Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:14, курсовая работа
В этой работе я попытаюсь подробно рассмотреть основную сущность и принципы свободного воспитания в педагогике Марии Монтессори. Опираясь на основную суть нижеизложенной литературы, постараюсь составить собственное мнение о системе такого воспитания и выразить его в заключении.
Введение ………………………………………………………………….............3
1. Биография Марии Монтессори………………………………………………4
2. Основные принципы свободного воспитания в педагогической системе
М. Монтессори…………………………………………………………………...9
3. Технология саморазвития и основные части основы педагогики
Марии Монтессори……………………………………………………………..10
4. Особенности использования дидактического материала в
Системе М. Монтессори ……………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………………..26
Но
как бы ни пытались учителя уйти
от политики, все же это не удавалось.
Свободные Монтессори-школы были вскоре запрещены в Испании во время восстания бюргеров в Барселоне, их разгромили в фашистской Германии и самой Италии во времена национал-социализма, а в России Монтессори – детские сады и школы были закрыты в середине 20-х, подавленные политикой
поголовного коллективизма. Учителей назвали космополитами, поддавшимися
западным влияниям.
Спасаясь бегством от преследований, М.Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году по приглашению Теософского общества уезжает с чтением лекций в Индию, в Мадрас. Душевные потрясения, горечь и страх за будущее вытеснили все научные постулаты, которым Мария Монтессори была верна в прежние годы. Наука перестала иметь для нее прежнее значение. Она предалась религиозным размышлениям. Спасала близость с сыном, который стал ей верным другом и помощником. За семь лет эмиграции в Индии она обучила своему методу более тысячи педагогов.
Мария
Монтессори вернулась в Европу сразу
после войны. Ей было уже76лет. Но ее
энергии можно было только удивляться.
В начале 50-х она написала свои
главные психолого-антропологические
труды. Их перевели на многиеязыки мира.
Русских переводов, к сожалению, нет до
сих пор. Монтессори по-прежнему много
выступала и самые ответственные учебные
курсы всегда вела сама. Последние несколько
лет Мария Монтессори вместе с сыном жила
в Голландии, стране, которую она очень
любила за гостеприимство и особый интерес
к ее гуманистическим идеям. В 1950 году
ей была присвоена почетная степень доктора,
профессора Амстердамского университета.
Ее труды выдвинули на Международную Нобелевскую
премию. Она скончалась в Голландии в мае
1952 года и была похоронена в местечке Нордвийк
на маленьком католическом кладбище.
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ М. МОНТЕССОРИ.
Свободное воспитание - направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём.
Свободное воспитание направлено на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора условий их удовлетворения.
В долгих систематических исследованиях Марии Монтессори был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Что бы понять сущность идеи свободного воспитания в педагогической системе М. Монтессори рассмотрим основные принципы, на которых эта система базируется.
2.
Принцип условий свободы
3. Принцип концентрации внимания
4. Принцип специально подготовленной обучающей среды
5. Принцип сензитивности
6. Принцип ограничения и порядка
7.
Принцип особого места
3. ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ МАРИИ МОНТЕССОРИ
Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. Такая позиция ярко проявляется в концепции М. Монтессори. Для нее свобода - это, с одной стороны, биологическая свобода (свобода роста, развития ребенка), а с другой, - свобода выбора. В первом случае, ребенок рассматривается как существо, растущее душой и телом в силу внутреннего импульса, действующего во вселенной и нуждающегося только в неограниченном просторе для последовательного и надлежащего раскрытия своей силы.
С этой точки зрения, свобода есть свобода роста, условием которой является устранение всего, что могло бы так или иначе стеснить или ослабить развивающиеся внутренние силы. "Первым словом" в своей педагогической концепции М. Монтессори считает свободу выбора, которая, по ее мнению, ведет "к достоинству людей". Принцип свободы у М. Монтессори сочетается с идеей воспитания дисциплинированности у детей, поскольку свободу она понимает не как бесконечное, порывистое поведение ребенка, не как действие по капризу или минутному влечению, а свободу воспитанную, упорядоченную и ограниченную интересами окружающих.
Монтессори
полагала, что любая жизнь есть
существование свободной
Поверхностный
взгляд на педагогику Монтессори может
привести к ложному представлению
о том, что детям предоставлена
неограниченная свобода, определяемая
их капризами и сиюминутными желаниями,
дети "делают, что хотят". На самом
деле в педагогике Монтессори свобода
обретает
свои границы, во-первых, в потребностях других детей и коллектива ("Можно все, что не мешает остальным", "Каждую вещь или предмет нужно вернуть на
место")
и, во-вторых, в необходимости дела
("Нельзя ничего не делать", "Начатое
дело нужно обязательно довести
до конца"). Только так можно научиться
быть "мастером самого себя", считала
Монтессори. В ее системе свобода
означает: свободу передвижения ребенка
в подготовленной окружающей среде,
свободу выбора места для деятельности,
свободу выбора предметов и дидактического
материала для удовлетворения познавательных
интересов, свободу в определении
продолжительности своей
Дисциплина в свободе - вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в системе Монтессори понятие дисциплины весьма отличается от обычного понятия ее. Раз дисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Это отлично от понимания дисциплинированного ребенка, когда он становится молчаливым, тихим, по сути, пассивным и неподвижным.
Под дисциплиной же Монтессори понимала владение собой как внутреннюю способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других, речь идет об умении контролировать себя. Это активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им сам, а не налагаемые извне педагогом.
Всех
кто бывает в настоящих группах
Монтессори удивляет, что дети в
них не только самостоятельны, но и
свободны. Они не только перемещаются
по групповой комнате, как хотят,
но и берут с полок любой
материал. С другой стороны никто
не бегает, не кричит, все сосредоточено
работают и после
окончания занятия самостоятельно ставят все на место. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы, возникающее в группах Монтессори прямое следствие независимости, которую осваивает ребенок в ее детских садах в
первые
же месяцы. Она дает возможность
ослабить социальные узы, ограничивающие
активность ребенка. Получив навыки
взаимодействия с миром, ребенок
открывает путь к внутренней дисциплине.
Он упорядочивает свои волевые движения,
учится концентрироваться на реальных
предметах окружающей среды, из которых
состоит дидактический
При
этом ребенку не навязывается типичный
взрослый стереотип по которому хорошо
быть тихим, по сути, пассивным ребенком
и плохо быть активным, деятельным,
а значит мешающим и раздражающим.
В Монтессори группах активность
поощряется и является необходимой,
но она упорядочивается и
У Монтессори свобода не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного решения. Ребенок воспринимается как личность, имеющая право на собственное мнение.
В группе всегда есть несколько правил, которые помогают поддерживать коллективный порядок. Правила – это законы жизни группы. Однако они качественно отличаются от обычных. Задача воспитателя – акцентировать внимание ребенка в тот момент, когда правило нарушается. Но ребенка никто не заставляет соблюдать правила под страхом наказания. Он сам должен понять, что плохого в его нарушении. И когда новичок пробегает по чужому коврику, где работает другой ребенок, воспитатель подзывает ребенка и спрашивает: «Если бы ты работал на коврике и кто-то пробежал по нему, а еще хуже – разрушил твою работу, тебе было бы приятно?».
Правило
выводится вместе с ребенком. Ребенок
начинает понимать – правила это
то, что помогает дружно жить. Постепенно
правила входят в повседневность
так, что старшие дети начинают обучать
им вновь пришедших:
«У нас так не принято, давай покажу как надо».
Каждый
новый закон жизни группы это
маленький шедевр педагогического
и литературного таланта
не засоряют их короткие тексты.
Такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные М. Монтессори в целостную "Педагогическую антропологию", к тому же оснащенную тонким дидактическим и методическим инструментарием, в мировом опыте еще не было.
М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы - поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.
Метод Монтессори состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, учитель.
РЕБЕНОК.
Педагогика
Монтессори идет "от ребенка", в
центре ее находится ребенок, образование
которого строится с позиций антропологии
и психологии. Предельно серьезно
в этой педагогической системе отношение
к свободе и достоинству
В основе педагогики Монтессори лежит идея, что каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, раскрытие которого зависит от среды, в которой он находится.
Для
Монтессори духовное развитие человека
теснейшим образом было связано
с его психофизическим
помощью особых движущих сил жизни и под влиянием окружающей ребенка среды.