Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:14, курсовая работа
В этой работе я попытаюсь подробно рассмотреть основную сущность и принципы свободного воспитания в педагогике Марии Монтессори. Опираясь на основную суть нижеизложенной литературы, постараюсь составить собственное мнение о системе такого воспитания и выразить его в заключении.
Введение ………………………………………………………………….............3
1. Биография Марии Монтессори………………………………………………4
2. Основные принципы свободного воспитания в педагогической системе
М. Монтессори…………………………………………………………………...9
3. Технология саморазвития и основные части основы педагогики
Марии Монтессори……………………………………………………………..10
4. Особенности использования дидактического материала в
Системе М. Монтессори ……………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………………..26
УЧИТЕЛЬ.
Задача
Монтессори-учителя - помочь ребенку
организовать свою деятельность, пойти
своим уникальным путем, реализовать
свой потенциал в наиболее полной
мере. Воспитатель, по Монтессори, представляет
собой связующий элемент между
ребенком и воспитывающей средой,
в которой
ребенок
самостоятельно действует и развивается
с помощью дидактических
Педагог создает и
4. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ М. МОНТЕССОРИ
Для ребенка Монтессори-материалы - это "ключ к миру", благодаря которому он приводит в порядок свои хаотичные представления о нем, структурирует их. По словам Монтессори, "материал должен быть помощником и руководителем внутренней работы ребенка…"
В создании и использовании дидактического материала М. Монтессори выделила следующие принципы: значимость материала для ребенка; изоляция трудности; контроль ошибок; постепенное усложнение материала по дизайну и использованию; возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению; последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций.
Существует несколько основных правил пользования Монтессори-материалами. Так как они созданы для серьезной цели - развития ребенка - дети должны относиться к ним с уважением. С материалами нужно обращаться аккуратно и только после того, как понято их использование. Когда ребенок хочет выполнить какое-то упражнение, он приносит все необходимые материалы и аккуратно раскладывает их на коврике или столе в определенном порядке. Когда упражнение закончено, материалы возвращаются на свое место в первоначальном виде, чтобы их мог использовать другой ребенок. Ребенок имеет право пользоваться материалом, не будучи прерванным ни другими детьми, ни воспитателем. Здесь педагог должен быть предельно внимательным. Похвала или даже улыбка могут отвлечь ребенка, и в практике работы наблюдались случаи, когда дети прекращали или откладывали свою работу после даже такого незначительного вмешательства.
Показ ребенку нового материала называется
презентацией и является основным уроком.
Цель этого урока - не только познакомить
ребенка с основными качествами и использованием
материала, но и дать возможность учителю
больше узнать о ребенке и его внутреннем
развитии. Учитель использует урок для
наблюдения реакции ребенка с целью дальнейшего
практикования различных к нему подходов.
Чтобы выбрать правильный момент для презентации,
нужны чуткость и опыт. Учитель на некоторое
время берет
инициативу в развитии ребенка в свои руки. “При выполнении такой деликатной
задачи,
- отмечала М. Монтессори, - требуется
большое мастерство в
Урок дается исключительно на основе индивидуального подхода. Так как двое детей в один и тот же момент не могут находиться на совершенно одинаковом уровне развития, наилучший момент для этого особого урока не будет совпадать в двух разных случаях. Свободные дети не обязаны оставаться неподвижно на своих местах и прислушиваться к учителю, поэтому коллективные уроки в школе Монтессори имеют “весьма второстепенное значение”. Основной урок можно определить как "определенное впечатление от контакта с окружающим внешним миром". Чтобы этот контакт носил четкий и ясный характер, учитель должен в совершенстве изучить материалы и заранее определить точный способ презентации упражнения. Ребенок откликнется на точность этой презентации, т.к она удовлетворяет его внутренней потребности. Монтессори обнаружила, что точность очень привлекает ребенка, именно она удерживает его в работе. В дополнение к точности и упорядоченности М. Монтессори определила требования к уроку: простота (“ничего, кроме безусловной истины”); краткость (“веди счет словам своим”); объективность (“бросить луч света и пойти своей дорогой).
Длительность
урока незначительна - от 0,5 до 2-3 минут.
Урок должен исходить от самого ребенка,
а не от взрослого. Учитель, наблюдая
за детьми, должен понять, когда можно
перейти к уроку, создать соответствующую
атмосферу и установить личностный
контакт с ребенком. На коврике (на
столе) должен лежать только материал
для урока - для того, чтобы “ограничить
поле сознания ребенка предметом
урока”. Сначала учитель показывает
всю последовательность действий при
работе с материалом. После этого
он предлагает ребенку попробовать
использовать материал так, как только
что было показано. Если ребенок
понял презентацию, он переходит
к самостоятельной работе, а учитель
наблюдает. Нельзя заставлять ребенка
выполнять показанное упражнение; если
ребенок после презентации
неправильно, его ни в коем случае нельзя порицать за это. Следовательно, основным руководством для ведения урока является метод наблюдения, который
включает
также свободу и
Узнать,
как правильно использовать материал,
- по мнению М. Монтессори, - только начало
его полезности для ребенка. Настоящий
рост ребенка, проявляющийся в развитии
его психической природы, происходит
в процессе повторения этого использования.
Это происходит в случае, если ребенок
понял идею упражнения, и эта идея
соответствует его внутренней потребности.
Именно повторения упражнения ожидает
учитель. Когда этот феномен происходит,
учитель знает, что он уже помог
внутренним потребностям ребенка найти
в окружающей среде помощь для
дальнейшего развития, и теперь можно
самому ребенку предоставить его
обучение. После периода повторения
упражнения в его первоначальной
форме возникает еще один феномен
- ребенок начинает создавать новые
способы использования
Убедившись, что идея ребенком усвоена, педагог представляет тот же материал, но как выражение новой идеи. Это реализуется в форме индивидуальных “уроков номенклатуры” (М. Монтессори), на которых закрепляются навыки работы и вводятся новые понятия. Такой урок состоит из трех ступеней:
1)
ассоциация сенсорного
2)
распознавание предмета или
3)
запоминание слова,
После того, как у ребенка сложился определенный словарный запас, он в состоянии передавать обобщенные идеи. В окружающей среде он находит
предметы,
соответствующие новым знаниям:
“листья зеленые (желтые, красные) ”,
“цветок хорошо пахнет” и т.д.
"В таких случаях дети испытывают
огромную радость от каждого нового
открытия. Они полны чувства достоинства
и удовлетворенности, подталкивающего
их, чтобы искать все новые ощущения
от окружающей их среды, и делающего
их самопроизвольными
Мы не преувеличим, если назовем труд г-жи Монтессори замечательным, полным новизны и глубоко ценным. Он замечателен уже потому, что представляет собою плод усилий женщины. Мы не знаем другого примера педагогической системы, оригинальной уже по своей систематической полноте и практической приложимости, которая была бы разработана женским умом и рукою. Она замечательна и как свидетельство женственной любви, широких социальных взглядов, научной подготовки, напряженного и длительного изучения педагогических проблем, а главное, богатейшего и почти беспримерного опыта преподавательницы в знатока педагогики. Никакая женщина, занимавшаяся делом г-жи Монтессори — воспитанием детей младшего возраста — не вносила в это дело столько разнообразных и богатых личных ресурсов. Эти ресурсы она отдала своему делу с энтузиазмом и самоотречением и убеждения свои она проповедует с жаром апостола, невольно приковывающим внимание.
Система,
воплотившая в себя такой запас
человеческих усилий, не может быть
малозначительной. Конечно, все перечисленное
не есть что-либо абсолютно новое
в педагогическом мире. Все это
уже предлагалось в теории; кое-что
с большей или меньшей полнотой
применялось на практике. Но до Монтессори
никто не создавал системы, в которой
сочетались бы в одно органическое
целое и все названные