Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа
Цель курсового проекта:
- сформировать систему знаний о дидактических основах процесса теоретического и производственного обучения в образовательных учреждениях системы начального профессионального образования ;
- сформировать знания, умения в осуществлении теоретического и производственного (практического) обучения ;
- обеспечить освоение технологии проектирования уроков теоретического и производственного (практического) обучения;
- сформировать способности комплексно и адекватно применять технические, педагогические, психологические и другие знания и умения при решении методических задач.
Раздел 3 Специальные автомобильные жидкости
Требования к знаниям и умениям
Студент должен:
Знать:
Назначения жидкостей для системы охлаждения
Условия работы и причины старения
Основные эксплуатационные требования к охлаждающим жидкостям
Преимущества и недостатки воды, как охлаждающей жидкости
Состав низко-застывающих жидкостей
Особенности эксплуатации техники при использовании низко-застывающих жидкостей
Марки жидкостей
Уметь:
Определять качества низко-застывающих жидкостей по цвету, наличию механических примесей и нефтепродуктов
Исходя, из государственного стандарта Выпускник должен:
Знать:
Классификацию. Свойства и показатели качества эксплуатационных материалов. Методы оценки качества и систему рационального использования.
Уметь: Определять качество эксплуатационных материалов и вести учет их расхода
2.6 Распределение материала темы на подтемы и уроки.
Для изучения темы Жидкости для системы охлаждения по учебной дисциплине отводится максимальное количество часов 6, из них 4 часа аудиторных, 2 часа самостоятельная работа. Одна лекция-2 часа.
Тема: 3.1 Жидкости для системы охлаждения.
Требования к знаниям и умениям.
Студент должен:
Знать:
- назначение жидкостей для системы охлаждения, условия работы и причины старения; основные эксплуатационные требования к охлаждающим жидкостям; преимущества и недостатки воды как охлаждающей жидкости; состав низкозастывающих жидкостей; особенности эксплуатации техники при использовании низкозастывающих жидкостей; марки низкозастывающих жидкостей и их применение;
Уметь:
- определять качества низкозастывающих жидкостей по цвету, наличию механических примесей и нефтепродуктов; определять состав и температуру застывания жидкости; проводить расчеты по исправлению качества низкозастывающих жидкостей путем сравнения их с данными действующего ГОСТа , устанавливать марку жидкости и давать рекомендации по ее применению.
Содержание учебного материала.
Назначение жидкостей для системы охлаждения. Эксплуатационные требования к качеству охлаждающих жидкостей: определяя вязкость, постоянство объема при нагревании и замерзании, высокая температура кипения, высокая теплоемкость и теплопроводность, стойкость портив вспенивания, стабильность, не вызывать коррозии металлов, не разъедать резиновые изделия, не вызывать отложений, нетоксичность, и непожароопостность. Вода. Низкозастывающие жидкости, Марки и их применение.
Лабораторные занятия
Определение качества тосола; оценка по внешним признакам; определение состава и температуры застывания тосола; проведение расчета по исправлению качества тосола; определение марки тосола и решение вопроса по его применении.
Тема 3.2 Жидкости для гидравлических систем.
Для изучения темы по учебной дисциплине отводится максимальное количество часов 8 , из них 5 аудиторных часов и 3 часа самостоятельная работа. Одна лекция – 2.5 часа
Требования к знаниям студентов
Студент должен:
Знать:
- назначение жидкостей для гидросистем, условия их работы и причины старения; эксплуатационные требования и марки амортизаторных и тормозных жидкостей.
Содержание материала.
Амортизаторные жидкости. Эксплуатационные требования к амортизаторным жидкостям. Марки и применение. Тормозные жидкости. Эксплуатационные требования к качеству жидкостей для исполнительных механизмов, марки и их применение. Промывочные и очистительные жидкости.
2.7 Подбор учебно – производственных работ и материально – техническая подготовка к изучению темы.
При подборе учебно-производственных работ и до руководствоваться следующими требованиями:
1. Трудовые приемы, операции и способы выполнения работ должны соответствовать программе;
2. Работы (изделия) должны иметь производственную ценность и быть типичными для профессии.
3. Работы должны быть посильными для учащихся на соответствующей стадии обучения по степени сложности, точности, физическим усилиям и объему профессиональных знаний.
4. Работы должны подбираться с учетом их постепенного усложнения от простого к сложному, от менее точного к более точному, от менее трудного к более трудному.
5. Содержание и объем работ должны способствовать закреплению производственных знаний, умений и навыков в разнообразных условиях производственной деятельности.
6. Детали изделия или работы, типичные для профессии, должны давать учащимся возможность овладеть новой техникой, технологией и передовыми методами труда.
7. Работы должны быть разнообразными. Источниками подбора учебно-производственных работ являются централизованные заказы органов народного образования на изготовление станков, инструмента, приспособлений, заказы базовых предприятий училищ; других организации и предприятий, а также внутренние заказы училища на ремонт оборудования, изготовление ТСО, наглядных пособий для лабораторий кабинетов, мастерских.
Материальная техническая база должна создавать благоприятные условия для овладения учащимися основами профессионального мастерства на уровне современной техники.
Мастер профессионального обучения уделяет серьезное внимание улучшению учебно-материальной базы учебного процесса. Особенно в тех случаях, когда обучение будет проводиться к новым учебным планам и программам. В порядке комплексного методического обеспечения учебного процесса мастера определяют, какие наглядные пособия, приспособления, оснастка, технические средства обучения потребляются для качественного процесса профессиональной подготовки учащихся, разрабатывают и организуют изготовление недостающего, активно участвуют в ремонте оборудования и помещений учебных мастерских.
В работе по расширению и совершенствованию учебно-материальной базы учебного процесса мастера профессионального обучения широко используют возможности учебных мастерских учебного заведения, технические и предметные кружки, помощь базовых предприятий и т.д. Опыт и практика многих училищ показывают, что при правильном использовании собственных сил и средств можно эффективно решать вопросы комплексного методического оснащения учебного процесса необходимым и средствами обучения.
Правильная организация учебно-производственных мастерских, полигонов, площадок, учебных кабинетов, лабораторий и других учебных подразделений и сооружений производственного названия, с точки зрения их планировки, оснащения и соответствия учебно-воспитательным задачам, формам и методам профессионального обучения, способствует созданию благоприятных условий труда для мастера и учащихся, достижению максимального эффекта в работе при минимальных затратах времени.
Материально-техническая база должна постоянно реконструироваться, технически перевооружаться, расширяться, пополняться оборудованием, учебно-наглядными пособиями, современными техническими средствами обучения, манипуляторами, мебелью, станками, приборами, ЭВМ, компьютерами, роботами и т.п.
Определив цели, содержание структуру урока и методы его проведения мастер приступает к подготовке материально-технической базы. Особое внимание мастер уделяет своевременной и качественной подготовке своего рабочего места, необходимых инструментов, приспособлений, материалов, заготовок, наглядных пособий, чертежей, документации и т.п.
Важно обеспечить учащихся таким количеством учебных работ, инструментов, приспособлений, материалов, чтобы в процессе проведения урока не имели места простои и потери учебного времени. При подготовке инструмента, приспособлений, оборудования нужно лично убедиться в их исправности – Необходимо опробовать в работе инструменты, приспособления, оборудование, на котором будет производиться показ трудовых приемов.
При подготовке рабочего места нужно иметь в виду следующее: наглядные пособия, чертежи, карты, учебно-техническая документация должны быть чистыми и аккуратно выполненными модели, приборы и наглядные пособия необходимо располагать в шкафу или на демонстрационном щите в порядке использования.
Для проведения занятия (лекция) на тему «Охлаждающие жидкости» материально-техническая база должна быть следующей:
1. Наглядные пособия (плакаты, экспонаты)
2. Правильная организация учебного кабинета.
3. Компьютер.
2.8 Разработка планирующей учебно-технической документации.
При планировании профессионального обучения могут составляться следующие основные документы: перечень учебно-производственных работ по профессиям; план профессионального обучения группы в учебных мастерских; график перемещения учащихся по рабочим местам, план работы мастера на день.
1) Перечень учебно-производственных работ включает отработанный состав работ, согласованный с базовым предприятием, обеспеченный материалами оборудованием, приспособлениями, инструментами, учитывающий реальные условия производства применительно к темам программы профессионального обучения. Перечень составляется старшим мастером с соответствующими мастерами профессионального обучения. Перечень обсуждаются методическими комиссиями и утверждаются зам. директора по учебно-производственной работе. По выполнению перечня можно и нужно судить о выполнении учебной программы. Наилучших успехов добиваются те учебные заведения, которые имеют от многих предприятий стабильные заказы.
2) План профессионального обучения группы имеет конкретное содержание и последовательность выполнения учебно-производственных работ данной группы учащихся. Основой для его составления являются учебный план и программа профессионального обучения, перечень учебно-производственных работ по данной профессии. План профессионального обучения составляется на месяц. Однако в тех учебных заведениях, где профессиональное обучение производится на выпуске сложной продукции, планы профессионального обучения группы составляются на квартал, так как более дробное планирование затрудняет координацию производственной деятельности групп различных профессии.
3) График перемещения учащихся по рабочим местам составляется при отсутствии возможности фронтального обучения учащихся. Группа разбивается на звенья или бригады (с одинаковым количеством учащихся). Длительность периода перемещения определяется учебной программой. Количество периодов перемещения должно быть равно числу бригад. Общий период, на который составляется график, равен произведению количества бригад на длительность одного периода перемещения. Виды графиков могут быть самыми разнообразными, чтобы каждый учащийся группы освоил вес виды работ, прошел обучение на всех рабочих местах в соответствии с программой.
4) План работы мастера на день содержит организационную часть (3-5 минут), вводный инструктаж (20-35 минут), текущий инструктаж и упражнения учащихся (5 часов), заключительный инструктаж (15-20 минут).
Технологическая карта
Подготовка мастера к занятиям
Подготовка мастера к занятиям
Для успешной педагогической деятельности мастер производственного обучения должен в совершенстве владеть методами, методическими приемами и средствами обучения. Большое значение имеет так же качество подготовки мастера к занятиям. Готовясь к занятиям, мастер проектирует, «моделирует» деятельность свою и учеников. Очень важно, чтобы предварительная модель была как можно ближе к реальности.
Реальное проектирование предстоящего учебного процесса требует глубокого знания теории обучения и воспитания, большого личного опыта практической работы и творческого анализа достижений передовых педагогов.
Подготовительная работа мастера включает в себя два основных этапа: перспективная подготовка – к учебному году, изучению очередной темы учебной программы и текущая – к уроку. Содержание подготовительной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки педагога, подготовки учебно-материального оснащения и планирования учебного процесса.
Подготовка к учебному году включает изучение мастером квалификационной характеристики профессии, учебного плана, программы производственного обучения, программы социальной технологии( спец.предметов) Изучая новую учебную документацию мастер определяет, какие новые знания , умения и навыки должны быть усвоены учениками, какова последовательность учебного процесса.
В целях повышения уровня педагогического мастерства, педагог изучает новые учебники и учебные пособия, методические материалы, научно-техническую информацию отражающие новые технологии.
Готовясь к изучению очередной темы, мастер прежде всего анализирует содержание материала учебной программы , изучает соответствующие разделы учебника, методических пособий, технической литературы, освещающей передовой опыт. В ходе этой работы мастер четко определяет, какие приемы, способы и разновидности работ должны изучить учащиеся. Поэтому распределяет материал темы на уроки, а сложные темы, включающие в себя большое количество разнообразных приемов и видов работ, расчленяет на подтемы.
Информация о работе Особенности организации и методики профессионального обучения