Основные направления перестройки содержания образования на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Основные требования к уроку. Дидактические требования к организации практических занятий. Функции педагогического контроля. Дайте определение понятию «инновационная деятельность» преподавателя СС Узе. Что входит в понятие «воспитательная система». Дайте определение педагогическому мастерству.

Работа содержит 1 файл

22ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ 02.02.09.doc

— 164.00 Кб (Скачать)
fy">                    в-четвертых, дает большую объективность в оценке знаний студента, использующего комплекс.

Учебно-методический комплекс студента — это совокупность взаимосвязанных элементов педагогических средств обучения, составляющих научно-методическую базу для совершенствования технологии обучения. УМКС является структурообразующим в данной технологии и позволяет студентам осознать целостную картину изучаемого материала, а также создает условия для их профессионального саморазвития.

                    Методика самоуправления образовательным процессам с рейтинговой оценкой профессиональных способностей и навыков студентов на производстве (урок на производстве проводят старшекурсники для младших курсов. Эксперты – ведущие специалисты предприятия.);

                    Занятия с использованием Кейс-банка профессиональных знаний.

 

 

 

 

 

 

3. Выделите дидактические требования к организации практических занятий в СС УЗе.

Новая организация учебного процесса предполагает введение новой формы работы: преподаватель в роли консультанта, а ученик – активный исследователь, творчески и самостоятельно работающий над решением проблемы, широко использующий информационные технологии для получения необходимой информации. Работа учителя главным образом заключается в том, чтобы передать знания, ценности, навыки научно-исследовательской работы и прогрессивный опыт творческой деятельности каждому своему студенту.

Можно отметить, что во всех случаях дидактической и организационной основой обучения является сетевой учебно–методический и информационный комплекс (СУМИК), распространяемый по внутренней локальной сети учебного заведения.

Обобщение опыта по составу учебно-методических комплексов показывает, что рациональная структура такого комплекса для сетевого обучения включает в себя следующие базовые элементы:

1.                  Учебная программа;

2.                  Учебные материалы (электронные учебники, учебное пособие, лекции, презентации и др.);

3.                  Руководство по самостоятельному изучению;

4.                  Хрестоматия;

5.                  Контрольный блок (тесты, семинары, практические задания, проекты…);

6.                  Глоссарий;

7.                  Список сокращений и аббревиатур.

Методический совет колледжа пришел к выводу, что наиболее типичная структура такого учебного пособия должна включать в себя:

1.                  Наименование темы;

2.                  Цели изучения темы (перечисление того, что будет знать и уметь обучающийся в результате работы над материалом блока);

3.                  Названия разделов темы (учебных вопросов, на которые разбита тема);

4.                  Учебная информация по каждому разделу (учебный материал, изложенный традиционно по каждому разделу блока в виде текста с рисунками, схемами, графиками и т.д. При дидактической необходимости используется гипертекст и мультимедиа);

5.                  Резюме по разделу (выводы);

6.                  Вопросы для самопроверки;

7.                  Информационное обеспечение темы (список литературы и ссылки на сайты Интернета, БД на сервере учебного заведения содержащие информацию по теме).

Оперативный доступ к разделяемым информационным ресурсам позволяет получить интерактивный доступ к удаленным базам данных, информационно-справочным системам, библиотекам при изучении конкретной дисциплины, пользуясь системами GOPHER, WWW, VERONICA

Вместе с тем, следует констатировать, что качество этой педагогической продукции, особенно представленной в электронном виде, и, прежде всего, электронных изданий образовательного назначения, не обеспечивает условия безопасного, педагогически целесообразного и эффективного ее применения в образовательном процессе. Особенно серьезны возможные негативные последствия психолого-педагогического воздействия, оказываемого на ученика информационно-емким и эмоционально-насыщенным материалом, представляемым электронным учебным средством.

После этого преподаватель приступает к проектированию организационно-дидактических аксессуаров, например, академического календаря (графика обучения), руководства по изучению материала.

Заключительным актом при оформление программы учебной дисциплины (курса), рекомендуем предусматривать следующие структурные элементы:

1.                  Сведения об авторе (желательно с фотографией);

2.                  Название;

3.                  Год разработки;

4.                  Актуальность и основание разработки;

5.                  Цель;

6.                  Целевая аудитория (кому предназначен курс);

7.                  Продолжительность изучения курса;

8.                  Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного усвоения дисциплины;

9.                  Содержание дисциплины с разбивкой по темам (желательно указать какие цели «прикрывает» соответствующая тема, пункт, подпункт);

10.             Организация учебного процесса (краткое описания сценария процесса обучения);

11.             Информационное обеспечение дисциплины (список литературы и т.д.).

Особую значимость эта проблема приобретает в условиях колледжа, обладающего уникальными возможностями - обеспечивать способность к саморазвитию, которая становится условием формирования потенциала технологического творчества и подготовки конкурентоспособных специалистов. Для решения этой задачи необходимо не только и не столько совершенствовать методику преподавания, сколько выходить на уровень дидактического культуротворчества и формирования педагогических технологий. Это позволит заменить принцип «образование на всю жизнь» принципом «образование через всю жизнь».
Приоритетными для преподавателя колледжа должны стать ценности самореализации и саморазвития личности, идея свободы выбора содержания и способов дидактической деятельности, развитие собственных аналитико-рефлексивных и креативных способностей. Для осуществления свободного, вариативного, полностью удовлетворяющего социальные потребности обучения необходим преподаватель, обладающий современным педагогическим мышлением, дидактическими ценностными ориентациями, потребностью в осуществлении полноценной профессионально-педагогической деятельности, владеющий технологиями обучения и формами взаимодействия, которые создавали бы возможности для личностной и профессиональной самореализации студентов как будущих специалистов.
Иными словами, речь идет о выделении дидактической культуры преподавателя технического колледжа в качестве интегрирующей
5 составляющей его профессиональной культуры, что диктуется рядом
обстоятельств:
1. Повышением требований к уровню профессионализма преподавателей колледжа, их общей и профессиональной культуры.
2. Необходимостью системного формирования ДК с учетом реализации образовательных потребностей личности педагога.
3. Необходимостью разрешения противоречия между уровнем решения задач профессионального образования и наличным уровнем ДК преподавателей.
Такой подход обусловливает необходимость всестороннего научного анализа проблемы формирования ДК ПТК. Теоретическое осмысление особенностей этого процесса, разработка его модели с выделением педагогических условий будут способствовать повышению эффективности дидактической деятельности преподавателя колледжа. Предметом исследования выступает процесс формирования и развития дидактической культуры преподавателя технического колледжа.
- Дидактическая культура преподавателя технического колледжа - это интегральное качество личности педагога, определяющее эффективную деятельность по формированию профессиональной культуры будущего специалиста и способствующее созданию и освоению преподавателем новых педагогических ценностей и технологий, саморазвитию личности преподавателя и его дидактического культуротворчества. - Содержание дидактической культуры преподавателя технического колледжа проявляется как диалектическое единство мотивационно-ценностного, инновационно - технологического и личностно — творческого компонентов.

- Дидактическая культура как часть профессионально-педагогической культуры основана на профессиональной компетентности, гуманистической личностной позиции, системе ценностных ориентации и убеждений, современном педагогическом мышлении, развитых креативных способностях и направлена на саморазвитие профессионально-педагогической культуры преподавателя, развитие личности и формирование культуры профессиональной деятельности обучающегося.

- Дидактическая культура преподавателя технического колледжа выражается через систему следующих критериально-показательных признаков: а) технологическая готовность (сформированность дидактических ценностей, степень технологической готовности, к осуществлению дидактической деятельности, сформированность умения решать
дидактические задачи в рамках традиционного обучения); б) инновационная готовность (степень теоретической и методологической готовности к осуществлению инновационно-дидактического процесса, степень готовности к дидактическому культуротворчеству, сформированность решать дидактические задачи в условиях инновационно-дидактической среды); в) инновационная направленность обучения (постоянное практическое использование в дидактической деятельности авторских и привнесенных из опыта коллег инноваций, способность к формированию собственных инновационных элементов дидактического процесса, степень освоения инновационных приемов и методов в практической деятельности); г) степень развития педагогического мышления; д) стремление к профессионально-педагогическому совершенствованию (наличие собственной дидактической системы, готовность к взаимному со студентами дидактическому творчеству, продуктивность дидактической деятельности).

Результатом развития дидактической культуры выступает дидактическое культуротворчество, которое понимается диссертантом как процесс творения, создания педагогических и дидактических ценностей, представляющих собой основу для дальнейшего развития дидактической культуры преподавателя и формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста.

- Совокупность педагогических условий формирования дидактической культуры преподавателя технического колледжа: создание в колледже инновационно - дидактической творческой среды как условия дидактического культуротворчества; формирование ценностного отношения к дидактической деятельности и ее результатам; организация субъект - субъектного, творческого, диалогового взаимодействия в системе «преподаватель -студент»; личностно - ориентированная направленность технологии формирования ДК; самореализация на основе внутренней профессиональной мотивации, предполагающая самообоснование педагогом своих действий; учет особенностей дидактической деятельности преподавателей колледжа, определяемых спецификой преподаваемой дисциплины, их базовым
образованием и уровнем педагогической подготовки.
 

 

 

 

 

4.Функции педагогического контроля в СС УЗе

                    Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

o                                              предварительный,

o                                              текущий,

o                                              итоговый, рассматриваемые как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения

Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого учащегося. Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, более известное педагогам как предварительный контроль (учет) знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять "прирост" знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о "вкладе" педагога в обученность учащихся, эффективности педагогического труда, оценить мастерство (профессионализм) педагога.      Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.
     Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материла, повышению общей продуктивности учебного труда.
     Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др. Тестовые задания для текущего контроля (их количество обычно не превышает 6-8) формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 занятия. После завершения работы обязательно анализируются допущенные обучаемыми ошибки.

Информация о работе Основные направления перестройки содержания образования на современном этапе