Основные принципы свободного воспитания в педагогической системе Марии Монтессори

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

В этой работе я попытаюсь подробно рассмотреть основную сущность и принципы свободного воспитания в педагогике Марии Монтессори. Опираясь на основную суть нижеизложенной литературы, постараюсь составить собственное мнение о системе такого воспитания и выразить его в заключении.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….............3

1. Биография Марии Монтессори………………………………………………4

2. Основные принципы свободного воспитания в педагогической системе

М. Монтессори…………………………………………………………………...9

3. Технология саморазвития и основные части основы педагогики

Марии Монтессори……………………………………………………………..10

4. Особенности использования дидактического материала в

Системе М. Монтессори ……………………………………………………….21

Заключение ……………………………………………………………………...25

Список использованной литературы…………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

реферат Монтессори.docx

— 57.76 Кб (Скачать)

                                         

                                      

                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    

                                                                    -2-

                                          СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение ………………………………………………………………….............3

1. Биография Марии Монтессори………………………………………………4

2. Основные принципы свободного воспитания в педагогической системе

М. Монтессори…………………………………………………………………...9

3. Технология саморазвития и основные части основы педагогики

Марии Монтессори……………………………………………………………..10                              

4. Особенности использования дидактического  материала в 

Системе М. Монтессори  ……………………………………………………….21

Заключение ……………………………………………………………………...25

Список использованной литературы…………………………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                

                                                                    -3-

                                               ВВЕДЕНИЕ

    История педагогики сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно  пересчитать реальные школы, сохранившиеся  после смерти авторов. Итальянский  педагог Мария Монтессори стоит  в этом почетном ряду. Произошло  это не только потому, что многие ее прозрения нашли научное подтверждение, но и потому, что она нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике.

    Мария Монтессори была одной из первых, кто  в конце ХIХ века поняла, что  ребенок - это просто ребенок, существо со своим уникальным внутренним миром. Он вырастет, объясняла она, и обязательно  станет похожим на нас, потому что  природа наделила его спонтанным интересом к познанию всего, что  его окружает. Мария Монтессори смогла найти тот педагогический принцип, который позволяет хоть отчасти реализовывать прекрасные идеалы, о которых постоянно говорят и пишут. Метод, которым она предлагает воспользоваться, несколько неожидан для педагогики. Это постоянный эксперимент, где и педагог, и ребенок – исследователи.

    Главное в этом методе – предоставление ребенку полной свободы самовыражения  и действий.

    В этой работе я попытаюсь подробно рассмотреть основную сущность и  принципы свободного воспитания в педагогике Марии  Монтессори. Опираясь на основную суть нижеизложенной литературы, постараюсь составить собственное мнение о системе такого воспитания и выразить его в заключении.  

    Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870-1952) – психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, неутомимого ученого-исследователя  и страстного подвижника новых гуманистических  идей приковывает к себе неослабевающее внимание общественности, причем не только педагогической. Ей посвящены десятки  книг и сотни статей на большинстве  языков мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают  на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное – это отсутствие равнодушия, она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными  педагогическими системами.

                                                                    

                                                                    -4-

      2. БИОГРАФИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ

    День  рождения Марии Монтессори празднуется 31 августа, когда ребятишки в России и в некоторых других странах  мира укладывают в школьные ранцы  тетрадки, готовясь к новому учебному году. (Совпадение?..)

    Она всегда любила резкие повороты, любила начинать и увлекаться новыми идеями. В моменты таких поворотов  происходили события, которые она  считала мистическими разрешениями, потому что не могла иначе объяснить, что именно с ней происходило.

    Несказанной дерзостью для женщины в тогдашней  Италии было поступить на медицинский  факультет Римского университета –  врачами становились только мужчины. Мария Монтессори стала студенткой и через два года получила право изучать не только естествознание, физику и математику, но и непосредственно медицину. Ей было 26 лет. Она стала первой в Италии женщиной-врачом.

    Еще в пору университетской жизни  Мария Монтессори активно выступала  за социальные права женщин, искала государственной поддержки социальным программам, связанным с женщинами  и детьми, и стала одним из лидеров. Ее избрали делегатом Международного конгресса женщин в Берлине.

    Вернувшись  в Рим, Мария стала работать ассистенткой врача в университетской клинике. Ей не раз приходилось наблюдать  лечение детей с ограниченными  умственными возможностями. Эти  дети были изолированы от мира и  представлялись ей маленькими пленниками. Среда их обитания была исключительно  скудна. Ни о каких игрушках или  книжках не могло быть и речи. Однажды Мария заметила, как после  обеда дети нашли корку хлеба  и разминали ее. Корка была их единственной игрушкой. Воспитательница  приветствовала эту игру, потому что  других предметов для занятий  у детей не было.

    Мария Монтессори обратила внимание на важнейшее  для развития, а порой и для  восстановления детей значение предметной среды, окружающей ребенка. Но формирование развивающей среды вряд ли касалось медицины. Она стала изучать работы французских психологов Итарда и Сегена. С трудом отыскала их и перевела на итальянский. Итард был знаменит как учитель “дикаря из  

                                                                   

                                                                    -5-

Аверона”  – дикого мальчика, который вырос, как зверек, в лесах Аверона. Итард  пытался научить его мыслить, пробудить хоть проблески интеллекта. Ученики 

Итарда  и Сегена были умственно отсталыми  детьми. И чтобы успешно работать с ними, ученые придумали богатый  материал для упражнений в сенсомоторике. Но с помощью этого материала  можно было лишь диагностировать  развитие ребенка. Они не были приспособлены  для дидактической работы. “Психологические орудия” оказались столь совершенными, что пережили столетие. Ими, по сей день, успешно пользуются психологи всего мира, и вряд ли кому из специалистов надо сегодня объяснять, что такое “доски или рамки Сегена”. Для Марии Монтессори изучение работ Итарда и Сегена было ответом на вопрос, чем она будет заниматься в дальнейшем, какой вклад сделает в науку и образовательную практику. Она перевела книги Итарда и Сегена на итальянский язык, переписывая перевод от руки, “чтобы, – как она писала, – я могла взвесить и постичь смысл каждого слова и не только понять значение, но и почувствовать сам дух автора”.

    Настало время, когда Мария Монтессори поняла, что проблемы умственно отсталых детей – это не только медицинские  проблемы, но и (а часто и прежде всего) педагогические. Надо учиться  работать с такими детьми не в больнице, а в школе. Эти идеи по тем временам были крамольными, потому что влекли за собой не только перестройку сознания людей в отношении к детям  с ограниченными возможностями, но и изменение уклада жизни любой  традиционной школы. Мария Монтессори в своих размышлениях рискнула поставить фигуру ребенка с его единственной и неповторимой жизнью, больного ли, здорового – любого, в центр мироздания. Она стала наблюдать и изучать эту жизнь в каждом отдельном проявлении и в то же время зачитывалась трудами по антропологии человека. К тому времени в Римском университете уже несколько лет существовал основанный Джузеппе Серги институт экспериментальной психологии, где Мария Монтессори начинала вести свои научные исследования.

    Здесь она познакомилась с отцом  своего будущего ребенка Джузеппе Монтесано. Они работали вместе, были коллегами  и любили друг друга. Но брак не состоялся. Мария боялась осуждения католической церкви, и поэтому, когда у нее  в 1898 году родился сын, она почти  сразу отправила его с няней в деревню 

                                                     -6-

вблизи  Рима. Марио вырос без матери в  рабочей семье, учился в интернате  и долгое время ничего о ней не знал. Ирония судьбы – Монтессори имела ребенка и скрывала это, но всю свою жизнь отдавала чужим детям. Впервые они

встретились, когда Марио был уже молодым  человеком. Сопротивление католических священников было столь велико, что  пришлось проявить немалую душевную храбрость и решимость, чтобы  переломить осуждение церкви, выйти  из постоянного внутреннего конфликта  с самой собой и вернуть  сына. Сначала Марио сказали, что  он племянник этой незнакомой дамы. Позднее он вспоминал, что дама показалась ему доброй, приветливой и откровенно понравилась. Тогда ему объяснили, что Мария Монтессори – его  мать. Это был миг счастливого  потрясения. С тех пор до конца  жизни они оставались вместе и  жили друг для друга. Когда весной 1900 года Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу, Монтессори согласилась стать ее директором. Она впервые попробовала создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. И уже через три месяца комиссия из представителей министерства образования Италии, членов лиги и городского совета пожаловала с подведением итогов ее работы. Сначала, как водится, было короткое выступление самой Монтессори, затем учителя школы отвечали на вопросы, и, наконец, дети показали то, чему они научились за столь короткое время. Результаты были ошеломляющие.

    Школа и труд ее педагогов во главе с  директором были справедливо оценены  очень высоко. 6 января 1907 года в предместье Рима в Сан-Лоренцо была открыта первая школа для здоровых детей, которая стала работать по методу Марии Монтессори – знаменитый Дом ребенка (“Casa dei Bambini”). В Сан-Лоренцо жили бедные семьи рабочих окрестных фабрик. Поэтому меценатом Дома ребенка стал владелец местных трущоб Эдуардо де Салама. Он предоставил М.Монтессори и ее молодым коллегам хорошее помещение, обеспечил мебелью, которая сначала не слишком устроила педагогов, но потом была приспособлена для жизни детей. Монтессори принесла туда специальные сенсомоторные материалы, предоставила детям возможность выбирать и стала наблюдать их свободную работу. Спокойная, дружелюбная атмосфера, спонтанное трудолюбие и естественная для детей концентрация внимания на  
 

                                                                 -7-

собственной деятельности стали отличительной  чертой уклада жизни домов ребенка. Монтессори образовался круг молодых, интересующихся новой педагогикой учительниц. Курс лекций, который в это время профессор Монтессори продолжала читать в Римском университете, в 1909 году был

опубликован отдельной книгой с названием  “Антропологическая педагогика”. А  в следующем году молниеносно  разошлась по миру другая книжка, вышедшая на английском. Она называлась “Метод Монтессори”, и ее сразу же перевели на 20 языков мира. Через два года, в 1913 году, ее прочитали в России под названием “Дом ребенка. Метод  научной педагогики”. Но это еще  не главный педагогический труд Марии  Монтессори. О самом важном она  написала гораздо позже, во второй половине жизни.

    Монтессори  была прекрасным оратором, вдохновенным пропагандистом своих идей. Педагоги всего мира съезжались в римский  Дом ребенка, чтобы послушать  ее и увидеть все своими глазами. Идеи гуманистической педагогики завоевывали мир. Зимой 1923 года ее сын Марио Монтессори пишет письмо главе итальянского государства, обращая внимание на то, что образовательная система, рожденная в Италии, распространилась повсюду, школы Монтессори появились даже в Новой Зеландии, Индии и в Китае. Ответом на это письмо стала встреча Марии Монтессори с Муссолини, который был тогда главой итальянского правительства. Состоялось официальное признание новой педагогической системы в Италии, и на ее развитие были отпущены большие средства. Указом короля Виктора Эммануила при патронаже королевы Маргариты было создано Монтессори-общество. Известно, что в 1926 году на 6-месячные тренинговые курсы этого общества для учителей Италии Муссолини выделил из собственного фонда 10000 лир. Он и сам решил на этих курсах присутствовать. А тремя годами позже был открыт специальный колледж с базовой школой, построенный по проекту Марии Монтессори лучшими архитекторами и инженерами Италии. При открытии колледжа Монтессори сказала, что ее не интересует политика и что главным для нее является создание условий свободного развития и воспитания детей и научных наблюдений за ними.

Информация о работе Основные принципы свободного воспитания в педагогической системе Марии Монтессори