запоминания  словарных слов:

    1. Записать словарное  слово и поставить ударение. Например: береза.

    2. Выделить (подчеркнуть,  обвести) слог, который вызывает  трудности (сомнение) при написании.  Например: бе-ре-за.

    3. Выписать отдельно  слог, вызывающий сомнение, выделив  (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Например: бЕ, бе.

    4. Найти ассоциативный  образ, связанный со словарным  словом и записать его напротив  словарного слова. 

    Требования к  ассоциативному образу.

    а) Ассоциативный  образ обязательно должен быть  связан со словарным словом  каким-то общим признаком. 

    Модель: Сл.слово            Ас. образ 

                   признак              признак 

    Ассоциативная  связь может быть по:

    - цвету;                     - месту расположения;

    - форме;                    - звучанию;

    - действию;               - вкусу; 

    - материалу;             - назначению;

    - количеству;            - и т.д. 

    б) Ассоциативный  образ должен иметь в своем  написании не вызывающую сомнений  букву, которая является сомнительной  в словарном слове. 

    Например:

                            Сл. слово                 Ас. образ

                 береза – по цвету               БЕлая

                 береза – кудрявая              нужен грЕбень –

                                                           чтобы расчесать –

                                                           по форме, как буква Е

                             результат:              бЕреза – бЕлая

                                                         - гребень (Е) 

Информация о работе Особенности словарной работы на уроках русского языка в начальной школе