Особенности коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является оценка уровня развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью (дети с ЗПР) дошкольного возраста с дальнейшим подбором и апробированием методик по коррекции выявленных отклонений.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

1) Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам состояния и развития речи у детей с ЗПР;

2) Оценить уровень развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью при помощи подобранных методик.

3) Выбрать и апробировать методы по коррекции нарушений речи у исследуемых детей дошкольного возраста. Определить возможности данных коррекционных методов.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование аспекта работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 6

1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 6

1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Специфика коррекционной работы 9

Выводы по главе 1 15

Глава 2. Экспериментальное исследование 16

2.1 Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 16

2.2Проведение коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 19

2.3Итоговая диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20

Выводы по главе 2 22

Заключение 23

Список литературы 25

Приложение 1 27

Приложение 2 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

     Голос (нормальный, тихий, громкий)______________

     Дикция_______________________________________

     Выразительность речи (выразительная, невыразительная) Темп  (быстрый, медленный, нормальный)_____________

     Ритм (правильность употребления пауз в  речевом потоке)

      VII. Понимание речи

      1. Существительные:

      -какие игрушки знает (покажи зайку, мишку и т. д) дай куклу, пирамидку;

      -знает  ли  названия  предметов в быту,  части своего тела, животных   

     -может ли узнавать предметы по картинкам;

     2. Глаголы (по картинкам):

     -покажи, где девочка идет, ест, читает и т. д;

     -покажи, кто шьет, рисует, одевается, раздевается, умывается, вытирается_____________________________

     3   Прилагательные:

     -знает ли цвета и их оттенки____________________

     -величину   предметов    (большой-маленький; широкий-узкий, толстый — топкий);

     -признаки предметов (гладкий, пушистый, мягкий)_________

     4   Понимание просьбы:

     -садись за стол, подойди к столу и т. д.__________________

     5. Понимание грамматических форм слова:

     -единственное и множественное число существительных (где шар —где шары, дай гриб —дай грибы)________________

     -единственное и множественное число глагола (покажи, где поют, а где поет);

     -слова с уменьшительно-ласкательным значением (где стол, а где столик, покажи ложку, покажи ложечку);

     -понимание рода (покажи, где Валя упала, а где Валя упал);

     -понимание предлогов  (положи карандаш на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, перед коробкой) _________

     6. Понимание текста «Катя и Маша»:

     Катя  пошла в лес за грибами. Она  с собой взяла маленькую

     Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину ....... и перенесла Машу через речку.

     Вопросы: Покажи, кто пошел в лес?

     Кого  Катя взяла с собой?

     Что повстречали дети на своем пути?

     Кого  Катя посадила себе на спину?

     Ответы:     (словесно, показал).

      
VIII.  Произношение

     —  гласные   ______________________________________________

     —  свистящие с _______с"_______ з _______ з"_______ ц_____

     —  шипящие ш ______.       ж __________ч _____ щ _______

     —  соноры л __________л" __________ р _________ р"_______

     и_________ я__________ е __________ё ______ ю_________

     к _______ к _______г _______г"_______ х _______х-____

     п-б __________   п"-б"__________ д-т _________ д"-т________

     ф-в _______ фм-в" _______ м-м" _________ н-н" _

     —  дифференциация звуков с-ш____________ з-ж ___

     с-з _______________________с-ц ____________

     Л-р________________________   И-ЛЬ___________

     X.  Фонематическое  восприятие и звуковой   анализ

     1: Слова-паронимы: — покажи, где-коса—коза  ___

     -удочка—уточка миска—мишка

     -точка—бочка

     -дом—дым

     -рак—лак

     2. Различение звуков в слогах: па-ба; да-та; ка-га-ка; да-та-да.

     3. Анализ звукового состава: выделение  начального гласного   «АУ»   (какой   первый  звук? сколько звуков?)_____________

     4. Выделение ударного гласного  из начала слога:

     ВНИМАНИЕ! ЭТО ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕННА АВТОРАМИ NEZACHETOV.NET

     МАТЕРИАЛ  НЕПОЛНЫЙ

     душ________________________

     6. Выделение конечного ударного гласного:

     луна ___________шары ________

     мука________________________

     7. Произношение слов сложного слогового  состава: картина______________ машина_______

     снеговик__________ телевизор

     сковорода _________________аквариум

     пианино_________________     лекарство

     сквозняк ___________________милиционер

     водопроводчик_____________      простокваша

     8. Фразы:

     Ребята  слепили снеговика_________________

     ВНИМАНИЕ! ЭТО ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕННА АВТОРАМИ NEZACHETOV.NET

     МАТЕРИАЛ  НЕПОЛНЫЙ

     -самостоятельное называние детьми видовых понятий, входящих в какую-либо обобщающую категорию. (Скажи, какую ты знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь и т. д.) _________

     -объединение предметов в обобщающую группу (как можно  одним словом шубу, пальто, юбку и т. д.) ___

     -глаголы, обозначающие действия предметов, их состояние, чувства, эмоции, различные явления. Кто что делает?

     собака __________________; рыба ________________

     врач ____________________; мальчик_____________   

     2. Прилагательные:

     -цвет

     -величина

     -форма (квадрат» круг, прямоугольник)

     3. Детеныши животных и птиц:

     -у лошади

     -у собаки.

     - у овцы

     -у лисы _

     -у утки__

     -У коровы.

     - у кошки _

     -у козы___

     -у волка _

     -У курицы

     4. Подобрать слова с противоположным значением:

     Этот  стол большой, а этот?___________________

     Эта лента широкая, а эта?___________________

     5. Назвать профессии: Кто пишет  книги?

     Кто воспитывает детей?

     Кто разносит газеты и журналы? и т. д.

     XI. Грамматический строй, функции словоизменения   и   словообразования

     —  употребление существительных в разных падежах;

     —  именительный падеж;

     —  единственное и множественное число;

     —  игра «Найди себе пару»:

     колесо- ____________________коса- ____________

     стол- ____________________рука-__________________

     стул- ______________,_______дерево-

     — родительный падеж множественного числа; Чего в лесу много?: *

     куст- _____________________елки-

     дерево- _____________________ ягоды-___________________

     цветы- ___________________листья-_____________________

     — родительный падеж с отрицанием;

     Игра  «Чего нет»? (что это? — яблоко, чего нет? - яблока)

     тетрадь- --------------______ помидор-

     одеяло-------------__________ ветка- _

     —  дательный падеж;

     Кому  мальчик принес есть? _______

     —  винительный падеж;

     Игра  «Магазин»: что купишь?_____

     Игра  «Зоопарк»: кого видишь? _____

     —  творительный падеж;

     Чем  поливают грядки?___________

     Чем девочка ест суп?_________

     Чем мальчик режет хлеб? — предложный падеж;  

     На  чем лежит предмет? —

     У кого хобот? _____________ гребешок?

     клюв? __________________ длинные уши?

     — согласование существительного с прилагательным;

     Какая по цвету?

     редиска ___________ тетрадь ___________ ветка ___________

     какое? яблоко_________ кресло _________ одеяло____________

     какой? василек __________  помидор ____________

     какие? варежки _______ помидоры_____________ карандаши_______

     согласование  числительного с существительным;

     сосчитай  утят  ______________________________

     кукол______________________________

     употребление  предлогов (в, па, под, над, за); Где лежат  карандаши?__________________

     Откуда  я взяла карандаш? (из, с (со), из-за, из-под)

     Игра  «Угадай, куда спрятались игрушки?»________

     словообразование (из 2-х слов — одно);

     снег  падает     _________________________________

     листья  падают________________________________

     рыбу  ловит______________________

     прилагательные  от существительных;

     стол  из дерева, значит какой?________

     кружка  ил железа   _____________

     стакан  из стекла________________

     комок из снега   _________________

     лодочка из бумаги________________

     сапоги  из кожи _________________

     сапоги  из резины_________________________

     существительные при помощи уменьшительных суффиксов; большой стул, а маленький________________________

     рука-___________________ стакан______________________

     птица-____________________ шапка-____________________

     трава-__________________ ковер-_________________

     XII.  Связная речь

     1. Вопросно-ответная форма (беседа)________________

     2. Составление предложений по картинкам____________

     3 Составление рассказа по сюжетной картине________

     4. По серии картин___________________________

     5. Рассказ, описание (куклы, мишки)__________________

     6.Пересказ  рассказа (сказки)__________________

       
Приложение 2

Информация о работе Особенности коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии