Особенности обучения лексической стороне устной речи школьников на среднем этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Целью своей курсовой работы я вижу на основе существующих научных представлений найти наиболее оптимальные пути овладения лексикой.
В своей работе я постараюсь найти ответы на следующие вопросы: как обучать лексике, чтобы слова запоминались, а не исчезали из памяти через время? Как систематизировать бескрайний объем слов, идиоматических выражений и т.д.? как организовать ознакомление с новой лексикой и ее тренировку? в чем состоит сущность лексического навыка и как определить содержание обучения лексике?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. Особенности обучения лексической стороне устной речи школьников на среднем этапе.
5
1.1. Понятие «лексические» навыки речи»
5
1.2.Из истории проблемы обучения лексике.
6
1.3.Что значит «Владеть словом»?
7
1.4.Сущность содержания обучению лексике.

1.5. От чего зависит объем индивидуальных семантических полей?
15
ГЛАВА 2. ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ
16
2.1. Способы обучения лексике.
16
2.2.Запланированное обучение лексике.
18
2.3. Реализация эффективных приемов обучения лексике на среднем этапе обучения

22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
30

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 164.50 Кб (Скачать)
  • Способ словообразования. 

Этот способ семантизации позволяет ввести слово в определенную парадигму, что способствует установлению более прочных парадигматических связей данного слова, а так же повторению уже изученных слов, входящих уже в эту категорию. Здесь имеется ввиду [6]:

-суффиксально-префиксальные  способы словообразования,

-словосложение,

-конверсия

  • Перевод слова.

Данный способ может быть эффективным, если в дальнейшем предполагается активная тренировка его в различных контекстах. Перевод часто используется на старшем этапе обучения. Однако иногда требуется не просто перевод, а перевод - толкование. Это особенно необходимо при семантизации безэквивалентной лексики.

 Можно не переводить слово самому, а попросить одного или нескольких учащихся найти слово в словаре ( разных словарях, включая так же двуязычные словари, словари синонимов, и т. д. ), организовав конкурс на быстроту и правильность перевода. С помощью этог8о способа можно сформировать у учащихся навык самостоятельной работы, сделать их со временем независимыми пользователями, сместить акцент с «учить» на «учиться».

  • Контекстуальная догадка.

Самым сложным можно  назвать способ, направленный на развитие  контекстуальной догадки. Приемы здесь могут быть самыми разными - от дефиниции на иностранном языке до составления небольших ситуаций с использованием новых слов. Но, как и при использовании наглядности, здесь важно, чтобы контекст употребления слова был однозначным, понятным.

  • Использование диаграмм.

Объяснение отношений, существующих между словами, можно сделать понятней  для учащихся, если использовать диаграмму. Линдстромберг называет такой способ «иллюстративная диаграмма». Особенно полезен такой способ при объяснении прилагательных.  [11]

 

               _freezing(++)_                         _ (++)boiling_                       _soaking(

 _cold(+)_                                    _hot(+)_                      __(+)wet__

 

2.3. Использование различных приемов и методов обучения лексической стороне устной речи на уроках английского языка.          Во время педагогической практики в Чеховской гимназии №2 в 6 «А» классе мы изучали тему “Does Your Health Depend On You?”с самого начала до конца. Обучение осуществлялось по УМК Кузовлева .Тема очень обширная, в нее включаются следующие разделы  лексики: болезни, лечение, доктора, советы, здоровая пища, профилактика здоровья  и т.д. Работы было достаточно много. Нужно было помочь детям усвоить большое количество слов и научить их употреблять эти слова при построении диалогической и монологической речи. Введение лексики нужно строить поэтапно. Каждый этап должен быть тщательно продуман и запланирован. Рассмотрим эти этапы более подробно с самого начала:

  • 1 этап-передача значения (семантизация).

Я использовала метод наглядности. Я считаю, что этот метод очень удобен и целесообразен. У детей сразу появляются ассоциации между предметом, изображенным на картинке и иноязычным словом. Однако при использовании изобразительной наглядности надо быть уверенным в однозначности трактовки. Например, при введении слова “a surgeon” демонстрировать нужно именно картинку с изображением хирурга, а не другого врача, чтобы у детей не возникли неправильные ассоциации с дантистом или другим врачом.

  • Этап 2 : Упражнения на проверку понимания.

Заполнить пропуск (Fill in the blank)

Традиционный и достаточно эффективный  способ проверить понимание лексики  учащимися - дать упражнение с пропусками, которые нужно заполнить подходящими по смыслу словами.

В этом упражнении даются предложения с пропусками, которые  нужно заполнить подходящими  по смыслу словами. Такой вид задания  позволяет учащимся понять как слово  функционирует в речи , в определенном предложении или контексте.. Плюс у учащихся есть возможность проследить сочетаемость данной лексической единицы с другими словами, увидеть характерное лингвистическое окружение слова, его грамматическую характеристику .

   В наиболее типичных упражнениях такого вида, предлагается ряд слов, с которыми следует заполнить пропуски в тексте. Причем эти слова не всегда должны быть незнакомыми. Например, в предложении “I have a horrible toothache. I need a dentist”, можно опустить либо слово “Toothache” или “Dentist”, чтобы проверить понимание слова “Toothache”.

Например:

-It is difficult for me to speak today, because I have a ……..throat. (Sore)

-Please, don’t turn on the music too loud, I have a horrible ……. . (Earache)

-I can’t eat too much meat, because I have an awful ……. (Stomachache)

2-Нахождение соответствий (matching pair)

Фактически, большинство лексических упражнений включают задание на нахождение соответствий. Данный  вид упражнений тоже довольно часто использовался на моих уроках, и у детей он вызывал особый интерес и оживление. Такой вид заданий представляет наибольший интерес с точки зрения проверки понимания конкретных лексических  единиц. В одной колонке даются слова, понимание которых нужно проверить, а в другой - набор синонимов, антонимов, дефиниций или картинок к этим словам. Творческие учителя предлагают подобрать пару по ассоциативным характеристикам. Например, если нужно проверить, как дети усвоили глаголы движения, следует здесь включить людей, которые могут выполнять эти действия (stagger-a drunk, stroll- an elderly couple in the park, march- a soldier).

  Problem:                                                 Advise:

  • Sore throat                                       -Put on a warm compress
  • Earache                                            -eat a lot of honey
  • Toothache                                         -use a plaster
  • To cut one’s hand                            -stay in bad
  • To have a cold                                  -go to the dentist

 

3-Упражнения на  классификацию слов

Учитель предлагает большую группу слов и просит их классифицировать их по различным категориям, исходя из их характеристик. Например, полезную пищу и продукты можно разделить на овощи, фрукты, мясо.

На своих уроках я использовала следующее задание

Данные слова нужно было распределить по группам: 
Veterinarian, plaster, cucumber, dentist, earache, compress, milk, surgeon, operation, stomachache, apple

  • Doctors
  • Treatment
  • Illnesses
  • Healthy food

Задание будет интересным, если выбор  не будет столь очевидным. Например, предметы одежды можно сортировать  на вещи, которые носят выше и  ниже пояса. Сюда же можно включить упражнения, в которых предлагается найти слово, не относящееся к данной группе. Чтобы сделать подобное задание проблемным, надо помнить о том, что слова могут сочетаться по каким-то одним принципам или признакам, но различаться по другим. Можно учитывать цвет ,форму образования множественного числа, существительных или прошедшего времени глаголов, особенности правописания и так далее.

4.. Иллюстративная  схема

Как уже отмечалось выше, иллюстративная схема может использоваться для объяснения слов и существующих между ними отношений. Этот же метод можно применять и для того, чтобы проверить насколько хорошо учащиеся усвоили новый лексический материал. К примеру, я ознакомила класс со словами:cold .freezing, hot , boiling, wet, soaking. Те, кто понял значение слов ,без труда смогут заполнить следующую диаграмму:

 

                  __(++)?_                           _ (++)?_                    __soaking__

 

_cold(+)_                             _hot(+)_                       _(+)?_

 Еще одно упражнение такого типа можно предложить в виде таблицы, где нужно каждое слово соотнести с предложенными дефинициями.

  • Этап 3 Консолидация

(Упражнения на закрепление  лексики)

1.Проблемные задания.

Вид деятельности, который организует учитель, будет всегда определяться той лексикой, которую следует  закрепить. Существует большое количество проблемных заданий. Такого рода задания должны быть интересными, достаточно сложными, они должны давать возможность учащимся высказаться, поделиться свои мнением по тому или иному вопросу.

Нужно так составить задание, чтобы в ходе его выполнения учащиеся использовали активную лексику как можно чаще. Например, мне нужно было поработать над лексикой (compress, plaster, aspirin, x-ray, medical check, prescription)  по теме “Health”. Для этого можно предложить следующий вариант задания: «You are a doctor, and you are to help people who are sick (using active vocabulary). Write out a prescription, following which, people will get better.”  

Данный прием я использовала довольно часто на своих уроках. Однажды я простыла и очень болело горло, было больно говорить, я решила это использовать, так как ситуация как раз подходила к нашей теме. Я объяснила детям свою проблему на английском языке и попросила их дать мне советы с использованием лексики. Этот этап урока прошел успешно, я поняла, что дети довольно хорошо усвоили лексику, потому, что они давали мне правильные советы. И на последующих уроках я решила  применять этот прием, только каждый раз с разными проблемными ситуациями.

2.Расположить слова  по определенному принципу или  признаку.

Данный вид задания очень  удобен для закрепления лексики. Можно предложить расположить слова  по степени нарастания чувств (от ненависти  до обоготворения), по степени надежности, комфорта, скорости передвижения (существительные и глаголы).       Например, можно попросить учеников расположить следующие прилагательные по степени  их важности в порядке возрастания/убывания: “tidy/faithful, sociable,honest,initiative, lazy ,etc.”. После выполнения задания учащиеся должны объяснить свой выбор, защитить его, причем здесь можно использовать различные режимы работы (T-CL;T-P1,P2;P1-P2). Но такое задание следует давать только в том случае, если учащиеся понимают значение всех слов. Выполняя такой вид задания, обучаемые постоянно употребляют новую лексику, тем самым тренируя и закрепляя ее.

3.Придумать историю или составить диалог

Учитель дает учащимся ряд слов (10-15)и просит их написать рассказ или составить диалог с их использованием. Для учащихся на продвинутом этапе обучения можно это задание усложнить, предложив использовать слова в заданном порядке, то есть, как они записаны на доске.

4.Прокомментируйте пословицу.                                                              

Это задание очень  интересное с той точки зрения, что оно может послужить хорошей основой для дискуссии, обсуждения. Если вам  нужно поработать с пословицей “An apple a day keeps the doctor away”, то для обсуждения можно использовать следующие вопросы: What does this proverb mean? Is this good advice? Why? Is there a saying similar to this in the Russian language? Do you know any other English proverb that has similar advice? Do you eat apples every day?

5.Организовать ролевую игру.

6.Опишите картинку, используя  данные слова.

7.Соедините разрозненные  части предложений в связный  контекст.

8.Дайте свою дефиницию  данного слова.

Вот здесь то и пригодится вся та информация, которую вы закладывали  в фундамент семантического поля данного слова.

9. Закончите следующие  предложения.

Хороший учитель всегда будет стремиться к использованию  заданий «открытого типа», то есть таких, которые не исключают ,а предполагают множество допустимых ответов.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не секрет, что сейчас появляется громадное количество учебников  с красочными картинками, с интересным подбором текстов и задний. Но зачастую эти упражнения достаточно сложные и могут быть выполнены лишь теми, кто уже владеет данным лексическим материалом. Презентации новой лексики, ее тренировке и реорганизации, раскрытию семантических полей, сочетаемости слов и отношениям между ними не уделяется должного внимания. И поэтому здесь многое зависит от учителя, его методической подготовки. В теоретической части своей курсовой работы я попыталась раскрыть оптимальные пути работы над лексикой, что, несомненно, явится подспорьем к практике обучения.

Овладение новым словом всегда начинается с рецептивного действия, проходит через репродуктивную стадию и заканчивается продуктивным, творческим использованием его.

В практике школы, на мой взгляд, конечной целью обучения лексики не всегда является продуктивное ее использование, часто учителя об этом забывают; а ведь без усвоения лексики невозможно дальнейшая работа над языком.

Обобщение, упрочнение и  активизацию лексического материала так же можно реализовать в ходе игрового урока, что в свою очередь повысит интерес учащихся, их мотивацию к учебным действиям.

 Заключение.

Подводя итоги своей курсовой работы хочется отметить, что обучение лексике -сложный, многоступенчатый процесс. Далеко не правы те, кто считает, что язык изучается путем замещения слов иностранного языка словами родного. Овладеть словом ,а значит и умело пользоваться им в речи, можно только в том случае, если знаешь его формы, значение , употребление, сочетаемость с другими словами. Всему этому и должен научить преподаватель.

Каждый учитель должен уметь  отбирать и систематизировать лексический материал, правильно организовать ознакомление с новой лексикой и ее тренировку. При этом нужно помнить, что каждое слово существует в целостном речевом комплексе, в окружении других слов и , следовательно. Вводить и закреплять новую лексику нужно в определенном контексте, но не стоит пренебрегать и работой над изолированным словом. Осуществлять семантизацию новой лексики можно различными путями. Их выбор зависит от особенностей самого слова, характерных особенностей группы обучаемых ,а так же лингвистической профессиональной компетенции учителя. Но не следует преувеличивать роль выбора способов семантизации. Гораздо важнее то, как это слово будет отрабатываться и в какие контексты его удастся включить. Постоянная актуализация лексики и ее максимальная ротация являются тем последним фактором, обеспечивающим увеличение семантического поля, а ведь конечной целью обучения лексики и является ее продуктивное использование. Ведь «Кто владеет словом, тот владеет миром!»

Информация о работе Особенности обучения лексической стороне устной речи школьников на среднем этапе