Основные принципы свободного воспитания в педагогической системе Марии Монтессори

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

В этой работе я попытаюсь подробно рассмотреть основную сущность и принципы свободного воспитания в педагогике Марии Монтессори. Опираясь на основную суть нижеизложенной литературы, постараюсь составить собственное мнение о системе такого воспитания и выразить его в заключении.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….............3

1. Биография Марии Монтессори………………………………………………4

2. Основные принципы свободного воспитания в педагогической системе

М. Монтессори…………………………………………………………………...9

3. Технология саморазвития и основные части основы педагогики

Марии Монтессори……………………………………………………………..10

4. Особенности использования дидактического материала в

Системе М. Монтессори ……………………………………………………….21

Заключение ……………………………………………………………………...25

Список использованной литературы…………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

реферат Монтессори.docx

— 57.76 Кб (Скачать)

    Монтессори  предположила, что ребенок проходит два эмбриональных периода. Первый - когда зарождается его физическое тело и второй - когда зарождается  его психика. В этом процессе малыш  приобретает человеческие

способности, разум и языковые навыки и ему  нельзя мешать. У него нет другой цели, кроме стремления улучшить себя. Никто не будет вместо него адаптироваться к окружающей жизни и именно для  этого ребенок развивает свои возможности, решая встающие перед  ним проблемы. Видимое противоречие заключается в том, что для  развития надо действовать, но малыш  в первые годы ничего не может делать осознанно и целенаправленно, как  это делал бы взрослый. Это не означает, что правы педагоги считающие, что ребенка надо формировать  путем внешнего воздействия чуждого  природе ребенка. Монтессори открыла  тот механизм, с помощью которого ребенок сам формирует себя, и  назвала его “впитывающим умом”.

    Монтессори  выделяла две фазы "впитывающего ума":

  • от рождения до 3-х лет - бессознательное "впитывание";
  • от 3-х до 6 лет - осознанное "впитывающее мышление".

    В период от 0 до 3 лет малыш впитывает  свое окружение через инстинктивное  развитие чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха. Через средовое окружение  его разум на уровне бессознательного без устали вбирает в себя все  оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движения человека, культуру, религию, отношения к нему людей (прежде всего, родителей, братьев  и сестер). Ребенок делает максимальное усилие в своем становлении, как  уникального неповторимого создания природы.

    В период от 3 до 6 лет ребенка можно  назвать активным строителем самого себя. Малыш хочет трогать предметы, которые он видит, и слышать, как  их называют взрослые. Он хотел бы много  и разнообразно двигаться, работать руками. Он неустанно разговаривает  с другими людьми, пополняя свой словарный запас (дети 4-6 лет способны воспринять в неделю до 250 новых слов материнского языка). Малыш сам хотел  бы выбирать вещи и предмет своей  деятельности, сам себя обслуживать, проявлять независимость от взрослого.  
 

                                                                 -15-

    Малыш бессознательно отбирает из окружающей среды то, что работает на его  развитие. Так среди множества  шумов, его окружающих, ребенок безошибочно  выделяет и усваивает человеческую речь, более того, язык народа к которому принадлежат его родители. Именно эти звуки ребенок воспринимает и воспроизводит, говоря свои первые слова и дальше развивая свой язык. То же самое происходит и с другими  впечатлениями, которые обрушиваются на

ребенка. Он всем существом впитывает их и, с одной стороны, впечатления  формируют малыша, а с другой, создают то обширное поле выбора, которое  и 

определяет  человеческую индивидуальность.

    Именно  поэтому Монтессори предлагает взрослому  наблюдать за ребенком и помогать ему делать самостоятельный выбор, давая малышу возможность развиваться  органичным для него путем.

    Осуществляя влияние на ребенка, взрослый должен учитывать сенситивные периоды  развития (СП), которые характеризуются  особой восприимчивостью к тем или  иным сторонам действительности. Монтессори выделяла шесть основных сензитивных периодов в развитии детей до шести лет:

    СП  развития движений (0-6 лет). Центральным  пунктом этой фазы является момент первого шага, то есть начало прямохождения, а также момент в 2,5-3 года, когда  ребенок испытывает потребность  интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускул руки. Ближе к 5 годам наблюдается стремление ребенка  к совершенствованию мускульной системы, овладению своим телом. Ребенок особенно много бегает, прыгает, лазает, тренируя свою крупную моторику, напрягая мышечную систему.

    СП  порядка (2-3 года). В этот период жизнь  ребенка подчинена определенному  внешнему и внутреннему ритму. Монтессори пишет о том, что в раннем детском  возрасте человеческая душа узнает свое окружение, сначала ориентируясь по элементами окружения, а в дальнейшем она завоевывает его по мере надобности. Вот почему так важно не пропустить период порядка в развитии ребенка.

    СП  развития речи и языка (0-6 лет). Внутри этого периода несколько наивысших  точек:

    0-5 месяцев - ребенок ощущает речь, смотрит на рот говорящего, учится  
 

                                                                 -16-

подражать звукам, начинает располагать звуки  последовательно;

    1-1,5 года - первое сознательное слово,  лавинообразное нарастание словаря,  восприятие грамматических норм  языка; 

    2,5-3 года - ребенок говорит фразами,  разговаривает сам с собой,  чувствует потребность в языке; 

    3-4 года - ребенок решает с помощью  речи свои проблемы, осваивает  буквы как символ звуков, выстраивает  их;

    4-4,5 года - время спонтанного письма;

    5 лет - ребенок читает без принуждения. 

    СП  сенсорного развития (0-6 лет). Содержание этого периода составляет множество  относительно коротких периодов, когда  актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и  он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов.

    СП  интереса к маленьким предметам (1-3 года). Период весьма волнительный для  взрослых, т.к ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой  для собственного здоровья. На самом  же деле ребенка интересует проблема целого и части. Разделяя предмет  на мелкие части, а их в свою очередь  на еще меньшие, ребенок ощущает, что мир делим и состоит  из всё более и более мелких частей.

    СП  социального развития (2-6 лет). Ребенка  интересуют формы поведения в  группе, отношения со взрослыми и  сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет  свой характер. Его поведение легко  корректируется средой общения, внешним  ритмом жизни, который становится внутренней потребностью. Происходит интенсивное  впитывание культуры и религии.

    Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и  принятии его таким, каков он есть. Основная задача метода Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метод Монтессори: "Помоги мне сделать это самому". Ребенок находится в центре развивающей  среды, в которой он "строит" себя сам. Монтессори выделяла три аспекта  построения ребенком себя:  
 

                                                                  -17-

  • Каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, своим темпом развития.
  • Развитие осуществляется только в движении: ребенок проявляет активность внешнюю (движения) и внутреннюю (наблюдение, анализ увиденного).
  • Внутреннее развитие ребенка связано со средой, которая является стимулом для его активности.

    Монтессори  полагала, что в раннем детстве  ребенок способен интуитивно получать в своем окружении целостные  представления. При этом он неосознанно  выбирает только то, что необходимо для формирования его

 личности  в данный момент, в переживаемом  им сензитивном периоде.

      В Монтессори-группе ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды. Чтобы среда оказывала развивающее влияние на ребенка, она должна соответствовать ряду требований:

  • Красота помещения и его оборудования.

    Пространство, окружающее ребенка – уютное и  комфортное, ребенку должно быть в  нем хорошо.

    Подготовленная  среда состоит из пяти зон развития, которые ребенок последовательно  осваивает за время пребывания в  группе.

  • Состав группы детей должен быть разновозрастным (от 3 до 6-7 лет).

    Монтессори  считала, что объединение детей  по возрастному признаку неестественно  и непродуктивно для совместной деятельности. В ее детских садах  и школах формируемые группы включают детей с разницей в возрасте в  три года (например, группа детей 3, 4 и 5-го годов жизни). Смешанные возрастные группы способствуют развитию ролевой  дистанции, что благотворно сказывается  на нравственном развитии детей. Среди  детей развивается естественная система взаимопомощи: младшие могут  попросить помощи у старших детей (тем самым не всегда в затруднительной  для ребенка ситуации требуется  помощь педагога). Они подражают  деятельности старших и перенимают у них образцы поведения. Старшие  дети, показывая работу с материалом младшим или отвечая на их вопросы, сами лучше усваивают суть  
 

                                                                 -18-

    дела, приучаются оказывать помощь, заботиться о других.

  • В среде должен быть порядок.
  • Наличие зон в расположении материала. Подготовленная среда состоит из пяти зон развития, которые ребенок последовательно осваивает за время пребывания в группе.

    Первая  зона, в которой обычно ребенок  начинает свою работу по приходу в  группу, - зона упражнений практической жизни. Упражнения с материалами, которые  находятся здесь, помогают ребенку  заботиться о себе. Здесь он учится

 правильно  застегивать пуговицы, шнуровать  ботинки, мыть руки, посуду, стирать,  гладить и многое другое, что  обычно не разрешают делать  дома, так как не у каждой  мамы хватает терпения смотреть, как ребенок размазывает грязь, 

вытирая пыль со стола, или неумелыми ручками  моет чашку. Маме легче помыть самой. В группе же Монтессори учитель, возможно, перемоет за малышом, но сначала покажет, как это делается и даст ребенку  попробовать.

    Упражнения  практической жизни включают в себя также материалы, которые связаны  с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов - все  то, что развивает движения руки и является подготовительным этапом перед освоением письма, чтения и  математических абстракций. Все предметы, которыми пользуется ребенок настоящие, а не игрушечные. Здесь имеется  ряд красивых бьющихся и легких предметов. Согласно Монтессори, “... такие вещи по самой своей хрупкости становятся “воспитательным материалом”. Если ребенок разбивает стеклянную чашку  или разливает на пол воду, - работает принцип педагогики Монтессори –  автоматический контроль ошибок - ребенок  сам видит свою неловкость, он искренне расстроен и нет необходимости  его ругать.

    Следующая зона - зона сенсорного развития. Здесь  ребенок может получить все ощущения, связанные с чувствами. С помощью  материалов, находящихся здесь, он развивает  свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, тренируется в различении веса предметов, развивает мускульную память. Нахождение ребенка в этой зоне подготавливает его к вступлению в математическую зону.

    Зона  математического развития содержит все необходимые материалы для  того, чтобы ребенок научился операциям  сложения, вычитания, умножения и  
 

                                                                 -19-

деления, освоил порядковый счет, получил конкретные знания о связи количества и символа.

    В языковой зоне ребенок получает возможность  расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя  на манной крупе, а также научиться  составлять слова с помощью подвижного алфавита.

    Целостную картину мира ребенок получает в  космической зоне. Здесь расположены  материалы для знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук.

    В каждой зоне материалы располагаются  по порядку слева направо по мере увеличения сложности. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре.

    Подготовленная  среда также включает в себя социальные отношения. Здесь же ребенок знакомится с понятием пространства, обретает осознание, что у каждого есть свое личное пространство, которое  не может быть нарушено без разрешения. Это связано с работой на коврике  или за столом, когда никто из детей и сам учитель, не могут  вторгнуться в работу без разрешения ребенка. Наличие каждого материала  в единственном экземпляре приводит к необходимости договариваться, если вдруг двум детям одновременно понадобился один материал. В этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умению договариваться и слушать друг друга. Целям получения  навыков социального общения  служит также и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие  помогают младшим.

Информация о работе Основные принципы свободного воспитания в педагогической системе Марии Монтессори