Основные направления перестройки содержания образования на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Основные требования к уроку. Дидактические требования к организации практических занятий. Функции педагогического контроля. Дайте определение понятию «инновационная деятельность» преподавателя СС Узе. Что входит в понятие «воспитательная система». Дайте определение педагогическому мастерству.

Работа содержит 1 файл

22ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ 02.02.09.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычно называют итоговым. Итог может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела. В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом.      Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности. Главное требование к итоговым тестовым заданиям - они должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Все большее распространение получают технологии итогового тестирования с применением компьютеров и специализированных программ.

 

5. Дайте определение понятию «инновационная деятельность» преподавателя СС Узе.

В последние 15 – 20 лет в мире все настойчивее дают о себе знать проблемы, которые не удается решить в рамках традиционных методологических подходов. Именно поэтому все чаще говорят о всемирном кризисе образования. Прогноз развития науки, техники, общества может быть положен в основу действительно активной деятельности: если общество не устраивает пассивно прогнозируемое будущее, то нужно проектировать иное будущее и уже сегодня работать на него. Это и есть философская основа инновационной системы образования, открывающая возможность научно обоснованной детерминации сегодняшних действий через будущее. Понятие инновационной способности – центральное в новой философской парадигме образования. Однако требуется связующее звено, реальный инструмент воспитания инновационной способности. Таким инструментом являются методологии деятельности, выступающие в качестве основы структурирования учебного процесса.

Дифференциация знаний, отраслевая структура науки и образования позволяли готовить тысячи высоко квалифицированных достаточно узких специалистов – исполнителей. Сейчас особенно остро ощущается нехватка людей, способных не только решать поставленные задачи, но самим выявлять проблемы и ставить задачи.

Наша миссия –Желание быть на шаг впереди, находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии, хозяйственные механизмы - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.

Применительно к образовательным учреждениям и деятельности преподавателя понятие "инновационная деятельность" рассматривается  как целенаправленное преобразование содержания и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых.

Однако потребности человека весьма субъективны, а интересы государства в каждом регионе специфичны. Поэтому выпускник колледжа в некоторой области народного хозяйства может обладать достаточной квалификацией (качественно подготовлен) для работы в регионе (часто весьма отдалённом) и при этом качество его подготовки не будет отвечать требованиям на другом уровне. Это понятие качества в обобщённом виде — специалист востребован обществом с данным багажом знаний и некоторым базисным опытом. В современной образовательной ситуации, когда социальный заказ недостаточно чётко определён, многие учебные заведения сами разрабатывают и воплощают в жизнь модели выпускника своего учебного заведения.

Преподаватель, стремясь к формированию логического, рационального мышления, становлению и развитию познавательного научного интереса и творческих способностей у обучаемого, в своей работе отходит от традиционных форм социоцентрической, авторитарной педагогики, отдавая предпочтение инновационным педагогическим технологиям, тем самым, преобразуя образовательный процесс, делая его гуманным и личностно-ориентированным.

 

Одним из важнейших факторов развития инновационной деятельности является современный уровень квалификации педагога, компетентности руководителя. Во многом от личности педагога, руководителя, его отношения к делу, умения "зажечь коллектив" зависит успех нововведений, качество образовательных услуг. Поэтому главное внимание в прошедшем учебном году было уделено повышению квалификации педагогов, управленцев, работающих или желающих работать в инновационном режиме. Часто образовательные структуры отстают от своевременного прихода новых технологий в образовательные учреждения. Ситуация, когда студент владеет современными знаниями и информационными технологиями лучше преподавателя сегодня распространена, поэтому вопросы опережающего освоения педагогом ресурсами знания и терминологии достаточно очевидны. Стратегия подготовки педагога к дистанционному обучению в колледже сегодня непременно включает освоение им методов и средств использование и развития информационного ресурса. Все это позволяет ввести принципиальные новшества на разных этапах, как обучения, так и повышения квалификации самих преподавателей. Инновации в организации учебного процесса с помощью активного использования информационного ресурса, его новейших организационных возможностей рассматриваем в качестве базы новых педагогических методологий. Стратегической задачей формирование парадигмы обучения и повышения квалификации педагога, основу которой составляет использование интегрированной информационной среды, в частности Википедии (www.wikipedia.org). Для преподавателя, заинтересованного в повышения квалификации данный инструмент помогает развить профессиональный навык критического мышления и мотивирует использование самостоятельного анализа получаемой информации. Обучение таким качествам в дальнейшем развитии методологии ДО является одним из важнейших принципов для улучшения качеств его профессионализма. Для развития современного педагога, Википедия - это хороший инструмент активной работы с информацией. Например, при проведении учебных дисциплин информационные технологии в профессиональной деятельности, информатика и др., для преподавателей нашего колледжа, рекомендуется использовать открытую энциклопедию не только как источник информации, но и как площадку для выполнения практических работ

Сценарий инновационной деятельности составляют следующие элементы: ее движущие силы, концептуальные идеи, цели, субъекты, содержание, средства, результат. Сценарий может быть продуктивным или непродуктивным. Основанием для определения сценария как непродуктивного может служить наличие в одном или нескольких его составляющих ошибок. Непродуктивный сценарий инновационной деятельности возможен в случае, если движущими силами инновационной деятельности являются не потребности в решении проблем ОУ детей и родителей, а субъективные интересы администрации учебного заведения, или отдельных педагогов. Нередки случаи, когда ин деятельность организуется только для более успешного прохождения аттестации ОУ или отдельных педагогов или же для получения дополнительных финансовых средств. Бывает что движущей силой инновационной деятельности является стремление отработать новые методы, приемы работы, но при этом не учитывается, позволяют ли эти приемы решить имеющиеся проблемы. На основе целей определяются основные идеи инновационной деятельности.

Взятые в комплексе, перечисленные вопросы рисуют динамичную систему, которую можно назвать кибернетикой "инновационного поля". Поля, по которому трудно идти, но в современных условиях реформирования образования идти все-таки необходимо. Хочется пожелать всем руководителям образовательных учреждений и педагогам успеха на этом пути.

 


6. Что такое самовоспитание студента педагогического колледжа.

    Под профессиональным самовоспитанием студента подразумевается сознательная работа над совершенствованием своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетенции и непрерывное совершенствование нравственных и других социальных свойств своей личности. Движущей силой и источником самовоспитания является потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Средства и способы самовоспитания многообразны. Можно выделить следующие группы: средства и способы самопознания, самопрограммирования и самовоздействия. В самопознании оцениваются реальные проявления личности. Средством здесь выступает поведение и практическая деятельность студента, а способами - самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка и т.д

    Огромную роль в процессе обогащения самосознания играет самопознание - изучение личностью собственных особенностей: психических, физических, нравственных. Самопознание совершается, во-первых, путем анализа результатов собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с результатами своих однокурсников с общепринятыми нормами. Поэтому очень важно как можно раньше учить студентов анализировать свою деятельность, свое поведение. Во-вторых, самопознание совершается путем осознания отношения других людей к себе, их оценки отдельных качеств данной личности, её поведения, деятельности. Сопоставляя эти оценки, особенно тех людей, которые входят в референтную для данного студента группу, с мнением и суждениями которых он особенно считается, со своими собственными оценками, студент вырабатывает у себя адекватную самооценку. В-третьих, самопознание совершается путем самонаблюдения своих состояний, мыслей и чувств. Самонаблюдение может происходить не только по ходу, в процессе психической деятельности, переживания, но и ретроспективно, путем восстановления по памяти прошедших событий, ситуаций, актов поведения, поступков и анализа, установления причинной связи между отдельными поступками и обстоятельствами и оценки этих поступков, своего поведения. Самопознание является не только основой для установления оценочного и теоретического отношения к собственным достоинствам и недостаткам, но и для развития постоянного самоконтроля и саморегуляции своей психической и практической деятельности, для самовоспитания. Тем самым студент становится не только объектом, но и субъектом воспитания, он воспитывает себя собственными усилиями, самосовершенствуется как личность.
    Проблема организации и корректировки образовательной деятельности связана с успешностью её осмысления. Традиционная методика обучения не требует осмысления происходящего ни от учителя, ни от обучающихся, в ней отсутствуют рефлексивные виды деятельности. Вместо этого идет закрепление или обобщение полученных знаний. Личностно-ориентированное обучение предлагает педагогу по другому решать проблему постановки целей обучения, разработки плана работы, конструирования системы занятий, формы рефлексии и оценки. Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования, которое включает осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика и учителя. Они не просто осознают сделанное, они осознают способы деятельности, знания, умения, отношение к ним, пути взаимодействия с членами содружества (класса, группы). Рефлексия является источником внутреннего опыта, способом самопознания и необходимым инструментом мышления.

Важен психологический подход к организации рефлексии студентов. Задача педагога создать такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном занятии или своей деятельности. Эффективной оказывается рефлексия чувств, то есть вербальное и невербальное описание чувсв и ощущений, протекающих в той или иной образовательной ситуации. Зачастую словами трудно адекватно передать чувства, поэтому применяются невербальные способы чувственной рефлексии (рисунки, ассоциации). В этом случае не переводятся чувства в слова, а выражаются чувства различными видами эмоционального языка. При взаимодействии со студентами педагог может использовать, в зависимости от обстоятельств, одни из видов учебных рефлексий, отражающих четыре сферы человеческой сущности: физическую (успел - не успел); сенсорную (самочувствие: комфортно -дискомфортно); интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал); духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других). Если физическая сенсорная и интеллектуальная рефлексии могут быть как индивидуальными так и групповыми, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов. Таким образом, рефлексия может выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия); отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия); быть средством самопознания.

    Введение процедуры рефлексии в образовательный процесс студентов позволяет им научиться осознанно планировать свою деятельность, понимать цели деятельности однокурсников, педагогов; отслеживать выполнение поставленных целей и корректировать дальнейшую деятельность; анализировать успехи и трудности в достижении цели другими студентами; применять способы вербальной и невербальной рефлексии; осуществлять "взгляд со стороны"; формировать профессиональное педагогическое умение - обучать детей начальной школы рефлексию использовать различные варианты методики её проведения. Рефлексия - необходимое условие того, чтобы студент и педагог видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты. Исследование показало, что рефлексия является средством самопознания студента в профессиональном самовоспитании.




7.Что входит в понятие «воспитательная система»

Воспитательная система лицея представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков-компонентов: цели, деятельность, обеспечивающая их реализацию, субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие, отношения, внутреннее управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.

Цели и задачи.

Сегодня,  стало аксиомой то, что основной целью воспитательной работы является развитие личности ребенка. Этого же правила, конечно, придерживается и лицей. Основными задачами воспитания в лицее являются:

– формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания;

– духовности и культуры;

– инициативности и самостоятельности;

– толерантности;

– способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Поставленные задачи направлены на то, чтобы в лицее господствовали доброжелательная и оптимистичная атмосфера, вера в силы и возможности каждого ребенка, чтобы каждый учащийся испытывал чувство защищенности, чтобы взрослый был не только учителем, дающим знания, но и воспитателем, создающим особую среду, раскрепощающую духовную сферу ребенка, развивающего его как на уроке, так и после. Все эти задачи в профессиональном лицее успешно реализуются в группах.

Одной из основных задач лицея является сплочение коллектива, привитие нравственных и человеческих качеств. Это очень актуально на сегодняшний день. Ведь что такое группа - это психологическая общность, ей присущи функционально-ролевая структура, состав лидеров, психологический климат, типичные конфликты. Это дает возможность рассматривать коллектив как важнейший компонент воспитательной системы лицея.

Огромная роль в лицее принадлежит мастерам производственного обучения (п/о). Они все делают для того, чтобы ребенок получал профессию с удовольствием и не разочаровался в ней. Именно мастера п/о погружают ребенка в интересный мир кулинарного искусства.

Классные руководители тесно сотрудничают с мастерами п/о, старшими мастерами - посещают практику, где работают их дети, принимают активное участие в разрешении конфликтных ситуаций на практике. Я думаю, что сохранение контингента группы, умелое применение воспитательных мер - это показатель хорошей работы классного руководителя.

В профессиональном лицее  классными руководителями успешно применяются методы для становления и развития коллектива группы.

Это, прежде всего:

ь включение группы в подготовку и реализацию общеучилищных дел, акций, событий. Все без исключения группы активно участвуют в течении учебного года во всех проводимых мероприятиях лицея;

ь организация и проведение коллективно-творческих дел внутри группы. В лицее проводятся уроки вне расписания, обсуждаются различные вопросы, например, такие как «Только в партнерстве мы сделаем больше», «Лучше самая маленькая помощь, чем большое сочувствие»; диспуты «Давление среды» (наркомания, курение, алкоголизм); дискуссии на тему «Наркотики и здоровье» и др.;

Информация о работе Основные направления перестройки содержания образования на современном этапе