Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа
Цель курсового проекта:
- сформировать систему знаний о дидактических основах процесса теоретического и производственного обучения в образовательных учреждениях системы начального профессионального образования ;
- сформировать знания, умения в осуществлении теоретического и производственного (практического) обучения ;
- обеспечить освоение технологии проектирования уроков теоретического и производственного (практического) обучения;
- сформировать способности комплексно и адекватно применять технические, педагогические, психологические и другие знания и умения при решении методических задач.
Профессиональное образование всегда было одним из факторов экономической мощи государства. В современных условиях структурных изменений российской экономики эффективность деятельности и конкурентоспособность российских предприятий, организаций и учреждений в большей степени зависит от уровня профессионализма, подготовки и деловых качеств специалистов, их мобильности, готовности переучиваться, настойчиво пополнять и совершенствовать профессиональные знания и умения. Одним из основных источников кадрового пополнения предприятий специалистами такого уровня являются учреждения профессионального образования, готовящие своих выпускников с учетом требований регионального рынка труда и предприятий - работодателей.
В соответствии с новыми ориентирами развития системы профессионального образования перед образовательным комплексом в 2010 году стояли следующие стратегические цели:
- обеспечение доступности профессионального образования;
- удовлетворение регионального рынка труда в рабочих кадрах и специалистах;
-повышение качества и экономической эффективности профессионального образования;
- обеспечение комплексной модернизации сферы образования;
- создание условий социально-правовой защиты обучающихся и работников;
- развитие системы социального партнерства.
Отличительная особенность системы профессионального образования области в том, что она развивается как неотъемлемая часть социально-экономической системы региона. Процессы, происходящие в сфере образования, протекают в тесном взаимодействии с другими социальными процессами, непосредственно связаны с развитием региональной экономики и, в свою очередь, являются важнейшим ресурсом ее роста.
В условиях мирового финансового кризиса важнейшими задачами, стоящими перед профессиональным образовательным комплексом области являются:
-обеспечение доступности профессионального образования,
-достижение уровня и качества подготовки специалиста, востребованного работодателями на современном производстве,
-обеспечение регионального рынка труда рабочими и специалистами в посткризисный период в соответствии с приоритетными потребностями развития секторов экономики области, а также трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования в соответствии с полученными профессиями.
Государственный стандарт начального профессионального образования в России определяет учреждение начального профессионального образования, как государственное муниципальное или негосударственное образовательное учреждение, имеющее целью подготовку и обучение работников квалифицированного труда по основным направлениям профессий. Эти основные направления государственный стандарт начального профессионального образования приводит в перечне профессий, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Государственный стандарт начального профессионального образования ставит основной задачей начального профессионального образования обеспечение образовательной среды для всестороннего удовлетворения потребностей личности в получении профессионального образования, любой рабочей специальности соответствующего уровня профессионального образования. При этом обучающиеся могут не иметь среднего общего образования. Если же этот уровень образования имеется, то государственный стандарт начального профессионального образования не отменяет ускоренное приобретение профессиональных навыков и умений для выполнения определенного вида работ.
Цель курсового проекта:
- сформировать систему знаний о дидактических основах процесса теоретического и производственного обучения в образовательных учреждениях системы начального профессионального образования ;
- сформировать знания, умения в осуществлении теоретического и производственного (практического) обучения ;
- обеспечить освоение технологии проектирования уроков теоретического и производственного (практического) обучения;
- сформировать способности комплексно и адекватно применять технические, педагогические, психологические и другие знания и умения при решении методических задач.
Глава1 Особенности организации и методики производственного обучения.
Методика профессионального обучения (МПО) является одной из важнейших дисциплин в подготовке педагога профессионального обучения, как будущего специалиста, способного решать дидактико-технологические проблемы в учебных заведениях системы начального профессионального образования.
Основной целью изучения курса «Методика профессионального обучения» является подготовка будущих педагогов профессионального обучения к методически грамотному и творческому осуществлению педагогического процесса в учебных заведениях системы начального профессионального образования.
В основу курса МПО положено развитие профессионального методического мышления. Это будет достигаться за счет усиления в курсе процессуального аспекта деятельности педагога профессиональной школы, обеспечения вариативности лабораторно-практических работ и стимулирования индивидуальной учебно-творческой инициативы студентов.
Кроме того, курс МПО выполняет связующую функцию между специальной технической и психолого-педагогической подготовкой специалистов, интегрирует все предшествующие виды их подготовки: гуманитарную, естественнонаучную, отраслевую, обще-профессиональную, специальную.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения курса студент должен знать:
предмет и значение курса МПО для подготовки педагога профессионального обучения;
- содержание основных документов государственного стандарта начального профессионального образования (ГОС НПО);
содержание профессионального образования и обучения в различных типах учебных заведений системы НПО, факторы, его определяющие;
- принципы разработки и анализа учебного плана, учебной программы предмета и другой учебно-программной документации для системы НПО;
- методы, средства и формы теоретического и практического обучения: понятие, сущность и характеристику;
- содержание дидактической деятельности педагога профессионального обучения: цели, содержание и технологии дидактического проектирования процесса обучения и характеристику технологической деятельности педагога;
- методы целевой ориентации, стимулирования и мотивации учения, формирование новых знаний, умений, навыков; приемы оптимизации форм, методов и средств в ходе реализации педагогических проектов;
- вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса и основные направления повышения эффективности обучения;
- содержание и организацию методической работы в учебных заведениях системы НПО.
уметь:
- анализировать существующую нормативную и учебно-программную документацию подготовки рабочих в различных типах ОУ НПО, обосновывать внесение изменений в эту документацию, а также се обновлять и при необходимости разрабатывать;
- отбирать необходимый дидактический материал и конструировать предметное содержание обучения по общетехническим, обще профессиональным и профессиональным (специальным) дисциплинам и производственному обучению;
- осуществлять дидактическое проектирование учебного процесса, планировать деятельность педагога профессионального обучения и конструировать деятельность учащихся при формировании профессиональных знаний и умений;
- разрабатывать частные методики преподавания теоретических предметов и производственного обучения;
- управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся;
- измерять и оценивать уровень знаний и умений учащихся;
- самостоятельно разрабатывать методику преподавания таких предметов, по которым в вузе педагог получил лишь предметные, а не методические знания;
- переносить технологический опыт, полученный при разработке методики обучения одному предмету, на проектные работы, связанные с преподаванием другого предмета;
- проводить занятия по предмету с последующим анализом результатов обучения учащихся, диагностикой реализации целей обучения и корректировкой учебного процесса;
- самостоятельно работать с научной, методической и учебной литературой;
проводить самоанализ своей деятельности, оценивать её результаты и проводить
Глава 2 Характеристика темы (раздела)
2.1 Квалификационная характеристика по специальности автомеханик 050501
1 уровень (1 разряд)
Должен знать:
-требование к организации труда на рабочем месте
-назначение и общее устройство обслуживаемых им отечественных и импортных автомобилей
-назначение и правила применения простого слесарного и контрольно – измерительного инструмента
-правила безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности и производственной санитарии при обслуживании автомобилей
-основные приемы выполнения работ по разборке отдельных и простых узлов, механизмов и систем, основные механические свойства обрабатываемых материалов
Должен уметь:
-производить очистку автомобилей от грязи и мыть
-участвовать в ремонте автомобилей под руководством слесаря более высокой квалификации или инструктора производственного обучения
-снимать, разбирать на место простые узлы автомобилей
-мыть после разборки и производить смазку деталей и узлов
-выполнять рубку зубилом, резку ножовкой, опиливание и зачистку заусенцев
-промывать, прогонять и нарезать резьбу
-сверлить отверстия по кондуктору в автомобиле
-соблюдать правила техники безопасности, пожарной безопасности, промышленной санитарии и внутреннего распорядка
-заправлять систему охлаждения, топливные баки и гидравлическую тормозную систему, снимать и разбирать фильтры воздушные и масляные – тонкой и грубой очистки
2 уровень (2 разряд)
Должен знать:
-основные сведения об устройстве обслуживаемых им отечественных и импортных автомобилей
виды выполняемых работ слесаря 1 разряда
-порядок разборки и сборки простых узлов,
-основные виды электрических и изоляционных материалов
-приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пайки электропроводов в автостроении
-способы выполнения крепежных работ и объемы первого и второго технического обслуживания автомобилей
-назначение и правила применения наиболее распространенных специальных и универсальных приспособлений
-основные физические и механические свойства используемых материалов при ремонте
-назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива в автомобилях
-основные сведения о допусках и посадках, технических измерениях, квалитетах
-основные сведения об электротехнике
-правила безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности и производственной санитарии при обслуживании автомобилей
Должен уметь:
-выполнять все виды работ слесаря 1 разряда
-разбирать грузовые автомобили, кроме специальных и дизельных легковых автомобилей, автобусов длиной до 9.5 м и мотоциклов -ремонтировать, собирать простые соединения и узлы автомобилей
-снимать и устанавливать несложную осветительную арматуру автомобиля
-выполнять работы по разделке, сращиванию, изоляции и пайки электропроводов
-выполнять крепежные работы при первом и втором техническом обслуживании автомобилей, устранять выявленные мелкие неисправности -выполнять слесарные работы
-выполнять работы средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря более высокой квалификации Соблюдать правила техники безопасности труда
3 уровень (3 разряд)
Должен знать:
-все виды выполняемых им работ по обслуживанию отечественных и импортных автомобилей
-устройство и назначение узлов, агрегатов и приборов средней степени сложности обслуживаемых им отечественных и импортных автомобилей
-порядок сборки автомобилей, ремонта деталей и узлов, агрегатов и приборов
основные приборы снятия, разборки, ремонты, сборки и установки приборов и агрегатов электрооборудования
-порядок проведения отечественных регулировочных и крепежных работ
-типовые неисправности системы электрооборудования, способы их предупреждения, обнаружения и устранения
-назначение и основные свойства материалов, применяемых при ремонту электрооборудования автомобилей
основные свойства металлов и их сплавов
-виды и назначение термообработки деталей
-назначение и устройство универсальных и специальных приспособлений средней сложности
-допуски и посадки, технические измерения, квалитеты (классы точности) и параметры шероховатости
-правила безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности и производственной санитарии при обслуживании автомобилей
Должен уметь:
-выполнять все виды работ по обслуживанию отечественных и импортных автомобилей, приведенных в характеристике 1 и 2 разрядов
-разбирать дизельные и специальные грузовые автомобили и автобусы длиной свыше 9.5 м
-ремонтировать, собирать грузовые автомобили, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9.5 м
-ремонтировать, собирать мотоциклы, мотороллер и другие мототранспортные средства
-выполнять крепежные работы
ответственных резьбовых соединений с заменой изношенных деталей при техническом обслуживании автомобилей
-разбирать ответственные агрегаты и электрооборудование автомобилей, производить техническое их обслуживание, -ремонтировать, собирать, регулировать и испытывать агрегаты, узлы и приборы средней сложности
Информация о работе Особенности организации и методики профессионального обучения