Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:37, курсовая работа
Целью нашей работы является оценка уровня развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью (дети с ЗПР) дошкольного возраста с дальнейшим подбором и апробированием методик по коррекции выявленных отклонений.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1) Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам состояния и развития речи у детей с ЗПР;
2) Оценить уровень развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью при помощи подобранных методик.
3) Выбрать и апробировать методы по коррекции нарушений речи у исследуемых детей дошкольного возраста. Определить возможности данных коррекционных методов.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование аспекта работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 6
1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 6
1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Специфика коррекционной работы 9
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное исследование 16
2.1 Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 16
2.2Проведение коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 19
2.3Итоговая диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20
Выводы по главе 2 22
Заключение 23
Список литературы 25
Приложение 1 27
Приложение 2 37
Голос (нормальный, тихий, громкий)______________
Дикция___________________
Выразительность речи (выразительная, невыразительная) Темп (быстрый, медленный, нормальный)_____________
Ритм (правильность употребления пауз в речевом потоке)
VII. Понимание речи
1. Существительные:
-какие игрушки знает (покажи зайку, мишку и т. д) дай куклу, пирамидку;
-знает ли названия предметов в быту, части своего тела, животных
-может ли узнавать предметы по картинкам;
2. Глаголы (по картинкам):
-покажи, где девочка идет, ест, читает и т. д;
-покажи,
кто шьет, рисует, одевается, раздевается,
умывается, вытирается____________________
3 Прилагательные:
-знает ли цвета и их оттенки____________________
-величину предметов (большой-маленький; широкий-узкий, толстый — топкий);
-признаки предметов (гладкий, пушистый, мягкий)_________
4 Понимание просьбы:
-садись за стол, подойди к столу и т. д.__________________
5. Понимание грамматических форм слова:
-единственное и множественное число существительных (где шар —где шары, дай гриб —дай грибы)________________
-единственное и множественное число глагола (покажи, где поют, а где поет);
-слова с уменьшительно-ласкательным значением (где стол, а где столик, покажи ложку, покажи ложечку);
-понимание рода (покажи, где Валя упала, а где Валя упал);
-понимание предлогов (положи карандаш на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, перед коробкой) _________
6. Понимание текста «Катя и Маша»:
Катя пошла в лес за грибами. Она с собой взяла маленькую
Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину ....... и перенесла Машу через речку.
Вопросы: Покажи, кто пошел в лес?
Кого Катя взяла с собой?
Что повстречали дети на своем пути?
Кого Катя посадила себе на спину?
Ответы: (словесно, показал).
VIII. Произношение
—
гласные ______________________________
— свистящие с _______с"_______ з _______ з"_______ ц_____
— шипящие ш ______. ж __________ч _____ щ _______
— соноры л __________л" __________ р _________ р"_______
и_________ я__________ е __________ё ______ ю_________
к _______ к _______г _______г"_______ х _______х-____
п-б __________ п"-б"__________ д-т _________ д"-т________
ф-в _______ фм-в" _______ м-м" _________ н-н" _
— дифференциация звуков с-ш____________ з-ж ___
с-з _______________________с-ц ____________
Л-р______________________
X. Фонематическое восприятие и звуковой анализ
1: Слова-паронимы: — покажи, где-коса—коза ___
-удочка—уточка миска—мишка
-точка—бочка
-дом—дым
-рак—лак
2. Различение звуков в слогах: па-ба; да-та; ка-га-ка; да-та-да.
3. Анализ звукового состава: выделение начального гласного «АУ» (какой первый звук? сколько звуков?)_____________
4. Выделение ударного гласного из начала слога:
ВНИМАНИЕ! ЭТО ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕННА АВТОРАМИ NEZACHETOV.NET
МАТЕРИАЛ НЕПОЛНЫЙ
душ______________________
6. Выделение конечного ударного гласного:
луна ___________шары ________
мука_____________________
7.
Произношение слов сложного
снеговик__________ телевизор
сковорода _________________аквариум
пианино_________________ лекарство
сквозняк ___________________милиционер
водопроводчик____________
8. Фразы:
Ребята
слепили снеговика_____________
ВНИМАНИЕ! ЭТО ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕННА АВТОРАМИ NEZACHETOV.NET
МАТЕРИАЛ НЕПОЛНЫЙ
-самостоятельное называние детьми видовых понятий, входящих в какую-либо обобщающую категорию. (Скажи, какую ты знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь и т. д.) _________
-объединение предметов в обобщающую группу (как можно одним словом шубу, пальто, юбку и т. д.) ___
-глаголы, обозначающие действия предметов, их состояние, чувства, эмоции, различные явления. Кто что делает?
собака __________________; рыба ________________
врач ____________________; мальчик_____________
2. Прилагательные:
-цвет
-величина
-форма (квадрат» круг, прямоугольник)
3. Детеныши животных и птиц:
-у лошади
-у собаки.
- у овцы
-у лисы _
-у утки__
-У коровы.
- у кошки _
-у козы___
-у волка _
-У курицы
4. Подобрать слова с противоположным значением:
Этот стол большой, а этот?___________________
Эта лента широкая, а эта?___________________
5. Назвать профессии: Кто пишет книги?
Кто воспитывает детей?
Кто разносит газеты и журналы? и т. д.
XI. Грамматический строй, функции словоизменения и словообразования
— употребление существительных в разных падежах;
— именительный падеж;
— единственное и множественное число;
— игра «Найди себе пару»:
колесо- ____________________коса- ____________
стол-
____________________рука-_____
стул- ______________,_______дерево-
—
родительный падеж
куст- _____________________елки-
дерево- _____________________ ягоды-___________________
цветы-
___________________листья-____
—
родительный падеж с
Игра «Чего нет»? (что это? — яблоко, чего нет? - яблока)
тетрадь- --------------______ помидор-
одеяло-------------______
— дательный падеж;
Кому мальчик принес есть? _______
— винительный падеж;
Игра «Магазин»: что купишь?_____
Игра «Зоопарк»: кого видишь? _____
— творительный падеж;
Чем поливают грядки?___________
Чем девочка ест суп?_________
Чем мальчик режет хлеб? — предложный падеж;
На чем лежит предмет? —
У кого хобот? _____________ гребешок?
клюв? __________________ длинные уши?
— согласование существительного с прилагательным;
Какая по цвету?
редиска ___________ тетрадь ___________ ветка ___________
какое? яблоко_________ кресло _________ одеяло____________
какой? василек __________ помидор ____________
какие? варежки _______ помидоры_____________ карандаши_______
согласование
числительного с
сосчитай утят ______________________________
кукол____________________
употребление предлогов (в, па, под, над, за); Где лежат карандаши?__________________
Откуда я взяла карандаш? (из, с (со), из-за, из-под)
Игра «Угадай, куда спрятались игрушки?»________
словообразование (из 2-х слов — одно);
снег
падает ______________________________
листья
падают________________________
рыбу ловит______________________
прилагательные от существительных;
стол из дерева, значит какой?________
кружка ил железа _____________
стакан из стекла________________
комок из снега _________________
лодочка из бумаги________________
сапоги из кожи _________________
сапоги
из резины________________________
существительные
при помощи уменьшительных суффиксов;
большой стул, а маленький_____________________
рука-___________________ стакан______________________
птица-___________________
трава-__________________ ковер-_________________
XII. Связная речь
1.
Вопросно-ответная форма (
2.
Составление предложений по
3 Составление рассказа по сюжетной картине________
4.
По серии картин_______________
5.
Рассказ, описание (куклы, мишки)________________
6.Пересказ рассказа (сказки)__________________
Приложение
2