Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:49, курсовая работа
Цели исследования: изучить методику словарной работы на уроках русского языка, раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы, изучить состояния и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к начальным классам, провести практическую проверку полученных результатов.
3. Возвращение домой.
Рассказы, придуманные детьми, вскрывают запас их представлений, направленность интересов и уровень их речевых умений.
При каждой работе следует давать детям время для обдумывания, никогда ничего не требовать сразу, так сказать с места в карьер. Ведь каждый сколько-нибудь уважающий свое дело педагог сам готовится к занятию, обдумывает и план своего рассказа, и разработку его. Вправе ли мы требовать от детей, чтобы они проделывали эту работу без подготовки? Этими нелепыми, к сожалению, столь часто предъявляемыми к детям требованиями объясняются в значительной степени разбросанность и хаос их мыслей и еще больше - дефекты их языка.
Нельзя не упомянуть еще
об одном виде работ в этой области
- заканчивании детьми рассказа. Педагог
рассказывает детям начало рассказа,
предоставляя им придумать конец. Очень
желательно давать такое начало, которое
предоставляло бы простор воображению
детей разветвляться в разных,
часто противоположных
Рассказы по картинкам. Остается еще сказать о рассказах, составляемых по картинкам. Картинки - материал, исключительно приспособленный к тому, чтобы стимулировать к составлению рассказов. Кашкарова Т. Н. Словарная работа на уроках русского языка. - М.: Таурус, 2001. Представленные на картинке предметы объединены определенной логической ситуацией, определенным, за себя говорящим взаимоотношением. При занятиях с маленькими детьми нужно выбирать такие картинки, художественный замысел которых прост, ясен и конкретен, ситуация очевидна. Содержание картинки, предназначенной для составления рассказа, должно руководить мыслью ребенка, облегчать работу его воображения и опираться на жизненный опыт ребенка, на запас его представлений. Дети начинают справляться с этой задачей в среднем около 5-6 лет.
Но рассказывать детям по картинке следует гораздо раньше. Трехлетки, а иногда и двухлетки реагируют на такие рассказы с большим интересом.
Рассказывание детям по картинкам - один из наиболее целесообразных приемов по слушанию речи. Чем чаще мы будем рассказывать малышам по картинкам, тем раньше они встанут на путь составления рассказов сами. На всех ступенях рассказам детей должен предшествовать образцовый рассказ педагога. Конкретно на примере таких рассказов дети постигают, что рассказчик может вообразить себе моменты, предшествующие тому, который представлен на картинке, и последующий за ним может выйти за рамки картинки.
Достаточно шести-, семилетним детям прослушать 2-3 примерных рассказа, чтобы они это поняли и стали на путь самостоятельного составления рассказов.
Картинку, намеченную для составления рассказа детьми, заблаговременно вывешивают в определенном месте. Детям нужно дать время с ней познакомиться, хорошенько рассмотреть. Рассказывают дети поочередно. Прерывать рассказчика не следует. Все замечания делаются в конце[16,140].
Составлять рассказы по картинке дети должны не только индивидуально, но и коллективно. Вначале в таком занятии участвует сам педагог: он его ведет, не дает детям уклоняться от темы, путем наводящих вопросов помогает им тему развивать, освещать ее наиболее существенные стороны. Дети высказываются, вносят в содержание рассказа те или другие, иногда противоречивые подробности, спорят, приходят к соглашению. По окончании этой предварительной работы кто-нибудь из детей излагает рассказ в связном виде. Такая коллективная работа, сопровождаемая обменом мнений, особенно ценна для развития мышления и языка.
В дальнейшем группе старших
детей можно поручать составлять
рассказ по картинке без участия
руководителя. Они совместно обдумывают
его подробности и в
Чтение
Мы говорим о том, что живой рассказ должен предпочитаться чтению по книге, но на определенной ступени художественное чтение, как таковое, отмежевывается от рассказа и выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи.
Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Это возможно только при условии, если художественный образ и слово преподносятся детям в своей живой, ненарушимой целости.
Письма
Письма играют существенную роль в жизни человека, и детей надо упражнять с ранних лет в этой форме изложения собственных мыслей. Это прекрасный путь к развитию их языка[11,149].
Самое трудное - дать ребенку понять, что надо писать, как найти для письма содержание, полное интереса и значения для того лица, которому оно предназначается. Ребенок должен понимать, что писать надо лишь о том, что представляет ценность и интерес, а то и другое в свою очередь зависит от того, кому письмо предназначается. То, что полно захватывающего интереса в письме к матери, будет неинтересным в письме к знакомому.
Но писать письма могут только дети, в соответствующей степени овладевшие процессом письма. Дошкольники на это еще не способны. Тем не менее, подготовка к овладению эпистолярным искусством, использование его как ценного приема по развитию речи детей могли и должны иметь место уже в дошкольном возрасте. Ребенок должен понять, что письмо - средство общения между людьми.
В письмах люди сообщают друг другу в подробностях своей жизни, узнают о жизни других, выражают благодарность за что-либо, поздравляют, приглашают куда-либо. Следует развивать в детях отношение к письмам как к делу серьезному; надо хорошенько обдумать, что будешь писать, как лучше изложить свои мысли.
Письмо к тому или другому лицу составляется коллективно. Дети под руководством воспитательницы обсуждают, что и как написать, а пишет сама воспитательница. Само собой разумеется, что писать следует только действительные письма существующим и близким лицам. Такое занятие возможно уже с трех-, четырехлетними детьми.
Хорошо писать письма и товарищам, заболевшим, уехавшим. Значение этих писем меньше, потому что на них не последует ответа, но зато случаев к отправлению их больше[11,151].
С письмами шести-, семилеток дело обстоит иначе. У нас дети, умевшие писать, писали их сами, коллективно, каждый по фразе; все подписывались. Если материала для письма набиралось, очень много, письмо писалось воспитательницей под диктовку детей. Отношение к содержанию, стилю такого письма должно быть, конечно, строже, чем к письму малышей. Каждый выдвигаемый вопрос обсуждается с точки зрения его интереса и значимости, дети - пытаются излагать свои мысли, возможно, гладко и литературно. Обращается внимание детей на внешнюю сторону письма, почерк, расположение материала на почтовом листе, на форму обращения заключения, пометку числа, года, места отправления, на особенности адреса.
Переписка должна играть в жизни детей не формальную или фиктивную, а реальную, жизнью обоснованную роль. Для этого особенно, важно, чтобы люди, с которыми дети переписываются, относились к этому делу серьезно, вдумчиво, с интересом, чтобы ни одно детское письмо не оставалось без ответа. Чувство, мысль, оставшиеся хоть раз без ответа, могут замолкнуть и погаснуть от этого навсегда.
Неизменное правило - предпосылать
всякому виду упражнения детей в
слове совершенные образцы
Стихотворения
Дети любят стихи; любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи в соответствующем, конечно, отборе, всегда производят впечатление на детей.
Хорошее стихотворение - та же музыка. Самые маленькие дети легко постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием его строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь частично с пониманием влитого, в них содержания[11,153].
ГЛАВА 3. ОПЫТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
Учитель-методист В.Д. Купров использовал на своих уроках слова с безударными гласными, не проверяемыми ударениями, при объяснении нового материала (в примерах, иллюстрирующих то или иное грамматическое правило), в контрольных диктантах[15, 14].
При проверке домашнего задания
по учебнику непременно нужно спрашивать
детей, все ли слова, встречающиеся
в тексте, известны, понятны. Нельзя
оставлять без внимания ни одного
непонятного слова с
При знакомстве с новым
словом с непроверяемым написанием
работа проводится в такой последовательности:
чтение слова с доски, таблицы, из
индивидуального словарика (если это
слово кто-то из учеников записал
раньше), обозначение ударения, выделение
корня, нахождение безударной гласной,
не проверяемой ударением, проговариваем
слово вслух, письмо слова в тетрадях,
разбор слова по составу, подбор родственных
слов, этимологический анализ (если
возможно и необходимо), составление
с данными словами
Работа по учебнику должна
связываться с изучением
Как и другие учителя, можно
использовать словарные диктанты, состоящие
из отдельно взятых слов и словосочетаний.
Можно диктовать слова и
Целесообразно выпустить стенд по русскому языку под рубрикой, например, "Запомни эти слова". На нем помещать только те слова, которых нет в "Словаре" учебника, и которые ученики нашли в другом тексте, книге, статье. Вот примерный список этих слов: аквариум, аккуратно (аккуратный), апельсин, аппарат, аппетит, асфальт, велосипед, витрина, бетон, ворота, гардероб, гостиница, демонстрация, диван, еще, железо, женщина, забота, здание, здешний, здоровье, иней, исчез, канава, капитан, карман, километр, коллекция, корабль, корзина, кровать, лимон, лучше, математика, матрас, мотоцикл, мужество, мужчина, облако, огромный, опять, офицер, палатка, памятник, пенсионер, плакат, планета, праздник, прибор, приветствие, прилагательное, природа, приставка, программа, профессия, равнина, ромашка, рябина, салат, санаторий, сирень, скамейка, смородина, соревнование, сочинение, старание, таблица, тайга, телевизор, ураган, фиолетовый, флакон, фонтан, фонарь, халат, характер, хоккей, цемент, чувство, шеренга, шиповник, юный и т.д.
Крайне важно определить
работу над словом из "Словаря"
от работы над усвоением тех или
иных внепрограммных понятий. Работа над
внепрограммным словом обычно проводится
следующим образом. Обращаясь к
второклассникам: "В упражнении вам
встретилось слово "каникулы".
В "Словаре" учебника это слово
отсутствует, но вы будете употреблять
его как в устной, так и в
письменной речи. Сейчас поработаем с
ним". Показываем карточку со словом
каникулы, где обозначено ударение,
красным цветом выделена гласная "а".
Учащиеся хором и индивидуально
произносят его, записывают на доске
и в тетрадях, рядом пишут родственное
слово каникулярное (время), устно
составляем предложения. Потом сообщается
детям "Все знакомы со словом каникулы,
но не каждый знает, что это любимое
всеми слово связано с небом.
В переводе слово каникулы означает
собачки (по-латыни канис - собака). Каникулой
древние римляне именовали
Информация о работе Особенности словарной работы на уроках русского языка в начальной школе