Особенности развития алгоритмического мышления учащихся 3-го класса на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития алгоритмического мышления учащихся 3-го класса на уроках математики.
Задачи:
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятий «мышление», «алгоритмическое мышление».
Проанализировать программу начальной школы по математике.
Выявить педагогические условия эффективного использования алгоритмов в курсе математики начальной школы.
Провести экспериментальное исследование, направленное на определение эффективности использования алгоритмов при изучении математики в 3 классе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 2
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.
§ 1. Мышление: понятие, виды операции, формы мышления………………....5
Особенности алгоритмического мышления
§ 2. Проблема формирования алгоритмического мышления в программе «Планета знаний» для 3 класса…………………………………………………10
§ 3. Алгоритмическое мышление и методы его развития…………………….17
Глава 2. Изучение уровня формирования алгоритмического мышления учащихся 3 класса.
Описание хода эксперимента и анализ полученных результатов…………...20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………...25
Приложения…………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

алгоритм.мышление курсовая.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 2

 Глава 1.  Психолого-педагогические аспекты  формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.

§ 1. Мышление: понятие, виды операции, формы мышления………………....5

Особенности алгоритмического мышления

§ 2. Проблема формирования алгоритмического мышления в программе «Планета знаний»  для 3 класса…………………………………………………10

§ 3. Алгоритмическое мышление и методы его развития…………………….17

Глава 2. Изучение уровня формирования  алгоритмического мышления учащихся 3 класса.

 Описание хода эксперимента  и анализ полученных результатов…………...20

Заключение………………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………………...25

Приложения……………………………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Происходящие фундаментальные  изменения в системе образования  вызваны новым пониманием целей, образовательных ценностей, а также  необходимостью перехода к непрерывному образованию, разработкой и использованием новых технологий обучения, связанных с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей.

Одной из дидактических  задач образовательного учреждения является формирование мышления учащегося, развитие его интеллекта. Важной составляющей интеллектуального развития человека является алгоритмическое мышление. Наибольшим потенциалом для формирования алгоритмического мышления школьников среди естественнонаучных дисциплин обладает математика. Анализ Федерального государственного стандарта начального общего образования по математике позволяет сделать вывод: формирование алгоритмического мышления школьников - важная цель школьного образования на разных ступенях изучения математики.

Общественно-экономические изменения, происходящие в нашей стране, ставят новые задачи перед образовательными учреждениями. Динамизм развития общества тесно связан с обновлением всей системы образования, переосмыслением задач, содержания и технологии процесса обучения, разработкой новых подходов к его организации. Развитие личности, её творческой индивидуальности, раскрытие задатков и склонностей школьника являются стратегической задачей учебного процесса, поскольку только творчески мыслящие, эрудированные и образованные люди могут достаточно полно самореализовываться.

Решение этой задачи предполагает создание условий, которые способствуют формированию устойчивых познавательных интересов, умений и навыков, активной мыслительной деятельности детей, их творческой инициативы и самостоятельности в поисках решения различных задач.

Общее образование человека нельзя представить без осмысленного изучения математики. Начальная школа изначально рассматривается как отдельная ступень в овладении школьным курсом математики в целом. В начальном курсе математики логически объединены основы арифметики, элементы геометрии, начала алгебры. Глубокие, прочные математические знания усваиваются в процессе поисковой деятельности учащихся. Для этого нужен педагог, способный организовать, активно влиять на процесс овладения младшими школьниками математическим материалом и формировать умения применять эти знания на практике. Только на основе развития творчества детей, основанного на гуманном отношении, на знании и реальном учёте возможностей и способностей учащихся, умении прогнозировать их дальнейшее становление, возможно решение проблем, стоящих перед начальной школой.

Для того чтобы дать учащимся возможность самостоятельно находить решение различных задач, необходимо предварительно познакомить детей с принципами, порядком решения тех или иных задач. Другими словами, научить их алгоритму действия в определённой ситуации. Тогда, вооружённые этими знаниями, учащиеся смогут справиться с более сложным математическим материалом.

 Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без применения моделей и моделирования невозможно эффективное изучение исследуемых объектов в различных сферах человеческой деятельности, а правильное и четкое выполнение определенной последовательности действий требует от специалистов многих профессий владения навыками алгоритмического мышления.

В истории методики преподавания математики были разработаны различные подходы к вопросу использования алгоритмов, однако эти критерии не в полной мере соответствуют требованиям современной школы. Необходимо изучить современное состояние проблемы в теории и на практике.

Цель исследования: изучить особенности развития алгоритмического мышления учащихся 3-го класса на уроках математики.

Объект исследования: алгоритмическое мышление младших  школьников.

Предмет исследования: процесс формирования алгоритмического мышления учащихся 3-го класса на уроках математики.

Задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятий «мышление», «алгоритмическое мышление».
  2. Проанализировать программу начальной школы по математике.
  3. Выявить педагогические условия эффективного использования алгоритмов в курсе математики начальной школы.
  4. Провести экспериментальное исследование, направленное на определение эффективности использования алгоритмов при изучении математики в 3 классе.

Методы исследования:  теоретический анализ литературных источников, наблюдение, педагогический эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Психолого-педагогические аспекты  формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.

§ 1. Мышление: понятие, виды операции, формы мышления.

Особенности алгоритмического мышления

 

Способность мыслить является венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня – ощущения, восприятия и представления.

Наше познание объективной  действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с  ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и  восприятия оно переходит к мышлению. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях  [14, с.206].

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности  [12, с.112].

Мышление  – сложнейшая и  многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям.

Во-первых, в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

  • предметно-действенное (или наглядно-действенное) – для детей раннего возраста мыслить о предметах – значит действовать, манипулировать с ними;
  • наглядно-образное – характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников; 
  • словесно-логическое (абстрактное) – характеризует старших школьников и взрослых людей  [3, с.65].

Теплов Б.М. отмечает, что мышление – это особого  рода деятельность, имеющая свою структуру  и виды. Он подразделяет мышление на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяет понятийное и образное мышление, а в практическом – наглядно-образное и наглядно-действенное. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по его мнению, состоит лишь в том, что «они по разному связаны с практикой. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей»  [15, с.147].

Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Понятийное содержание мышления складывается в процессе исторического  развития научного знания на основе развития общественной практики. Его развитие является историческим процессом, подчиненным  историческим закономерностям  [14, с.221].

Образное мышление –  это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти  образы извлекаются непосредственно  из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач  соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.

Наглядно-действенное мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Все эти виды мышления могут рассматриваться и как  уровни его развития. Теоретическое  мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Достаточно широко в  научной и методической литературе используется понятие «алгоритмический стиль мышления», который представляет собой специфический стиль мышления, предполагающий умение создать алгоритм, для чего необходимо наличие мыслительных схем, которые способствуют видению проблемы в целом, ее решению крупными блоками с последующей детализацией и осознанным закреплением процесса получения конечного результата в языковых формах.

А. И. Газейкина отмечает, что система мышления, определяемая как алгоритмическое мышление, определяется (в своей системности, но не в элементном составе) необходимыми и достаточными компонентами, которые позволяют выделить ее в особый стиль мышления.

 Компоненты алгоритмического  стиля мышления:

  1. Анализ требуемого результата и выбор на этой основе исходных данных для решения проблемы.
  2. Выделение операций, необходимых для решения.
  3. Выбор исполнителя, способного осуществлять эти операции.
  4. Упорядочение операций и построение модели процесса решения.
  5. Реализация процесса решения и соотнесение результатов с тем, что следовало получить.
  6. Коррекция исходных данных или системы операций в случае несовпадения полученного результата с предполагаемым.

К специфическим свойствам  алгоритмического стиля мышления А. И. Газейкина относит:

  • дискретность (пошаговость исполнителя алгоритма, конкретизация действий, структурирование процесса выполнения операций);
  • абстрактность (возможность абстрагирования от конкретных исходных данных и переход к решению задачи в общем виде);
  • осознанная закрепленность в языковых формах (умение представить алгоритм при помощи некоторого формализованного языка)  [1, с.14].

Информация о работе Особенности развития алгоритмического мышления учащихся 3-го класса на уроках математики