Особенности понятийного мышления младших школьников с общим речевым недоразвитием

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы.
«При общем недоразвитии речи отмечается позднее се появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи»

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования понятийного мышления младших школьников с общим речевым недоразвитием
1.1. Понятийное мышления и его развитие в младшем школьном возрасте.
1.2. Проблема изучения понятийного мышления у детей с нарушениями речи
Глава 2. Исследование понятийного мышления у младших школьников (1 класс) с общим речевым недоразвитием
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования
2.2. Результаты изучения словесно-логического мышления у учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

моя Курсовая!!!!!!!!!!!!.docx

— 51.28 Кб (Скачать)

 

В экспериментальном исследовании Лобановой Е.Н. изучались своеобразие и специфичность развития мыслительной деятельности дошкольников с речевой патологией. Исследование проводилось в два этапа. В первом этапе – констатирующем эксперименте – участвовало 60 детей старшего дошкольного возраста: 24 ребенка с нормальным речевым развитием (контрольная группа) и 26 испытуемых с общим недоразвитием речи (экспериментальная группа). Исследование операции обобщения проводилось на вербальном и невербальном материале (вербальный – нахождение обобщающего понятия и четвертый лишний (3 вариант); невербальный – четвертый лишний (1 и 2 варианты). Результаты исследования показали, что уровень сформированности операции обобщения у старших дошкольников с речевой патологией ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.

Методика «Четвертый лишний», использовавшаяся при исследовании процессов обобщения, предусматривала  три варианта заданий. Первый и третий варианты методики позволили выявить  уровень сформированности двух видов  обобщения – интуитивно-практического  и словесно-логического. Дети должны были группировать объекты (предметные картинки) по родовой принадлежности. Второй вариант методики был направлен на изучение способности объединять предметы на основе общих признаков, не являющихся родовыми. Третий вариант методики «Четвертый лишний» с использованием вербального материала был направлен на определение уровня обобщения на отвлеченном материале [29,с.48].

Проанализированные данные свидетельствуют о том, что у  старших дошкольников с речевым  недоразвитием преобладает интуитивно-практический уровень сформированности операции обобщения. Соответственно уровень  сформированности словесно-логического  обобщения у детей с недоразвитием  речи значительно ниже, чем у детей  без речевых нарушений. В контрольной  группе правильно воспроизвели более 75% родовых понятий 50% испытуемых, а 35% дошкольников правильно воспроизвели 50% родовых понятий. В экспериментальной  группе только 20% детей смогли правильно  воспроизвести больше 75% родовых  понятий; 40% детей с недоразвитием  речи сумели воспроизвести лишь около половины родовых понятий. Для детей с общим недоразвитием речи были характерны следующие ошибки: употребление более широкого по смыслу понятия; замена близким по значению понятием; замена обобщающего понятия функциональным определением. Успешность выполнения заданий зависела не столько от степени отвлеченности, абстрактности обобщаемых понятий, сколько от их языкового выражения.

Таким образом, исследование операции обобщения на вербальном и невербальном материале свидетельствует о существенном отставании и своеобразии в развитии этой операции у старших дошкольников с речевым недоразвитием, о серьезной диспропорции в развитии интуитивно-практического и словесно-логического обобщения.

Для данной категории детей  было характерно  недостаточное  умение дифференцировать существенное от второстепенного, отражение в  суждениях случайной стороны  предметов и явлений, а не существенных отношений между ними. Также возникали  затруднения в установлении сложных  обобщений, обусловленные недоразвитием  симультанных процессов. Отмечались наличие  ситуационного принципа объединения  объектов, трудности при выделении  основания для группировки объектов, неточное употребление обобщающих понятий, тенденция к необоснованному  их расширению, упрощению, смешение близких  понятий.

На втором этапе был  проведен формирующий эксперимент, в котором приняло участие 26 детей  с речевой патологией: 13 испытуемых обучались по традиционной программе  устранения общего недоразвития речи, с остальными детьми занятия проводились  по специально разработанной программе, включающей задания по формированию операции обобщения [29,с.49].

 Анализ результатов  формирующего эксперимента показал  значительную динамику в развитии  мыслительных операций детей,  которые обучались по специальной  программе.

Дети научились дифференцировать существенные и второстепенные признаки предметов, объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения.

Таким образом, после проведенного специального обучения дети экспериментальной  группы показали высокую степень  сформированности умения обобщать объекты  не только на наглядном материале, но и на вербальном уровне.

 

 

Заключение

Мышление – это познавательный процесс, обобщенно и опосредованно  отражающий отношения предметов  и явлений, законы объективного мира. Мышление включает такие операции как  анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. К формам мышления относятся понятие, суждение и умозаключение, но основной формой выступает понятие. Основные виды мышления – это теоретическое (понятийное, словесно – логическое, образное) и  практическое (наглядно – образное, наглядно – действенное, словесно –  логическое).

Младший школьный возраст  является сензитивным для развития мышления. Именно в этот период происходят существенные изменения в мыслительной деятельности ребёнка, что связано  с переходом на новую ступень  развития – школьную. Ребёнок приобретает  новый социальный статус – статус школьника. Меняется его сфера деятельности. Но развитие мышления, совершенствование  умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов  обучения. Формировать у школьников способность к активному и  самостоятельному мышлению – важнейшая  задача учителя.

В практической части работы перед нами стояла задача провести эмпирическое исследование таких особенностей мышления слабоуспевающих младших  школьников как сравнение и обобщение.

Все дети были разделены  на две группы: экспериментальную  и контрольную. Исследование проходило  в несколько этапов.

Анализ результатов говорит  о том, что показатели мышления отличаются у слабоуспевающих и хорошо успевающих детей.

Результаты обеих групп  не выходят за пределы среднего уровня развития операций мышления. Но хорошо успевающие дети показали выше результаты, что говорит о том, что у  них уровень развития мыслительных операций сравнения и обобщения  выше, чем у слабоуспевающих школьников.

Таким образом, в практической части работы были изучены особенности  мыслительных процессов (на примере  сравнения и обобщения) у слабоуспевающих  младших школьников. В результате проведённого исследования были выделены характерные особенности мыслительных операций слабоуспевающих младших  школьников: эти дети сталкиваются с трудностями при выделении  признаков, а также при нахождении общего и различного в предметах  и явлениях (сравнение); также у  них недостаточно развито обобщение. Наша гипотеза подтвердилась.

При работе со слабоуспевающими младшими школьниками учитель может  проводить индивидуальные и групповые  занятия с детьми для развития мыслительных операций.

Мы адресуем нашу работу учителям начальных классов, студентам  педагогических колледжей, родителям  младших школьников, а также всем тем, кто интересуется проблемой  развития мышления в младшем школьном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебн. Пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
  2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе – 2-е изд. – М.: Генезис, 2001. – 352 с.
  3. Блонский П.П. Психология младшего школьника /Под ред. А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 576 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебн. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: изд. Центр «Академия», 1998. – 320 с.
  5. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. /Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А. А, Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 624 с.
  6. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей./ Под ред. Ю.К. Бабанского. – Ростов-на-Дону, 1972. – 224 с.
  7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. – метод. Пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2003 – 276 с.
  8. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 280 с.
  9. Кордуэлл М. Психология: А-Я (словарь-справочник) (пер. с англ. К.С. Ткаченко). – М., 1999. – 440 с.
  10. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
  11. Монина Г.Б., Тренинг взаимодействия с неуспевающими учениками. – СПб.: Изд-во «Речь», 2005. – 200 с.
  12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
  13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. – 4-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
  14. Общая психология: Учебн. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.
  15. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Авт. – сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
  16. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / В.Г. Маралов, И.А. Бучилова, Е.Ю. Клепцова и др. / Под ред. В.Г. Маралова. – М.: Академический проект: Парадигма, 2005. – 288 с.
  17. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. – М.: «Педагогика», 1971. – 272 с.
  18. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998. – 688 с.
  20. Современный словарь по психологии. Автор – составитель В.В. Юрчук. – Минск: Элайда, 2000. – 704 с.
  21. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 442 с.
  22. Список литературы
  23. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи // Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1971. 
    Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. 
    Величковски й Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: Изд-во МГУ, 2002. 
    Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. 
    Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. 
    Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М., 1984. 
    Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятия по обучению рассказыванию // Дефектология. – 1994. – №4. 
    Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоравития речи у дошкольников. – М., 1998. 
    Комаров К.М. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1982. 
    Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974. 
    Методика развития речи детей дошкольного возраста // Под ред. Л.П. Федоренко. – М., 1984. 
    Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991. 
    Общая психология: Учеб. / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002. 
    Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999. 
    Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 2001.

24. Психология человека от рождения до смерти. ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ А. А. РЕАНА

- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с

25 Психология. под ред. А.А. Зарудной, Минск, "Вышэйшая  школа",  1970

г.

26. Большой толковый психологический  словарь Т. 1 (А-О); Пер. с ангнл.  /Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2003. – 592 с.

27. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М., 1995.

28. Немов Р.С. психологический  словарь / Р.С. Немов. – М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с. : ил.

29. Н.Е. Лобанова.  Особенности  операций обобщения у старших  дошкольников с речевым недоразвитием.

30. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления у взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990. (Глава II. Особенности речемыслительной деятельности и словесной памяти детей с недоразвитием речи).

31. Ковшиков 


Информация о работе Особенности понятийного мышления младших школьников с общим речевым недоразвитием