Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:14, курсовая работа
В этой работе я попытаюсь подробно рассмотреть основную сущность и принципы свободного воспитания в педагогике Марии Монтессори. Опираясь на основную суть нижеизложенной литературы, постараюсь составить собственное мнение о системе такого воспитания и выразить его в заключении.
Введение ………………………………………………………………….............3
1. Биография Марии Монтессори………………………………………………4
2. Основные принципы свободного воспитания в педагогической системе
М. Монтессори…………………………………………………………………...9
3. Технология саморазвития и основные части основы педагогики
Марии Монтессори……………………………………………………………..10
4. Особенности использования дидактического материала в
Системе М. Монтессори ……………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………………..26
-2-
Введение ………………………………………………………
1. Биография Марии Монтессори………………………………………………4
2. Основные принципы свободного воспитания в педагогической системе
М.
Монтессори……………………………………………………
3. Технология саморазвития и основные части основы педагогики
Марии
Монтессори……………………………………………………
4.
Особенности использования
Системе М. Монтессори ……………………………………………………….21
Заключение …………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………..26
История
педагогики сохранила сотни имен,
но по пальцам одной руки можно
пересчитать реальные школы, сохранившиеся
после смерти авторов. Итальянский
педагог Мария Монтессори стоит
в этом почетном ряду. Произошло
это не только потому, что многие
ее прозрения нашли научное
Мария Монтессори была одной из первых, кто в конце ХIХ века поняла, что ребенок - это просто ребенок, существо со своим уникальным внутренним миром. Он вырастет, объясняла она, и обязательно станет похожим на нас, потому что природа наделила его спонтанным интересом к познанию всего, что его окружает. Мария Монтессори смогла найти тот педагогический принцип, который позволяет хоть отчасти реализовывать прекрасные идеалы, о которых постоянно говорят и пишут. Метод, которым она предлагает воспользоваться, несколько неожидан для педагогики. Это постоянный эксперимент, где и педагог, и ребенок – исследователи.
Главное в этом методе – предоставление ребенку полной свободы самовыражения и действий.
В этой работе я попытаюсь подробно рассмотреть основную сущность и принципы свободного воспитания в педагогике Марии Монтессори. Опираясь на основную суть нижеизложенной литературы, постараюсь составить собственное мнение о системе такого воспитания и выразить его в заключении.
Вот
уже почти век имя М. Монтессори
(1870-1952) – психиатра и психолога,
опытного детского врача и философа,
неутомимого ученого-
2. БИОГРАФИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ
День рождения Марии Монтессори празднуется 31 августа, когда ребятишки в России и в некоторых других странах мира укладывают в школьные ранцы тетрадки, готовясь к новому учебному году. (Совпадение?..)
Она всегда любила резкие повороты, любила начинать и увлекаться новыми идеями. В моменты таких поворотов происходили события, которые она считала мистическими разрешениями, потому что не могла иначе объяснить, что именно с ней происходило.
Несказанной
дерзостью для женщины в
Еще
в пору университетской жизни
Мария Монтессори активно выступала
за социальные права женщин, искала
государственной поддержки
Вернувшись
в Рим, Мария стала работать ассистенткой
врача в университетской
Мария
Монтессори обратила внимание на важнейшее
для развития, а порой и для
восстановления детей значение предметной
среды, окружающей ребенка. Но формирование
развивающей среды вряд ли касалось
медицины. Она стала изучать работы французских
психологов Итарда и Сегена. С трудом отыскала
их и перевела на итальянский. Итард был
знаменит как учитель “дикаря из
Аверона” – дикого мальчика, который вырос, как зверек, в лесах Аверона. Итард пытался научить его мыслить, пробудить хоть проблески интеллекта. Ученики
Итарда
и Сегена были умственно отсталыми
детьми. И чтобы успешно работать
с ними, ученые придумали богатый
материал для упражнений в сенсомоторике.
Но с помощью этого материала
можно было лишь диагностировать
развитие ребенка. Они не были приспособлены
для дидактической работы. “Психологические
орудия” оказались столь
Настало время, когда Мария Монтессори поняла, что проблемы умственно отсталых детей – это не только медицинские проблемы, но и (а часто и прежде всего) педагогические. Надо учиться работать с такими детьми не в больнице, а в школе. Эти идеи по тем временам были крамольными, потому что влекли за собой не только перестройку сознания людей в отношении к детям с ограниченными возможностями, но и изменение уклада жизни любой традиционной школы. Мария Монтессори в своих размышлениях рискнула поставить фигуру ребенка с его единственной и неповторимой жизнью, больного ли, здорового – любого, в центр мироздания. Она стала наблюдать и изучать эту жизнь в каждом отдельном проявлении и в то же время зачитывалась трудами по антропологии человека. К тому времени в Римском университете уже несколько лет существовал основанный Джузеппе Серги институт экспериментальной психологии, где Мария Монтессори начинала вести свои научные исследования.
Здесь
она познакомилась с отцом
своего будущего ребенка Джузеппе Монтесано.
Они работали вместе, были коллегами
и любили друг друга. Но брак не состоялся.
Мария боялась осуждения
вблизи Рима. Марио вырос без матери в рабочей семье, учился в интернате и долгое время ничего о ней не знал. Ирония судьбы – Монтессори имела ребенка и скрывала это, но всю свою жизнь отдавала чужим детям. Впервые они
встретились,
когда Марио был уже молодым
человеком. Сопротивление католических
священников было столь велико, что
пришлось проявить немалую душевную
храбрость и решимость, чтобы
переломить осуждение церкви, выйти
из постоянного внутреннего
Школа
и труд ее педагогов во главе с
директором были справедливо оценены
очень высоко. 6 января 1907 года в предместье
Рима в Сан-Лоренцо была открыта первая
школа для здоровых детей, которая стала
работать по методу Марии Монтессори –
знаменитый Дом ребенка (“Casa dei Bambini”).
В Сан-Лоренцо жили бедные семьи рабочих
окрестных фабрик. Поэтому меценатом Дома
ребенка стал владелец местных трущоб
Эдуардо де Салама. Он предоставил М.Монтессори
и ее молодым коллегам хорошее помещение,
обеспечил мебелью, которая сначала не
слишком устроила педагогов, но потом
была приспособлена для жизни детей. Монтессори
принесла туда специальные сенсомоторные
материалы, предоставила детям возможность
выбирать и стала наблюдать их свободную
работу. Спокойная, дружелюбная атмосфера,
спонтанное трудолюбие и естественная
для детей концентрация внимания на
собственной деятельности стали отличительной чертой уклада жизни домов ребенка. Монтессори образовался круг молодых, интересующихся новой педагогикой учительниц. Курс лекций, который в это время профессор Монтессори продолжала читать в Римском университете, в 1909 году был
опубликован отдельной книгой с названием “Антропологическая педагогика”. А в следующем году молниеносно разошлась по миру другая книжка, вышедшая на английском. Она называлась “Метод Монтессори”, и ее сразу же перевели на 20 языков мира. Через два года, в 1913 году, ее прочитали в России под названием “Дом ребенка. Метод научной педагогики”. Но это еще не главный педагогический труд Марии Монтессори. О самом важном она написала гораздо позже, во второй половине жизни.
Монтессори была прекрасным оратором, вдохновенным пропагандистом своих идей. Педагоги всего мира съезжались в римский Дом ребенка, чтобы послушать ее и увидеть все своими глазами. Идеи гуманистической педагогики завоевывали мир. Зимой 1923 года ее сын Марио Монтессори пишет письмо главе итальянского государства, обращая внимание на то, что образовательная система, рожденная в Италии, распространилась повсюду, школы Монтессори появились даже в Новой Зеландии, Индии и в Китае. Ответом на это письмо стала встреча Марии Монтессори с Муссолини, который был тогда главой итальянского правительства. Состоялось официальное признание новой педагогической системы в Италии, и на ее развитие были отпущены большие средства. Указом короля Виктора Эммануила при патронаже королевы Маргариты было создано Монтессори-общество. Известно, что в 1926 году на 6-месячные тренинговые курсы этого общества для учителей Италии Муссолини выделил из собственного фонда 10000 лир. Он и сам решил на этих курсах присутствовать. А тремя годами позже был открыт специальный колледж с базовой школой, построенный по проекту Марии Монтессори лучшими архитекторами и инженерами Италии. При открытии колледжа Монтессори сказала, что ее не интересует политика и что главным для нее является создание условий свободного развития и воспитания детей и научных наблюдений за ними.