Особенности коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является оценка уровня развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью (дети с ЗПР) дошкольного возраста с дальнейшим подбором и апробированием методик по коррекции выявленных отклонений.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

1) Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам состояния и развития речи у детей с ЗПР;

2) Оценить уровень развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью при помощи подобранных методик.

3) Выбрать и апробировать методы по коррекции нарушений речи у исследуемых детей дошкольного возраста. Определить возможности данных коррекционных методов.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование аспекта работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 6

1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 6

1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Специфика коррекционной работы 9

Выводы по главе 1 15

Глава 2. Экспериментальное исследование 16

2.1 Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 16

2.2Проведение коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 19

2.3Итоговая диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20

Выводы по главе 2 22

Заключение 23

Список литературы 25

Приложение 1 27

Приложение 2 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

                                    Конспект занятия по связной речи

     Тема: Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

     Цели: Учить детей отвечать на вопрос развернутой  фразой  из  трех-четырех слов,   пересказывать   текст,   составленный   из   трех-четырех    простых предложений, с наглядной опорой в виде  натуральных  объектов,  предметов  и действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей.

     Организационный момент. Логопед предлагает сесть  только тому, кто повторит названия  трех-четырех  игрушек:  машинка,   кубик,   мяч   (робот,   кукла, пирамидка; луноход, конструктор, коляска и т. п.).

     1. Дети сидят полукругом около  игрового уголка.  Логопед   предлагает  всем смотреть внимательно на то,  что  сейчас  произойдет.  В  помещение  входят мальчик и девочка из той лес группы, с которыми логопед  оговорил  заранее, какие действия необходимо им произвести.  Мальчик  берет  кубики  и  строит башню на ковре. Девочка кормит  куклу  Барби,  сидящую  на  стульчике.

     2. Когда дети  просмотрели  выполненные   мальчиком  и  девочкой  действия, логопед задает вопросы, на которые просит отвечать полно и точно:

       —  Кто вошел в группу?

       —  Что взял Алеша?

       —  Что взяла Катя?

       —  Что строил Алеша?

       —  Кого кормила Катя?

     (Вопрос  что делал? в начале обучения  вызывает  сложности  у  детей   данной категории.)

     3. Словарная работа. Логопед объясняет, что сейчас ребята будут  подбирать слова и за каждое правильно сказанное слово они  получат  звездочку.  Далее говорит: «Алеша выстроил башню, а что еще можно строить?».

     Дети  подбирают слова: строят дом (гараж, дачу, магазин, аптеку и т. п.). Логопед продолжает: «Катя кормила Барби, а что еще можно делать с куклой?»

     (Логопед  помогает детям жестами, подсказывающими  словами и т. п.)

     4. Динамическая пауза. Дети встают  около своих стульчиков. Логопед   читает стихотворение,   содержащее    словесные    команды.    Ребята    совершают соответствующие действия.

     Девочки и мальчики прыгают, как мячики, Ножками  топают, ручками хлопают, Головкой кивают, все вместе отдыхают.

     5. На ковер выставляются три  красные и одна желтая игрушки.  Логопед просит детей  убрать  «лишнюю»  игрушку  (неподходящую  по  цвету   остальным)   и подталкивает ход рассуждений  детей  наводящими  вопросами:  «Какого  цвета игрушки? Все они одного цвета?» и т.п. Таким же образом  можно  рассмотреть три большие игрушки и одну совсем маленькую («лишнюю» по размеру) и т.д.

     6. Логопед напоминает детям о  том, что делали в кукольном  уголке  Алеша  и Катя, затем объясняет, что сейчас  ребята  услышат  рассказ.  Не  торопясь, четко, громко и выразительно логопед рассказывает:

     — Алеша и Катя вошли в группу. Алеша взял кубики. Катя взяла куклу Барби.

     Алеша строил башню. Катя кормила куклу. Дети играли.

     Логопед просит детей самих рассказать о  том, что они  видели.  Начинается опрос с детей из сильной подгруппы. Опрашиваются трое-пятеро ребят.

     7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.

 

 

      Тема «в магазине игрушек»

     Цель. Активизация и закрепление в речи детей слов-названий игрушек; тренировка в правильном употреблении выражений: «Сколько стоит?», «Скажите, пожалуйста...», «Дайте, пожалуйста...», «Получите, пожалуйста...», «Заверните, пожалуйста...».

     Оборудование. Разнообразные игрушки с ценниками, чеки, деньги, стол (прилавок), табличка «Касса».

     Перед уроком педагог проводит экскурсию в магазин. Воспитанники знакомятся с общим видом магазина, их внимание обращают на работу продавцов, кассиров. Педагог знакомит учащихся со словами «прилавок», «отдел», «чеки», «продавец», «кассир». В дальнейшем на занятии эти слова необходимо выделить, назвать несколько раз, записать на доске или укрепить на стенде карточки с записями этих слов, т.е. провести словарную работу.

     Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия.

     Педагог: Сегодня у нас будет игра «В магазине игрушек». Вы научитесь выбирать понравившиеся игрушки, платить в кассу деньги, получать чеки и т.д.

     Педагог напоминает воспитанникам о посещении магазина и спрашивает: «Какие вы видели игрушки? Кто продает их? Что можно спросить у продавца?» (Отвечая на последний вопрос, дети отраженно за педагогом повторяют вопросы и просьбы, с которыми они обратятся в магазине.)

     3. Обучение диалогу с помощью дидактической игры «В магазине игрушек».

     Непосредственно перед игрой ведущий отбирает для «продажи» игрушки, картинки, вещи, с названиями которых учащиеся хорошо знакомы. Вместе с детьми раскладывает эти предметы на столе (прилавке), устраивает кассу, изготавливает чеки. Затем дети выбирают продавца и кассира. Остальные воспитанники усаживаются на стулья напротив магазина.

     Педагог: У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы сможете их купить. Но чтобы вам их продали, надо правильно спрашивать и отвечать на вопросы.

     Во  время «продажи» и «покупки»  происходит разговор. Первым покупает игрушку педагог, давая речевой образец. Учитель: Я хочу купить мяч. Сколько он стоит? Продавец: Пятнадцать рублей. Покупатель идет в кассу. Покупатель: Получите пятнадцать рублей. Если кассир молча дает ему чек, учитель не берет его, а говорит: «Скажи: "Возьмите чек"». Кассир: Возьмите чек.

     Затем покупатель возвращается к продавцу, отдает ему чек и говорит: «Дайте, пожалуйста, мяч». Продавец: Пожалуйста.

     Далее педагог предлагает одному из учеников что-нибудь купить. При этом просит остальных учащихся следить, правильно ли говорит их товарищ.

     Если ребенок - покупатель молча подходит к прилавку и берет куклу, педагог обращается к продавцу: «Не показывай — пусть скажет, какую игрушку он хочет посмотреть». Продавец: Скажи, какую игрушку ты хочешь посмотреть. Покупатель: Куклу. (Тянет ее у продавца.) Учитель: Скажи полным предложением. При затруднении ребенка правильно построить предложение педагог даёт образец вопроса («Можно посмотреть куклу?») и ученик его повторяет.

     Взрослый обращается к детям: «О чем еще не спросил Алеша?» — «Сколько стоит?», «Сколько денег надо?» — раздаются голоса. Педагог говорит покупателю: «Спроси, сколько стоит?». Ученик: Сколько стоит?

     Продавец  называет цену игрушки.

     Затем ребенок направляется в кассу и отраженно за педагогом говорит: «Получите двадцать рублей». Кассир: Возьмите чек.

     (В  начальный период обучения функции «кассира» и «продавца» выполняют воспитанники с наиболее сохранным интеллектом.)

     Ребенок берет чек, подходит к продавцу и получает куклу. Занятие продолжается до тех пор, пока большинство детей не купят себе игрушки. Роль продавца и кассира воспитанники играют по очереди.

     4. Итог занятия. Дети рассказывают, что они делали на занятии. Педагог обобщает результаты игры, затем обращается к детям: «Вы хорошо работали, многими я доволен. Но Маша и Слава плохо слушали, редко отвечали. Проверьте их, задайте им вопросы».

     Лена: Маша, что мы делали?

     Маша: В магазин играли.

     Аня (обращаясь к Славе): Что купил в магазине, скажи.

     Слава: Машинку купил.

     (Такой  прием весьма эффективен, воспитанники  стараются быть строгими проверяющими, пытаются добиться от товарищей нужных высказываний.)

     Аналогично  проводятся занятия по знакомству с магазинами 
«Канцелярские товары», «Овощи - фрукты», «Булочная» С каждым занятием помощь взрослого уменьшается.

 

     Тема  занятия «Поездка в автобусе»

     Цель. Закрепить в активной речи детей слова «автобус», «остановка», «пассажиры», «билет», «контролер»; развивать у воспитанников вопросно-ответную форму речи; умение правильно вести себя в транспорте.

     Оборудование. Стулья, игрушечный руль, ящичек для кассы, монеты, проездные билеты, таблички с надписями «Остановка», «Вход», «Выход».

     Ход занятия:

     1. Организационный момент.

     2.Знакомство с темой занятия.

     Педагог показывает детям картину с изображением улицы и спрашивает: «Что нарисовано на картине?» Ребята перечисляют: автобус, троллейбус, трамвай, машина. «Как одним словом все это назвать?» — спрашивает педагог. Дети отвечают: «Транспорт».

     (Далее  проводится короткая беседа о  видах городского транспорта, его назначении; особо обращается внимание на правила поведения пассажиров. Затем педагог сообщает детям: «Сегодня мы будем учиться пользоваться автобусом, спрашивать и отвечать, какая остановка, сколько стоит билет и т.д.»).

     3.Обучение диалогу по теме «В автобусе».

     Дети  расставляют стулья, прикрепляют знаки информации «Вход», «Выход». На высокой подставке устанавливается табличка «Остановка».Педагог : Кто хочет быть водителем? Дети: Я! Я хочу! Педагог: Водителем будет Коля.

     Тот садится в кабину построенного из стульев автобуса. Учитель: Для проверки билетов нужен контролер. Кто им будет?

     Дети: Я буду! Можно мне? Буду контролером! Педагог: Контролером будет Слава.

     Дети  выстраиваются в очередь на автобус, и между ними и педагогом развертывается примерно следующий диалог.

     Педагог: Кто последний на автобус? Ребенок: Я последний.

     Педагог: О чем еще люди спрашивают друг друга на остановке? 

     Дети: Вы давно стоите? Долго ждете? Как доехать до 
школы? На какой остановке нужно выходить? И т.п. 
Подъезжает «автобус», все рассаживаются по своим местам. Вместе с педагогом ребята декламируют стихотворение:

     Вошли пассажиры, закрылись все двери.

     В автобусе чисто, светло.

     Водитель  уверен:

     Все дети примерны,

     Все сядут, посмотрят в окно.

     В автобусе взрослый организует определенную ситуацию, побуждая воспитанников строить различные обращения, например: «Передайте, пожалуйста, деньги водителю», «Прокомпостируйте (пробейте), пожалуйста, талон» и т.п.

     Дети  тренируются в умении задавать вопросы типа: «Какая следующая остановка?», «Вы выходите на следующей остановке?» и др. В автобус входит «контролер». «Что надо сказать?» — обращается к нему педагог. «Приготовьте, пожалуйста, талоны», — отвечает учащийся.

     Пассажиры предъявляют свои билеты, педагог  побуждает их припомнить, что говорят  в данной ситуации. Раздается множество  голосов: «Проверьте билет», «Посмотрите, пожалуйста», «У меня проездной билет». (Воспитанники стараются обратить на себя внимание контролера, волнуются, если это им не удается.) Когда автобус подъезжает к остановке, многим пассажирам надо выйти.

     «Что  говорят люди в этом случае?» —  обращается педагог к участникам игры.

  • Можно пройти?
  • Пропустите, пожалуйста.
  • Пожалуйста, дайте пройти.

     В ходе урока дети овладевают навыками культурного поведения, что достигается путем создания определенной ситуации. Например, педагог советует одному из воспитанников изображать пожилого человека. Когда он входит в автобус, учащиеся предлагают ему свое место, многократно используя такие выражения, как «будьте добры, садитесь», «садитесь, пожалуйста» и т.п.

Информация о работе Особенности коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии