Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:08, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития алгоритмического мышления учащихся 3-го класса на уроках математики.
Задачи:
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятий «мышление», «алгоритмическое мышление».
Проанализировать программу начальной школы по математике.
Выявить педагогические условия эффективного использования алгоритмов в курсе математики начальной школы.
Провести экспериментальное исследование, направленное на определение эффективности использования алгоритмов при изучении математики в 3 классе.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 2
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.
§ 1. Мышление: понятие, виды операции, формы мышления………………....5
Особенности алгоритмического мышления
§ 2. Проблема формирования алгоритмического мышления в программе «Планета знаний» для 3 класса…………………………………………………10
§ 3. Алгоритмическое мышление и методы его развития…………………….17
Глава 2. Изучение уровня формирования алгоритмического мышления учащихся 3 класса.
Описание хода эксперимента и анализ полученных результатов…………...20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………...25
Приложения…………………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Проверочная работа по математике
Реши следующие задачи:
Запиши уравнения и реши их:
Составь уравнение и реши задачи:
Приложение 2
Таблица 1
Результаты констатирующего этапа эксперимента
Имя и фамилия ученика |
№№ заданий |
Кол-во правильных ответов | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
Лена Н |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 | ||
Лиза .С |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 | |||
Максим Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
Инна К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 | |||
Илья.К |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||
Сергей П. |
+ |
1 | |||||||||
Катя Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||
Витя С. |
+ |
+ |
2 | ||||||||
Юля.К |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Приложение 3
Конспект урока по математики
Тема: «Повторение пройденного материала, основанного на знании таблиц умножения и деления»
Основные цели:
Оборудование:
Ход урока:
1. Организационный момент
- Сегодня у нас не
совсем обычный урок
2. Горные препятствия
- Что это за препятствия? (Горы.)
- Сколько их? (3)
- Какую геометрическую фигуру они напоминают? (Треугольник)
- Что вы знаете об этой фигуре? (Три стороны, три угла, три вершины.)
- Каждая из гор имеет свой код. Нам надо вычислить каждый код. В карманчике около горы - задание.
Вызывается ученик, который читает задание.
1 гора
«Самое маленькое двузначное число увеличьте в 4 раза, затем разделите на 8» (5)
Ребята показывают ответы. На горе открывается ответ.
2 гора
«Препятствие преодолей! Для этого задачи решить сумей»
Задача 1:
Вяжет бабушка-куница
Трем внучатам рукавицы.
Подарю вам, мои внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех? Пересчитайте! (6)
Задача 2.
Испекла нам бабушка
вкусные оладушки.
Всего оладий двадцать семь.
По три нам хватило всем.
Кто ответит из ребят,
Сколько было же внучат?
Учащиеся показывают ответы.
3 гора
«Если правильно считать, можно коды отгадать»
«Компьютерные игры»
На доске вывешиваются три алгоритма для «компьютерных» игр.
1 ряд - 1 алгоритм.
2 ряд - 2 алгоритм.
3 ряд - 3 алгоритм.
Задаются соответствующие начальные числа: 12, 2, 7.
Ребята просчитывают свой алгоритм и поднимают карточка с ответами.
ИТОГ:
- Что нам помогло справиться с препятствиями? (Хорошо считали.)
- А почему вы хорошо считали? (Знаем таблицу умножения и деления.)
3. В гостях у медвежонка
Препятствия преодолены. Дети пришли в гости к медвежонку. А у него уже были в гостях лисенок, белка, слоненок. Они принесли подарки медвежонку. На Доске рисунки.
- Надо определить, кто из зверей что подарил. Для этого надо решить цепочки примеров. У каждого ряда своя цепочка.
От каждого ряда вызываются по одному ученику. Полученные результаты сравниваются. Открываются ответы на схемах-цепочках. Выясняется, что принесли зверюшки в подарок.
ИТОГ:
- Почему вы быстро справились с заданием? (Быстро и правильно считали.)
Порядок действий
-Медвежонок приготовил
для своих друзей игрушечные
ракеты, каждая из которых имеет
свой номер. Чтобы узнать
Выясняется порядок действий. На доске карточки вызванным учащимся ставятся в нужном порядке. Четко проговаривается правило.
Вывешиваются примеры около каждой зверюшки. Ребята помогают им.
1 ряд - белочке.
2 ряд - лисенку.
3 ряд - слоненку.
От каждого ряда вызываются по одному ученику. Им выдается пример, записанный на альбомном листе.
Сначала указывают порядок действий. Далее примеры решаются. Результаты на листочках сравниваются с результатами на местах. Определены номера ракет для каждого из зверюшек.
ИТОГ:
- Что помогло вам успешно справиться с заданием? (Умеем считать и знаем порядок действий.)
4. Конец праздника
- Закончился у медвежонка праздник. На прощанье он решил угостить всех конфетами
«В вазочке у медвежонка было 44 конфеты. Трём зверятам он дал по 5 конфет, а остальные отдал нам. Сколько конфет дал нам медвежонок?»
1) Повторяем условие.
2) 3аписываем краткое условие.
3) Выясняем, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. (нет)
4) Почему? Что сначала надо узнать?
5) Решают самостоятельно. Один у доски.
- Сколько конфет вы получили? (29)
- Сколько учеников у нас в классе? (28)
- Почему медвежонок дал на одну больше?
- Какой же медвежонок?
ИТОГ:
- Почему медвежонок решил подарить вам конфеты? (Хорошо работали на уроке.) Отмечаются лучшие ребята.
Приложение 4
Таблица 2
Результаты констатирующего этапа эксперимента
Имя и фамилия ученика |
№№ заданий |
Кол-во правильных ответов | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
Лена Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 | |
Лиза.С |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 | |
Максим Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
Инна К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 | ||
Илья.К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 | |||
Сергей П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||
Катя Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 | ||
Витя С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||
Юля.Р |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |