Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:39, курсовая работа
В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы.
«При общем недоразвитии речи отмечается позднее се появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи»
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования понятийного мышления младших школьников с общим речевым недоразвитием
1.1. Понятийное мышления и его развитие в младшем школьном возрасте.
1.2. Проблема изучения понятийного мышления у детей с нарушениями речи
Глава 2. Исследование понятийного мышления у младших школьников (1 класс) с общим речевым недоразвитием
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования
2.2. Результаты изучения словесно-логического мышления у учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи
Заключение
Библиографический список
В экспериментальном исследовании Лобановой Е.Н. изучались своеобразие и специфичность развития мыслительной деятельности дошкольников с речевой патологией. Исследование проводилось в два этапа. В первом этапе – констатирующем эксперименте – участвовало 60 детей старшего дошкольного возраста: 24 ребенка с нормальным речевым развитием (контрольная группа) и 26 испытуемых с общим недоразвитием речи (экспериментальная группа). Исследование операции обобщения проводилось на вербальном и невербальном материале (вербальный – нахождение обобщающего понятия и четвертый лишний (3 вариант); невербальный – четвертый лишний (1 и 2 варианты). Результаты исследования показали, что уровень сформированности операции обобщения у старших дошкольников с речевой патологией ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.
Методика «Четвертый лишний»,
использовавшаяся при исследовании
процессов обобщения, предусматривала
три варианта заданий. Первый и третий
варианты методики позволили выявить
уровень сформированности двух видов
обобщения – интуитивно-
Проанализированные данные
свидетельствуют о том, что у
старших дошкольников с речевым
недоразвитием преобладает
Таким образом, исследование операции обобщения на вербальном и невербальном материале свидетельствует о существенном отставании и своеобразии в развитии этой операции у старших дошкольников с речевым недоразвитием, о серьезной диспропорции в развитии интуитивно-практического и словесно-логического обобщения.
Для данной категории детей
было характерно недостаточное
умение дифференцировать существенное
от второстепенного, отражение в
суждениях случайной стороны
предметов и явлений, а не существенных
отношений между ними. Также возникали
затруднения в установлении сложных
обобщений, обусловленные недоразвитием
симультанных процессов. Отмечались наличие
ситуационного принципа объединения
объектов, трудности при выделении
основания для группировки
На втором этапе был проведен формирующий эксперимент, в котором приняло участие 26 детей с речевой патологией: 13 испытуемых обучались по традиционной программе устранения общего недоразвития речи, с остальными детьми занятия проводились по специально разработанной программе, включающей задания по формированию операции обобщения [29,с.49].
Анализ результатов
формирующего эксперимента
Дети научились
Таким образом, после проведенного специального обучения дети экспериментальной группы показали высокую степень сформированности умения обобщать объекты не только на наглядном материале, но и на вербальном уровне.
Заключение
Мышление – это познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Мышление включает такие операции как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. К формам мышления относятся понятие, суждение и умозаключение, но основной формой выступает понятие. Основные виды мышления – это теоретическое (понятийное, словесно – логическое, образное) и практическое (наглядно – образное, наглядно – действенное, словесно – логическое).
Младший школьный возраст является сензитивным для развития мышления. Именно в этот период происходят существенные изменения в мыслительной деятельности ребёнка, что связано с переходом на новую ступень развития – школьную. Ребёнок приобретает новый социальный статус – статус школьника. Меняется его сфера деятельности. Но развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Формировать у школьников способность к активному и самостоятельному мышлению – важнейшая задача учителя.
В практической части работы перед нами стояла задача провести эмпирическое исследование таких особенностей мышления слабоуспевающих младших школьников как сравнение и обобщение.
Все дети были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Исследование проходило в несколько этапов.
Анализ результатов говорит о том, что показатели мышления отличаются у слабоуспевающих и хорошо успевающих детей.
Результаты обеих групп
не выходят за пределы среднего уровня
развития операций мышления. Но хорошо
успевающие дети показали выше результаты,
что говорит о том, что у
них уровень развития мыслительных
операций сравнения и обобщения
выше, чем у слабоуспевающих
Таким образом, в практической
части работы были изучены особенности
мыслительных процессов (на примере
сравнения и обобщения) у слабоуспевающих
младших школьников. В результате
проведённого исследования были выделены
характерные особенности
При работе со слабоуспевающими младшими школьниками учитель может проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми для развития мыслительных операций.
Мы адресуем нашу работу учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей, родителям младших школьников, а также всем тем, кто интересуется проблемой развития мышления в младшем школьном возрасте.
Литература
24. Психология человека от рождения до смерти. ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ А. А. РЕАНА
- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с
25 Психология. под ред. А.А. Зарудной, Минск, "Вышэйшая школа", 1970
г.
26. Большой толковый
27. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М., 1995.
28. Немов Р.С. психологический словарь / Р.С. Немов. – М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с. : ил.
29. Н.Е. Лобанова. Особенности
операций обобщения у старших
дошкольников с речевым
30. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления у взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990. (Глава II. Особенности речемыслительной деятельности и словесной памяти детей с недоразвитием речи).
31. Ковшиков