Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:14, курсовая работа
В этой работе я попытаюсь подробно рассмотреть основную сущность и принципы свободного воспитания в педагогике Марии Монтессори. Опираясь на основную суть нижеизложенной литературы, постараюсь составить собственное мнение о системе такого воспитания и выразить его в заключении.
Введение ………………………………………………………………….............3
1. Биография Марии Монтессори………………………………………………4
2. Основные принципы свободного воспитания в педагогической системе
М. Монтессори…………………………………………………………………...9
3. Технология саморазвития и основные части основы педагогики
Марии Монтессори……………………………………………………………..10
4. Особенности использования дидактического материала в
Системе М. Монтессори ……………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………………..26
Монтессори
предположила, что ребенок проходит
два эмбриональных периода. Первый
- когда зарождается его
способности, разум и языковые навыки и ему нельзя мешать. У него нет другой цели, кроме стремления улучшить себя. Никто не будет вместо него адаптироваться к окружающей жизни и именно для этого ребенок развивает свои возможности, решая встающие перед ним проблемы. Видимое противоречие заключается в том, что для развития надо действовать, но малыш в первые годы ничего не может делать осознанно и целенаправленно, как это делал бы взрослый. Это не означает, что правы педагоги считающие, что ребенка надо формировать путем внешнего воздействия чуждого природе ребенка. Монтессори открыла тот механизм, с помощью которого ребенок сам формирует себя, и назвала его “впитывающим умом”.
Монтессори выделяла две фазы "впитывающего ума":
В
период от 0 до 3 лет малыш впитывает
свое окружение через инстинктивное
развитие чувств: обоняния, осязания, зрения,
слуха. Через средовое окружение
его разум на уровне бессознательного
без устали вбирает в себя все
оптические, акустические, тактильные
впечатления, язык, движения человека,
культуру, религию, отношения к нему
людей (прежде всего, родителей, братьев
и сестер). Ребенок делает максимальное
усилие в своем становлении, как
уникального неповторимого
В
период от 3 до 6 лет ребенка можно
назвать активным строителем самого
себя. Малыш хочет трогать предметы,
которые он видит, и слышать, как
их называют взрослые. Он хотел бы много
и разнообразно двигаться, работать
руками. Он неустанно разговаривает
с другими людьми, пополняя свой
словарный запас (дети 4-6 лет способны
воспринять в неделю до 250 новых слов
материнского языка). Малыш сам хотел
бы выбирать вещи и предмет своей
деятельности, сам себя обслуживать,
проявлять независимость от взрослого.
Малыш бессознательно отбирает из окружающей среды то, что работает на его развитие. Так среди множества шумов, его окружающих, ребенок безошибочно выделяет и усваивает человеческую речь, более того, язык народа к которому принадлежат его родители. Именно эти звуки ребенок воспринимает и воспроизводит, говоря свои первые слова и дальше развивая свой язык. То же самое происходит и с другими впечатлениями, которые обрушиваются на
ребенка. Он всем существом впитывает их и, с одной стороны, впечатления формируют малыша, а с другой, создают то обширное поле выбора, которое и
определяет человеческую индивидуальность.
Именно поэтому Монтессори предлагает взрослому наблюдать за ребенком и помогать ему делать самостоятельный выбор, давая малышу возможность развиваться органичным для него путем.
Осуществляя влияние на ребенка, взрослый должен учитывать сенситивные периоды развития (СП), которые характеризуются особой восприимчивостью к тем или иным сторонам действительности. Монтессори выделяла шесть основных сензитивных периодов в развитии детей до шести лет:
СП развития движений (0-6 лет). Центральным пунктом этой фазы является момент первого шага, то есть начало прямохождения, а также момент в 2,5-3 года, когда ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускул руки. Ближе к 5 годам наблюдается стремление ребенка к совершенствованию мускульной системы, овладению своим телом. Ребенок особенно много бегает, прыгает, лазает, тренируя свою крупную моторику, напрягая мышечную систему.
СП
порядка (2-3 года). В этот период жизнь
ребенка подчинена
СП
развития речи и языка (0-6 лет). Внутри
этого периода несколько
0-5
месяцев - ребенок ощущает речь,
смотрит на рот говорящего, учится
подражать звукам, начинает располагать звуки последовательно;
1-1,5
года - первое сознательное слово,
лавинообразное нарастание
2,5-3
года - ребенок говорит фразами,
разговаривает сам с собой,
чувствует потребность в языке;
3-4 года - ребенок решает с помощью речи свои проблемы, осваивает буквы как символ звуков, выстраивает их;
4-4,5 года - время спонтанного письма;
5
лет - ребенок читает без
СП сенсорного развития (0-6 лет). Содержание этого периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов.
СП интереса к маленьким предметам (1-3 года). Период весьма волнительный для взрослых, т.к ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. На самом же деле ребенка интересует проблема целого и части. Разделяя предмет на мелкие части, а их в свою очередь на еще меньшие, ребенок ощущает, что мир делим и состоит из всё более и более мелких частей.
СП социального развития (2-6 лет). Ребенка интересуют формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится внутренней потребностью. Происходит интенсивное впитывание культуры и религии.
Метод
Монтессори основан на наблюдении за
ребенком в естественных условиях и
принятии его таким, каков он есть.
Основная задача метода Монтессори: подвигнуть
ребенка к самовоспитанию, к самообучению,
к саморазвитию. Девиз метод Монтессори:
"Помоги мне сделать это самому".
Ребенок находится в центре развивающей
среды, в которой он "строит"
себя сам. Монтессори выделяла три аспекта
построения ребенком себя:
Монтессори полагала, что в раннем детстве ребенок способен интуитивно получать в своем окружении целостные представления. При этом он неосознанно выбирает только то, что необходимо для формирования его
личности в данный момент, в переживаемом им сензитивном периоде.
В Монтессори-группе ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды. Чтобы среда оказывала развивающее влияние на ребенка, она должна соответствовать ряду требований:
Пространство, окружающее ребенка – уютное и комфортное, ребенку должно быть в нем хорошо.
Подготовленная
среда состоит из пяти зон развития,
которые ребенок
Монтессори
считала, что объединение детей
по возрастному признаку неестественно
и непродуктивно для совместной
деятельности. В ее детских садах
и школах формируемые группы включают
детей с разницей в возрасте в
три года (например, группа детей 3, 4
и 5-го годов жизни). Смешанные возрастные
группы способствуют развитию ролевой
дистанции, что благотворно сказывается
на нравственном развитии детей. Среди
детей развивается естественная
система взаимопомощи: младшие могут
попросить помощи у старших детей
(тем самым не всегда в затруднительной
для ребенка ситуации требуется
помощь педагога). Они подражают
деятельности старших и перенимают
у них образцы поведения. Старшие
дети, показывая работу с материалом
младшим или отвечая на их вопросы,
сами лучше усваивают суть
дела, приучаются оказывать помощь, заботиться о других.
Первая зона, в которой обычно ребенок начинает свою работу по приходу в группу, - зона упражнений практической жизни. Упражнения с материалами, которые находятся здесь, помогают ребенку заботиться о себе. Здесь он учится
правильно
застегивать пуговицы, шнуровать
ботинки, мыть руки, посуду, стирать,
гладить и многое другое, что
обычно не разрешают делать
дома, так как не у каждой
мамы хватает терпения
вытирая пыль со стола, или неумелыми ручками моет чашку. Маме легче помыть самой. В группе же Монтессори учитель, возможно, перемоет за малышом, но сначала покажет, как это делается и даст ребенку попробовать.
Упражнения
практической жизни включают в себя
также материалы, которые связаны
с переливанием, пересыпанием, ношением
и сортировкой предметов - все
то, что развивает движения руки
и является подготовительным этапом
перед освоением письма, чтения и
математических абстракций. Все предметы,
которыми пользуется ребенок настоящие,
а не игрушечные. Здесь имеется
ряд красивых бьющихся и легких предметов.
Согласно Монтессори, “... такие вещи
по самой своей хрупкости
Следующая зона - зона сенсорного развития. Здесь ребенок может получить все ощущения, связанные с чувствами. С помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, тренируется в различении веса предметов, развивает мускульную память. Нахождение ребенка в этой зоне подготавливает его к вступлению в математическую зону.
Зона
математического развития содержит
все необходимые материалы для
того, чтобы ребенок научился операциям
сложения, вычитания, умножения и
деления, освоил порядковый счет, получил конкретные знания о связи количества и символа.
В языковой зоне ребенок получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
Целостную картину мира ребенок получает в космической зоне. Здесь расположены материалы для знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук.
В каждой зоне материалы располагаются по порядку слева направо по мере увеличения сложности. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре.
Подготовленная
среда также включает в себя социальные
отношения. Здесь же ребенок знакомится
с понятием пространства, обретает
осознание, что у каждого есть
свое личное пространство, которое
не может быть нарушено без разрешения.
Это связано с работой на коврике
или за столом, когда никто из
детей и сам учитель, не могут
вторгнуться в работу без разрешения
ребенка. Наличие каждого материала
в единственном экземпляре приводит
к необходимости