Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:37, курсовая работа
Целью нашей работы является оценка уровня развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью (дети с ЗПР) дошкольного возраста с дальнейшим подбором и апробированием методик по коррекции выявленных отклонений.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1) Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам состояния и развития речи у детей с ЗПР;
2) Оценить уровень развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью при помощи подобранных методик.
3) Выбрать и апробировать методы по коррекции нарушений речи у исследуемых детей дошкольного возраста. Определить возможности данных коррекционных методов.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование аспекта работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 6
1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 6
1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Специфика коррекционной работы 9
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное исследование 16
2.1 Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 16
2.2Проведение коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 19
2.3Итоговая диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20
Выводы по главе 2 22
Заключение 23
Список литературы 25
Приложение 1 27
Приложение 2 37
Оценивался уровень по каждому из вышеперечисленных параметров в отдельности по 3-х бальной шкале:
3
балла – высокий уровень –
выполняются все требования
2балла – допускаются незначительные ошибки при выполнении заданий;
1балл
– задания или не выполняются
совсем или выполняются с
Нами
были получены результаты, которые
мы отразили в таблице №1 - для
контрольной группы и в таблице
№2 – для экспериментальной
Таблица№1
Результаты
первичного обследования
уровня развития речи
у контрольной группы
детей
№ |
ИМЯ |
Первичное логопедическое обследование по речевой карте | |||||||||||
Интеллект | Констр. деят-ть | Моторное развитие | Строение |
Артикуляционная моторика | Общее звучание речи | Понимание речи | Произношение | Фон. воспр-е и звук. анализ | Словарь | Грамм. строй, словоизменение и словообразование | Связная
речь | ||
1. | Марина Ч. | Ниже N | Средний | Низкий | N | Средний | Средний | Высокий | Средний | Низкий | Средний | Низкий | Средний |
2. | Андрей Ф. | Ниже N | Низкий | Низкий | Ниже N | Низкий | Средний | Средний | Низкий | Средний | Низкий | Средний | Низкий |
3. | Мария С. | Ниже N | Низкий | Средний | N | Средний | Средний | Низкий | Средний | Средний | Средний | Низкий | Низкий |
4. | Ксеня М. | Ниже N | Средний | Низкий | N | Низкий | Средний | Высокий | Средний | Низкий | Низкий | Средний | Низкий |
5. | Настя К. | Ниже N | Низкий | Средний | N | Средний | Низкий | Высокий | Низкий | Низкий | Высокий | Низкий | Средний |
Таблица№2
Результаты
первичного обследования
уровня развития речи
у экспериментальной
группы детей
№ |
ИМЯ |
Первичное логопедическое обследование по речевой карте | |||||||||||
Интеллект | Констр. деят-ть | Моторное развитие | Строение |
Артикуляционная моторика | Общее звучание речи | Понимание речи | Произношение | Фон. воспр-е и звук. анализ | Словарь | Грамм. строй, словоизменение и словообразование | Связная
речь | ||
1. | Марина К. | Ниже N | Низкий | Низкий | N | Низкий | Средний | Низкий | Средний | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий |
2. | Павел Е. | Ниже N | Средний | Средний | N | Низкий | Средний | Высокий | Средний | Высокий | Высокий | Средний | Средний |
3. | Максим Н. | Ниже N | Средний | Низкий | Ниже N | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий | Средний | Низкий | Низкий | Низкий |
4. | Настя К. | Ниже N | Низкий | Низкий | N | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Средний | Средний | Низкий | Средний |
5. | Варя М. | Ниже N | Средний | Средний | N | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий |
ВНИМАНИЕ! ЭТО ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕННА АВТОРАМИ NEZACHETOV.NET
МАТЕРИАЛ НЕПОЛНЫЙ
2.2Проведение
коррекционной работы
по развитию речи
с дошкольниками
имеющими отклонения
в интеллектуальном
развитии
Коррекционную работу мы строили с учетом уровня развития детей и опираясь на особенности детей с ЗПР. Первым этапом нашей работы стали ознакомительные занятия, с легкими упражнениями, играми и заданиями. Важным условием стало для нас то, чтобы дети начали нам доверять, раскрепостились и вели себя непринужденно на наших занятиях. Мы старались максимально их заинтересовать, вовлечь в предлагаемые игры.
Целью второго этапа работы стало формирование навыков речевого общения, постановка правильного звукопроизношения, проработка тех моментов, которые нарушены у участников эксперимента.
На
первых двух этапах работы обе группы
– и контрольная и
ВНИМАНИЕ! ЭТО ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕННА АВТОРАМИ NEZACHETOV.NET
МАТЕРИАЛ НЕПОЛНЫЙ
Таким образом, проведя коррекционную работу нам необходимо было провести итоговую вторичную диагностику уровня развития речи у обеих групп, участвовавших в нашем исследовании. Мы надеялись, что будут отмечена динамика у обеих групп, но в экспериментальной группе улучшения более значительны.
2.3Итоговая диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Таблица№1
Результаты
первичного обследования
уровня развития речи
у контрольной
группы детей
№ |
ИМЯ |
Первичное логопедическое обследование по речевой карте | |||||||||||
Интеллект | Констр. деят-ть | Моторное развитие | Строение |
Артикуляционная моторика | Общее звучание речи | Понимание речи | Произношение | Фон. воспр-е и звук. анализ | Словарь | Грамм. строй, словоизменение и словообразование | Связная
речь | ||
1. | Марина Ч. | Ниже N | Высокий | Средний | N | Высокий | Высокий | Высокий | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
2. | Андрей Ф. | Ниже N | Средний | Средний | Ниже N | Средний | Высокий | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
3. | Мария С. | Ниже N | Средний | Средний | N | Средний | Высокий | Средний | Высокий | Средний | Средний | Средний | Средний |
4. | Ксеня М. | Ниже N | Средний | Средний | N | Высокий | Средний | Высокий | Высокий | Средний | Средний | Средний | Средний |
5. | Настя К. | Ниже N | Низкий | Высокий | N | Высокий | Средний | Высокий | Средний | Средний | Высокий | Средний | Средний |
Таблица№2
Результаты
первичного обследования
уровня развития речи
у экспериментальной
группы детей
№ |
ИМЯ |
Первичное логопедическое обследование по речевой карте | |||||||||||
Интеллект | Констр. деят-ть | Моторное развитие | Строение |
Артикуляционная моторика | Общее звучание речи | Понимание речи | Произношение | Фон. воспр-е и звук. анализ | Словарь | Грамм. строй, словоизменение и словообразование | Связная
речь | ||
1. | Марина К. | Ниже N | Средний | Средний | N | Высокий | Высокий | Средний | Высокий | Средний | Средний | Средний | Высокий |
2. | Павел Е. | Ниже N | Высокий | Высокий | N | Средний | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | Средний | Высокий |
3. | Максим Н. | Ниже N | Высокий | Средний | Ниже N | Высокий | Высокий | Средний | Высокий | Высокий | Высокий | Средний | Средний |
4. | Настя К. | Ниже N | Средний | Средний | N | Высокий | Средний | Высокий | Средний | Средний | Средний | Высокий | Средний |
5. | Варя М. | Ниже N | Высокий | Высокий | N | Высокий | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Высокий | Средний |
После проведения коррекционной работы, включающей в себя задания на развитие речи, звукопроизношения, словаря и др. аспектов у детей с ЗПР мы видим, что отмечаются улучшения в показателях, полученных в результате повторной диагностики, которая проводилась по той же речевой карте, которую мы использовали и для первичной диагностики. Если при первоначальном обследовании у многих детей в обеих группах во многих разделах низкий уровень владения речью, а высокий почти не встречается, то при повторном обследовании низкого уровня практически нет ни у кого.
Выводы
по главе 2
На
основе анализа психолого-
Нами была разработана коррекционная программа по улучшению уровня владения речью, при помощи которой мы планировали повысить показатели, полученные в результате первичной диагностики у участников эксперимента. После проведения комплекса занятий и упражнений мы провели итоговую диагностику по той же речевой карте, которую использовали при первом обследовании, в результате была отмечена некоторая динамика.
При более глубоком анализе, можно заметить, что в контрольной группе и при первом, и при итоговом обследовании показатели немного ниже, чем в экспериментальной. После проведения коррекционной работы в контрольной группе у некоторых обследуемых замечаем изменение показателей со среднего уровня до высокого. Некоторые показатели остаются неизменны. В то время, как в экспериментальной группе все показатели изменились на один, а по некоторым аспектам, на два балла.
Таким
образом, мы можем отметить повышение
уровня владения речью у всех участников
эксперимента. В экспериментальной группе,
в которой занятия проводись на третьем
этапе по усложненной схеме с добавлением
некоторых игр, упражнений и занятий замечены
бале значительные улучшения, нежели в
контрольной группе, в которой занятия
проводились без изменений и усложнений.
Заключение
Развитие
речи становиться все более