Особенности развития алгоритмического мышления учащихся 3-го класса на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития алгоритмического мышления учащихся 3-го класса на уроках математики.
Задачи:
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятий «мышление», «алгоритмическое мышление».
Проанализировать программу начальной школы по математике.
Выявить педагогические условия эффективного использования алгоритмов в курсе математики начальной школы.
Провести экспериментальное исследование, направленное на определение эффективности использования алгоритмов при изучении математики в 3 классе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 2
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.
§ 1. Мышление: понятие, виды операции, формы мышления………………....5
Особенности алгоритмического мышления
§ 2. Проблема формирования алгоритмического мышления в программе «Планета знаний» для 3 класса…………………………………………………10
§ 3. Алгоритмическое мышление и методы его развития…………………….17
Глава 2. Изучение уровня формирования алгоритмического мышления учащихся 3 класса.
Описание хода эксперимента и анализ полученных результатов…………...20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………...25
Приложения…………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

алгоритм.мышление курсовая.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Проверочная работа по математике

Реши следующие задачи:

  1. Купили 6 стульев и 4 табуретки по одинаковой цене. За стулья заплатили 54 рубля. Сколько стоят табуретки?
  2. Хозяйка засолила несколько банок помидоров, по 3кг в каждой банке. После того, как съели 12 кг помидоров, осталось 18 кг. Сколько банок помидоров засолила хозяйка?
  3. На 3 грузовиках привезли 180 мешков муки. Сколько потребуется грузовиков, чтобы доставить 420 таких же мешков муки?
  4. Костюм стоит 120 рублей, а платье в три раза дешевле. На сколько костюм дороже платья?
  5. Рыбаки поймали 64 форели, а сазанов на 48 меньше. Во сколько раз меньше поймали сазанов, чем форели?
  6. У Сережи 14 рублей, а у Вити 13 рублей. Сколько наклеек они смогут купить, если одна наклейка стоит 3 рубля?
  7. В ведре 8 л воды, что в 8 раз меньше, чем в бочке. Сколько литров воды в ведре и в бочке?

Запиши уравнения и  реши их:

  1. Число 40 увеличили на произведение числа 6 и неизвестного и получили 76.

Составь уравнение и реши задачи:

  1. В корзине 28 красных и желтых мячей. Сколько красных мячей в корзине, если желтых 13?
  2. В трех группах 27 учеников. В первой группе на 3 ученика меньше, чем во второй группе, и на 6 учеников больше, чем в третьей. Сколько учеников в третьей группе?

 

Приложение 2

Таблица 1

 

Результаты констатирующего  этапа эксперимента

 

Имя и фамилия ученика

№№ заданий

Кол-во правильных ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Лена Н

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

8

Лиза .С

+

+

 

+

+

 

+

+

 

+

7

Максим Д.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Инна К.

+

+

+

 

+

 

+

 

+

+

7

Илья.К

+

+

 

+

+

 

+

+

   

6

Сергей П.

 

+

               

1

Катя Р.

+

+

 

+

+

 

+

+

   

6

Витя С.

 

+

   

+

         

2

Юля.К

+

+

   

+

 

+

+

   

5


Приложение 3

Конспект  урока по математики

 

 

Тема: «Повторение пройденного материала, основанного на знании таблиц умножения и деления»

 

Основные цели:

  • закрепить знание таблицы умножения и деления.
  • упражнения в правильном указании порядка действий.
  • совершенствовать умение решать задачи на умножение и деление. 4.Отрабатывать навыки правильного и грамотного ответа на вопрос.
  • на отдельных этапах урока проводить воспитательную работу.

 

Оборудование:

  1. Тетради с разрядами.
  2. Карточки с указанием порядка действий.
  3. Изображение гор.
  4. Изображения зверей (медведь, лисенок, белка, слоненок), ракет.
  5. Схемы «компьютерных» игр.
  6. Схемы цепочек с примерами.

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент

- Сегодня у нас не  совсем обычный урок математики. Нас пригласил к себе в гости  в лесной домик медвежонок. Но, чтобы до него добраться, нам  надо преодолеть препятствия.  Для этого нам надо хорошо уметь считать, знать таблицу умножения и деления.

 

2. Горные препятствия

- Что это за препятствия? (Горы.)

- Сколько их? (3)

- Какую геометрическую  фигуру они напоминают? (Треугольник) 

- Что вы знаете об  этой фигуре? (Три стороны, три  угла, три вершины.)

- Каждая из гор имеет  свой код. Нам надо вычислить каждый код. В карманчике около горы - задание.

Вызывается ученик, который  читает задание.

1 гора

«Самое маленькое двузначное число увеличьте в 4 раза, затем разделите на 8» (5)

Ребята показывают ответы. На горе открывается ответ.

2 гора

«Препятствие преодолей! Для этого задачи решить сумей»

Задача 1:

Вяжет бабушка-куница

Трем внучатам рукавицы.

Подарю вам, мои внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех? Пересчитайте! (6)

 

Задача 2.

Испекла нам бабушка 

вкусные оладушки.

Всего оладий двадцать семь.

По три нам хватило  всем.

Кто ответит из ребят,

Сколько было же внучат?

Учащиеся показывают ответы.

 

3 гора

«Если правильно считать, можно коды отгадать»

«Компьютерные игры»

На доске вывешиваются три алгоритма для «компьютерных» игр.

1 ряд - 1 алгоритм.

2 ряд - 2 алгоритм.

3 ряд - 3 алгоритм.

Задаются соответствующие  начальные числа: 12, 2, 7.

Ребята просчитывают свой алгоритм и поднимают карточка с ответами.

 

ИТОГ:

- Что нам помогло  справиться с препятствиями? (Хорошо  считали.)

- А почему вы хорошо считали? (Знаем таблицу умножения и деления.)

 

3. В гостях у медвежонка

Препятствия преодолены. Дети пришли в гости к медвежонку. А у него уже были в гостях лисенок, белка, слоненок. Они принесли подарки  медвежонку. На Доске рисунки.

- Надо определить, кто из зверей что подарил. Для этого надо решить цепочки примеров. У каждого ряда своя цепочка.

От каждого ряда вызываются по одному ученику. Полученные результаты сравниваются. Открываются ответы на схемах-цепочках. Выясняется, что принесли зверюшки в подарок.

 

ИТОГ:

- Почему вы быстро справились с заданием? (Быстро и правильно считали.)

 

Порядок действий 

-Медвежонок приготовил  для своих друзей игрушечные  ракеты, каждая из которых имеет  свой номер. Чтобы узнать номер  своей ракеты, зверята должны решить примеры. Но вот беда, они не знают, в каком порядке выполнять действия. Давайте им поможем.

Выясняется порядок  действий. На доске карточки вызванным  учащимся ставятся в нужном порядке. Четко проговаривается правило.

Вывешиваются примеры  около каждой зверюшки. Ребята помогают им.

1 ряд - белочке.

2 ряд -  лисенку.

3 ряд -  слоненку.

От каждого ряда вызываются по одному ученику. Им выдается пример, записанный на альбомном листе.

Сначала указывают порядок  действий. Далее примеры решаются. Результаты на листочках сравниваются с результатами на местах. Определены номера ракет для каждого из зверюшек.

 

ИТОГ:

- Что помогло вам  успешно справиться с заданием? (Умеем считать и знаем порядок действий.)

 

4. Конец праздника

- Закончился у медвежонка праздник. На прощанье он решил угостить всех конфетами

«В вазочке у медвежонка было 44 конфеты. Трём зверятам он дал по 5 конфет, а остальные отдал нам. Сколько конфет дал нам медвежонок?»

1) Повторяем условие.

2) 3аписываем краткое  условие.

3) Выясняем, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. (нет)

4) Почему? Что сначала  надо узнать?

5) Решают самостоятельно. Один у доски.

- Сколько конфет вы  получили? (29)

- Сколько учеников  у нас в классе? (28)

- Почему медвежонок  дал на одну больше?

- Какой же медвежонок?

 

ИТОГ:

- Почему медвежонок решил подарить вам конфеты? (Хорошо работали на уроке.) Отмечаются лучшие ребята.

 

Приложение 4

Таблица 2

 

Результаты констатирующего  этапа эксперимента

 

Имя и фамилия ученика

№№ заданий

Кол-во правильных ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Лена Н.

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

9

Лиза.С

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

9

Максим Д.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Инна К.

+

+

+

 

+

 

+

+

+

+

8

Илья.К.

+

+

 

+

+

 

+

+

 

+

7

Сергей П.

 

+

         

+

+

+

4

Катя Р.

+

+

+

+

+

 

+

+

 

+

8

Витя С.

+

+

   

+

   

+

 

+

5

Юля.Р

+

+

   

+

 

+

+

+

+

7


 

 

 

 

 

 

 

 





Информация о работе Особенности развития алгоритмического мышления учащихся 3-го класса на уроках математики