Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:08, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития алгоритмического мышления учащихся 3-го класса на уроках математики.
Задачи:
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятий «мышление», «алгоритмическое мышление».
Проанализировать программу начальной школы по математике.
Выявить педагогические условия эффективного использования алгоритмов в курсе математики начальной школы.
Провести экспериментальное исследование, направленное на определение эффективности использования алгоритмов при изучении математики в 3 классе.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 2
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.
§ 1. Мышление: понятие, виды операции, формы мышления………………....5
Особенности алгоритмического мышления
§ 2. Проблема формирования алгоритмического мышления в программе «Планета знаний» для 3 класса…………………………………………………10
§ 3. Алгоритмическое мышление и методы его развития…………………….17
Глава 2. Изучение уровня формирования алгоритмического мышления учащихся 3 класса.
Описание хода эксперимента и анализ полученных результатов…………...20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………...25
Приложения…………………………………………………………………….
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ......................
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.
§ 1. Мышление: понятие, виды операции, формы мышления………………....5
Особенности алгоритмического мышления
§ 2. Проблема формирования алгоритмического мышления в программе «Планета знаний» для 3 класса…………………………………………………10
Глава 2. Изучение уровня формирования алгоритмического мышления учащихся 3 класса.
Описание хода эксперимента
и анализ полученных
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие фундаментальные
изменения в системе
Одной из дидактических
задач образовательного учреждения
является формирование мышления учащегос
Общественно-экономические изменения, происходящие в нашей стране, ставят новые задачи перед образовательными учреждениями. Динамизм развития общества тесно связан с обновлением всей системы образования, переосмыслением задач, содержания и технологии процесса обучения, разработкой новых подходов к его организации. Развитие личности, её творческой индивидуальности, раскрытие задатков и склонностей школьника являются стратегической задачей учебного процесса, поскольку только творчески мыслящие, эрудированные и образованные люди могут достаточно полно самореализовываться.
Решение этой задачи предполагает создание условий, которые способствуют формированию устойчивых познавательных интересов, умений и навыков, активной мыслительной деятельности детей, их творческой инициативы и самостоятельности в поисках решения различных задач.
Общее образование человека нельзя представить без осмысленного изучения математики. Начальная школа изначально рассматривается как отдельная ступень в овладении школьным курсом математики в целом. В начальном курсе математики логически объединены основы арифметики, элементы геометрии, начала алгебры. Глубокие, прочные математические знания усваиваются в процессе поисковой деятельности учащихся. Для этого нужен педагог, способный организовать, активно влиять на процесс овладения младшими школьниками математическим материалом и формировать умения применять эти знания на практике. Только на основе развития творчества детей, основанного на гуманном отношении, на знании и реальном учёте возможностей и способностей учащихся, умении прогнозировать их дальнейшее становление, возможно решение проблем, стоящих перед начальной школой.
Для того чтобы дать учащимся возможность самостоятельно находить решение различных задач, необходимо предварительно познакомить детей с принципами, порядком решения тех или иных задач. Другими словами, научить их алгоритму действия в определённой ситуации. Тогда, вооружённые этими знаниями, учащиеся смогут справиться с более сложным математическим материалом.
Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без применения моделей и моделирования невозможно эффективное изучение исследуемых объектов в различных сферах человеческой деятельности, а правильное и четкое выполнение определенной последовательности действий требует от специалистов многих профессий владения навыками алгоритмического мышления.
В истории методики преподавания математики были разработаны различные подходы к вопросу использования алгоритмов, однако эти критерии не в полной мере соответствуют требованиям современной школы. Необходимо изучить современное состояние проблемы в теории и на практике.
Цель исследования: изучить особенности развития алгоритмического мышления учащихся 3-го класса на уроках математики.
Объект исследования: алгоритмическое мышление младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования алгоритмического мышления учащихся 3-го класса на уроках математики.
Задачи:
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, педагогический эксперимент.
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.
§ 1. Мышление: понятие, виды операции, формы мышления.
Особенности алгоритмического мышления
Способность мыслить является венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня – ощущения, восприятия и представления.
Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях [14, с.206].
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности [12, с.112].
Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям.
Во-первых, в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
Теплов Б.М. отмечает, что мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды. Он подразделяет мышление на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяет понятийное и образное мышление, а в практическом – наглядно-образное и наглядно-действенное. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по его мнению, состоит лишь в том, что «они по разному связаны с практикой. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей» [15, с.147].
Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.
Понятийное содержание мышления складывается в процессе исторического развития научного знания на основе развития общественной практики. Его развитие является историческим процессом, подчиненным историческим закономерностям [14, с.221].
Образное мышление –
это вид мыслительного
Наглядно-образное мышление
– это вид мыслительного
Наглядно-действенное мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.
Все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
Достаточно широко в научной и методической литературе используется понятие «алгоритмический стиль мышления», который представляет собой специфический стиль мышления, предполагающий умение создать алгоритм, для чего необходимо наличие мыслительных схем, которые способствуют видению проблемы в целом, ее решению крупными блоками с последующей детализацией и осознанным закреплением процесса получения конечного результата в языковых формах.
А. И. Газейкина отмечает, что система мышления, определяемая как алгоритмическое мышление, определяется (в своей системности, но не в элементном составе) необходимыми и достаточными компонентами, которые позволяют выделить ее в особый стиль мышления.
Компоненты алгоритмического стиля мышления:
К специфическим свойствам алгоритмического стиля мышления А. И. Газейкина относит: