Особенности словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования: изучить методику словарной работы на уроках русского языка, раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы, изучить состояния и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к начальным классам, провести практическую проверку полученных результатов.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 58.32 Кб (Скачать)

 

          

                                          ВВЕДЕНИЕ

«Соприкосновение крупиц педагогического опыта с искорками критической мысли может родить интересную идею, соприкосновение же педагогической практики с интересной идеей может родить творческую педагогическую деятельность».  

                                    Ш.А.Амонашвили                                                

Каждый родитель хочет, чтобы  его ребенок стал не только образованным, но и отзывчивым, интеллигентным человеком, чтобы он научился сочувствовать, откликаться  на все доброе и прекрасное.

 Начальное образование  является первичной ступенью  обучения ребенка. Оно дает  ему систему знаний для дальнейшего  использования их в процессе  жизнедеятельности. Восприятие, накопление  и понимание информации зависит  напрямую не столько от рода  занятий, сколько от способа,  качества и формы подачи их  от обучающего к обучающемуся. Качество и количество воспринимаемой  информации напрямую зависит  от вербальных средств передачи  информации. Одним из вербальных  средств общения является речь. Для свободного овладения устной  и письменной речью требуется  наличие важного условия –  богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной  речи заключается в обилии  слов, оборотов речи, умение слагать  их в одно стройное целое. 

Для выполнения условия хорошей  устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным  богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова  в предложения для того, чтобы  они могли толково, правильно  и свободно передавать свои и чужие  мысли.

Школа не исполнит одной  из своих прямых и главных обязанностей, если учащиеся не сделаются словесными настолько, чтобы слово стало  послушным орудием его мысли. Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме, является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка в начальных классах. В настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка является наиболее актуальной.

 Объектом исследования  является проблема организации  словарной работы на уроках  русского языка в начальных  классах. 

 Предметом исследования  является методика словарной  работы на уроках русского  языка в начальных классах,  методические средства, позволяющие  предупредить орфографические ошибки.

Цели исследования: изучить методику словарной работы на уроках русского языка, раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы, изучить состояния и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к начальным классам, провести практическую проверку полученных результатов.

Задачи исследования:

  1. анализ литературы по данной проблеме;
  2. рассмотрение различных подходов к словарной работе;
  3. разработка разнообразных методик словарной работы;
  4. выявление и осуществление, применение, выработка рекомендаций по    усовершенствованию словарной работы.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМЫ "СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".

                   1.1. История развития ведущего вопроса темы

В последние годы возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено  это, во-первых, достижениями современной  психологии и психолингвистики в  области речевого развития ребенка  и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Они  в значительной степени коснулись  и таких, казалось бы, уже отработанных учебных предметов, как русский  язык. Модернизация содержания учебных  программ и форм ученической деятельности, открывающая путь к большой активности и самостоятельности ребенка, к  развитию его творческих способностей и гармонии, привела к появлению  на рынке образовательных услуг  многих новых и различных по своему характеру учебников и учебных  пособий, в-третьих, тем, что в методике обучения русскому языку большое  внимание уделяется грамматическому  и коммутативному направлениям, как  определяют эти направления японские методисты "языковым существованиям"[16,96].

Вопрос об изучении словарной  работы в начальной школе был  поставлен крупнейшими методистами  еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной  работы на уроках не только с целью  обучения грамотному письму, но и для  более понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание  гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал  и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны  детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям "власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти".

Сторонник и последователь  К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже  в начальных классах наблюдений над составом слова с целью  более глубокого проникновения  в его смысл. Такая работа, как  отмечал Д.И. Тихомиров, укажет, "где  и как грубая материя слова  хранит зародыш значения, зерно понятия", будет способствовать тому, что "ученик увидит отчасти и происхождение  слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня".

 И.И. Срезневский также  считал, что словарная работа  по образованию слов "естественно  соединяется" со "вниманием  в смысл слов и выражений".

Таким образом, ученые-методисты  связывали словарную работу с  развитием мыслительных способностей[16,99].

Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать  важный вывод общеметодического  плана: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового  чутья и языкового мышления.

В связи с этим представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет  сомнений в том, что синтетическая  деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи.

"Словарная работа –  это не эпизод в работе учителя,  а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная  работа, связанная со всеми разделами  курса русского языка", - писал  известный ученый-методист А.В.  Текучев. 

Неоценимую помощь в совершенствовании  методики изучения русского языка оказал М.Р. Львов. Он говорил, что слово  – важнейшая единица языка. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова содержится 57 тысяч слов, в семнадцатитомном "Словаре современного русского литературного языка" – около 130 тысяч слов. Это – общеупотребительная лексика. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников[17,45].

 

           1.2. Психологические основы развития словарной работы.

Среди многочисленных работ  ключевое место в психологической  теории Льва Семеновича Выготского занимает монография "Мышление и речь".

Объединением двух понятий, вынесенных в название своего научного труда, Л.С. Выготский обозначил сложнейшие проблемы психологической науки XX века. Центральным моментом в ней, как  показывает автор, "является, конечно, вопрос об отношении мысли к слову. Все остальные вопросы, связанные  с этой проблемой, как бы вторичны и логически подчинены этому  первому и основному вопросу, без разрешения которого невозможна даже правильная постановка каждого  из дальнейших и более частных  вопросов". "Решение этой проблемы, которое предлагалось различными исследователями, - читаем мы в монографии, - колебалось всегда и постоянно – от самых  древних времен и до наших дней – между двумя крайними полюсами – между отождествлением, полным слиянием мысли и слова, и между  их столь же метафизическим, столь  же абсолютным, столь же полным разрывом и разъединением"[3,29].

Учебный предмет "Русский  язык" в школе является, таким  образом, не только предметом, дающим знания, необходимые для практической деятельности, но и предметом, формирующим ребенка  как Человека. Определяя методы научного анализа в своей монографии, Л.С. Выготский выделяет "анализ, расчленяющий сложное единое целое на единицы. Под единицей, - пишет он, - мы подразумеваем такой продукт анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойствами, присущими целому, и который является далее неразложимыми частями этого единства".

Кирпичиком, ведущим к  образованию ассоциаций или связей, Л.С. Выготский считал слово, а также  работу над словом. По сути дела затрагивается  главная проблема содержания любого учебного курса. Такая сложная и  многозначная ткань, как русский  язык, в процессе его изучения всякий раз подвергается анализу, в ходе которого рассматриваются отдельные  его части. Обучение не приведет к  желаемому успеху, если за единицами  ребенок не увидит элементов, если родной язык не предстанет перед ним в  своем единстве и во всей полноте[3,30].

Научные установки психолога  обращают нас к наследию К.Д. Ушинского, усиливают понимание того, почему великий педагог на первое место  ставит развитие "дара слова". Выделяя  слово как живую клеточку, содержащую в простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению, психолог идет к четкому отграничению двух основных функций слова. Одна из них  является указанием на предмет, действие или качество, которую он назвал предметной соотнесенностью слова. (Окно – это окно, стол – это  стол).

Вторая, не менее важная функция  – функция значения. Именно значение слова претерпевает в развитии ребенка  существенные преобразования. Определяя  значение слова, Выготский подчеркивал, что слово не ограничивается указанием  на тот или иной предмет, но также  вводит этот предмет в систему  связей и отношений, анализирует  и обобщает его. Обращаясь к метафоре, можно сказать, что значение слова  – это своеобразное увеличительное стекло, сквозь которое мы смотрим  на мир. Постоянное расширение значения слова в сознании ребенка позволяет  повышению более глубоким и широким  взглядом проникнуть в окружающий мир. Например, слово чернильница указывает  не только на предмет, но и на то, что  этот предмет имеет отношение  к цвету (черный), относится к классу предметов, имеющих орудийное значение (суффикс -ил-), является вместилищем чего-то (как сахарница). Существенным является то, что работа над словом не ограничивается толкованием его значения, но и также направлена на углубленный анализ предмета, обозначенного данным словом. Слово вводит предмет в широкую систему связей. Например, слово рыбак вызывает такие связи, как рыба, удочка, вода, река и т.д.

Слово, как известно, обобщает. Когда мы говорим "книга", мы имеем  в виду любой предмет, которому могут  быть приписаны свойственные ему  качества. Интересно, что психологические  интерпретации предметной отнесенности и значения слова уходят корнями  в глубины русской филологии. Невольно удивительные  приходят по своей тонкости аналогичные наблюдения, сделанные в свое время и отраженные в "Словаре живого великорусского языка" В.И. Далем[4,116].

Так, читая одну из его  словарных статей, мы находим, что  топор – "железное, настольное орудие, для тески и рубки, в котором  отличают: лопасть с лезом и  обух с проухом, а обух насаживают на топорище, деревянную рукоять, кривую, выкаченную". В.И. Даль объясняет, что  существуют разные топоры. "Топор  плотничий, с широкою тонкою лопастью и с острым носком" и т.д. В  данной словарной статье жизнь слова "топор" показана в системе  устойчивых словосочетаний, пословиц и поговорок.

    Иными словами,  если слово вводит предмет  в широкую систему связей, то  описание и объяснение этих  связей предмета является наилучшим  способом толкования значения  слова. 

Для методики русского языка  представляет определенный интерес  то, что одним из критериев, определяющих речевое развитие ребенка, является широта и глубина различных ассоциаций или связей вокруг предмета, о котором  идет речь.

Однако, как показывает М.Т. Ярошевский, современный выдающийся психолог-энциклопедист "истинное понятие  рождается, когда признаки различных  явлений группируются в общности не путем ассоциаций, а на основе внутренне связанных логических операций анализа, синтеза, классификации, движения мысли от частного к общему и от общего к частному". Эффектом таких операций служит обретение словом теперь уже нового значения, отличного от синкретов и комплексов. Возникает понятие как "логически обобщенный умственный образ"[4,118].

Работа над словом  в учебном процессе, таким образом, является работой, направленной на развитие речи и развитие мышления. Формирующая  мысль требует для своего выражения  языковых средств, от богатства которых  зависит точность и глубина мысли, в свою очередь, и качество речи находится  в зависимости от предмета мысли.

Л.Н. Толстой говорил: "Почти  всегда непонятно не само слово, а  то понятие, которое выражается словом. Слово почти всегда готово, когда  готово понятие. Поэтому есть все  основания рассматривать значение слова не только как единство обобщения  и общения, коммуникации и мышления".

Информация о работе Особенности словарной работы на уроках русского языка в начальной школе