Особенности коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является оценка уровня развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью (дети с ЗПР) дошкольного возраста с дальнейшим подбором и апробированием методик по коррекции выявленных отклонений.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

1) Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам состояния и развития речи у детей с ЗПР;

2) Оценить уровень развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью при помощи подобранных методик.

3) Выбрать и апробировать методы по коррекции нарушений речи у исследуемых детей дошкольного возраста. Определить возможности данных коррекционных методов.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование аспекта работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 6

1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 6

1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Специфика коррекционной работы 9

Выводы по главе 1 15

Глава 2. Экспериментальное исследование 16

2.1 Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 16

2.2Проведение коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 19

2.3Итоговая диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20

Выводы по главе 2 22

Заключение 23

Список литературы 25

Приложение 1 27

Приложение 2 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

     Отсюда  огромная важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием  речи подрастающего поколения. Педагоги создают благоприятную обстановку для развития речи детей.

     Ребенок уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, величине, форме предметов, уметь произносить слова четко и понятно, грамотно строить предложения. Ребенку надо уметь практически оперировать небольшими множествами (сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать), сравнивать предметы по некоторым параметрам (длине, ширине, тяжести и др.), применять условную мерку при измерении длины и ширины предметов, объемов жидких и сыпучих тел и т.д. Всему этому детей специально учат в детском саду. В других случаях они приобретают эти знания и навыки на основе общения с окружающими.

     Логопедическая  коррекционная работа во вспомогательной  школе занимает важное место в  процессе коррекции и развития детей  с интеллектуальными нарушениями. Нарушения речи у детей с ЗПР  являются очень распространенными  и имеют довольно стойкий характер. Эти речевые расстройства оказываю отрицательное влияние на психическое развитие ребенка с ЗПР. Своевременное, целенаправленное устранение выявленных нарушений способствуют развитию мыслительной деятельности и психического развития ребенка в целом.

     В своей работе мы хотели оценить уровень  развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью (дети с ЗПР) дошкольного  возраста,  а затем подобрать  и апробировать методики по коррекции  выявленных отклонений. Работу вели с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста, которые находились на лечении и обучении в ГОУ я/с №1478 компенсирующего вида для детей с ЗПР.

     В исследовании мы провели анализ научной  психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам состояния  и развития речи у детей с ЗПР, оценили уровень развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью при помощи подобранных методик и речевой логопедической карты, после чего выбрали и апробировали методы по коррекции нарушений речи у исследуемых детей дошкольного возраста и определили возможности данных коррекционных методов. Тем самым, мы выполнили поставленные в работе задачи и достигли первоначальной цели.

     Проведение  занятий привело к положительным  результатам, о чем свидетельствуют  данные повторной оценки состояния  речи у участников эксперимента. Отмечалась положительная динамика в развитии речи: дети стали более контактны, улучшилось звукопроизношение, увеличился и активный и пассивный словарь.

     Наше  исследование строилось на предположении  того, что  у детей дошкольного возраста с ЗПР отмечаются отклонения от нормального состояния речи, которые при специально подобранных методиках коррекционной работы будут нивелироваться. Полученные результаты доказали, что у детей с ЗПР действительно отмечаются нарушения речи, которые при помощи наших методик и коррекционных занятий нивелировались. Это и определяет достоверность выдвигаемой нами гипотезы.

 

     Список  литературы 

     
  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция  умственного развития школьника. –  М., 2000.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  3. Выготский Л.С. Собрание соч. Т. 5. – М., 1983.
  4. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия /Сост. В.М.Астапов. – М., 1995.
  5. Дефектологический словарь / Гл. ред. А.И.Дьячков, 1970.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М.: Медицина, 1993.
  7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
  8. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. И.В.Жулаповой. – М.: Академия, 1999.
  9. Коррекционная педагогика: Учебн. пособие / Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 2001.
  10. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г
  11. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей: Учебн. пособие. – М., 1985.
  12. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практич. пособие. – М., 2002.
  13. Международная классификация болезней. Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Пер. на рус. яз. под ред. Ю.Л.Муллера, С.Ю.Циркина. – СПб.: Оверлайд, 1994.
  14. Немов Р.С. Психология: Учебн. пособие дя студентов высш. пед. уч. заведений. В 3 кн.: Т. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
  15. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с  детьми с задержкой психического развития. – М.: ВЛАДОС, 2003. Ковалев В.В.
  16. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2003.
  17. Певзнер М.С., Власова Т.А. Дети с временными задержками развития. – М.: Педагогика, 1998.
  18. Певзнер М.С., Ростягайлова Л.Н., Мастюкова Л.И. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. – М., 1982.
  19. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – М., 1962.

      20.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебн. пособие. – М., 1970.

 

Приложение 1

Речевая карта

     1   Фамилия, имя  

  1. Дата рождения     
  2. Дата поступления в группу
  3. Домашний адрес  

     телефон

     5. Ф.И.О. родителей

     Место работы и должность матери

     Место работы и должность отца

     б  Кем направлен  

     7. Заключение специалистов:

     -отоларинголог  

     -психиатр

     -невропатолог

     -окулист    

     Заключение  медико-педагогической комиссии

     8. Данные о ходе общего и речевого  развития:

     -как протекала беременность

     -роды  (быстрые» стремительные, обезвоженные, стимуляция)

     -сразу ли закричал (была ли асфиксия)

     -взял ли сразу грудь 

     -когда выписались из роддома когда стал держать головку

     -когда стал сидеть   _________

     -когда стал ходить   _________

     -когда появились первые зубы

     -когда  появилось гуление   __

     -когда появился лепет ______

     когда появились первые слова когда  появились первые фразы

     -речевая среда

     -нарушение речи с_________лет;

     -перенесенные заболевания до года

     -после года____________________

     -инфекции__________________

     -ушибы, травмы головы _________

     -судороги при высокой температуре

     Логопедическое   обследование

     I.   Состояние интеллекта

     Счет (пересчитать предметы в пределах 3—5):

     -сколько лап у собаки?

     -у лисы?

     -у  «медведя?

     (справился устно или с помощью наглядного материала?) — сколько курочек за забором? ____________________________

     II.   Конструктивная   деятельность

     Собрать матрешку (4—6 шт.)________________________________

     Собрать пирамидку__________________________________________

     Собрать почтовый ящик _______

     Собрать картинку из 2—4 частей , 4-ый лишний»     _______..._____

     Классификации предметов:

     -части тела___________

     -игрушки;_______

     -одежда_____________

     -мебель _____________

     -фрукты____________

     -грибы__________

     -деревья ________

     -птицы__________

     -семья_____

     -обувь _____

     -посуда ____

     -овощи____

     -ягоды____

     -цветы____

     -дикие  и домашние животные насекомые,_________

     Определить  последовательность действий (серия  картин) _______

     III.   Моторное   развитие

     Общая моторика:

      -походка    __

     -выполняет ли упражнения по показу______

     -по словесной инструкции_________________

     -прыжки па 2-х ногах, на левой, на правой____

     Мелкая моторика:

     -умеет ли сам застегивать и расстегивать одежду

     -завязывать и развязывать шнурки____________

     -какой рукой ест_____________________________

     -сам ест или кормят___________________________

     -хорошо жует пищу или давит ее__

     -как глотает, не поперхивается ли

     IV.  Строение  артикуляционного   аппарата

     Губы (толстые, короткие, нет ли расщелины) __________________.

     Зубы   (редкие,   кривые,  мелкие,  вне  челюстной  дуги,  крупные).

     Прикус (открытый передний, открытый боковой  и т. д.)_________

     Твердое небо (высокое, узкое, плоское, укороченное)___________

     Мягкое  небо (нет ли расщелины)________________________

     Язык  (массивный, маленький)________________________________

     Подъязычная уздечка (короткая, прирощенная) __

     V.   Артикуляционная   моторика

     Оскал__________________________________________

     Улыбка, трубочка__

     Поднимание  бровей

     Поочередное зажмуривание глаз_________

     Подвижность, точность и объем движений

     Сделать язык широкий, узкий___________

     Поднять кончик языка на верхнюю губу

     Опустить  на нижнюю________________

     Облизать  губы____________________

     Маятник___________________________

     Пощелкать языком

     Координация движений (хорошая» нарушенная, грубо нарушена)

     Способность к переключению и удержанию позы________________

     Отклонение  кончика языка при высовывании __________________

     Тремор  копчика языка при повторных  движениях_____________

     Удержание позы   _____________________________

     Гиперкинезы при замедлении темна движения, при повторных движениях кончика языка__________________________________

     VI. Общее звучание речи

     Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное –

Информация о работе Особенности коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии