Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:53, контрольная работа
Основные требования к уроку. Дидактические требования к организации практических занятий. Функции педагогического контроля. Дайте определение понятию «инновационная деятельность» преподавателя СС Узе. Что входит в понятие «воспитательная система». Дайте определение педагогическому мастерству.
1. Основные направления перестройки содержания образования на современном этапе.
Содержание образования — один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек — это человек знающий, развитый и воспитанный.
В ряду задач очередного этапа реформирования образования одно из приоритетных, ключевых мест занимает структурная перестройка образовательной системы. Эта перестройка предполагает значительную внутреннюю реконструкцию системы образования, отдельных ее звеньев и элементов с целью приведения этой системы в соответствие с запросами времени, придания ей гибкого, адаптивного характера, способности адекватного реагирования на современные и перспективные потребности развития страны.
Структурная перестройка системы образования — существенный внутренний ресурс и одновременно фактор ее развития, ее перехода в новое качество.
Ведущий принцип структурной перестройки системы образования — переход от отраслевого к региональному ее построению.
Ведущее направление — обеспечение соответствия спроса и предложений на «рынке» образовательных «товаров» и услуг.
Структурная перестройка системы образования направлена на решение следующих основных задач:
создание многоукладной системы образования, развитие многообразия, вариативности образовательных программ и образовательных учреждений;
целенаправленная ориентация системы образования на спрос — не только со стороны государства, но и со стороны личности, различных социальных и профессиональных групп, рыночной экономики, регионов, муниципалитетов и т.д., создание широкого, цивилизованного рынка образовательных услуг;
преодоление деформаций в соотношении отдельных уровней системы образования, в размещении сети образовательных учреждений, вызванных прежней, ведомственной организацией образовательной системы, прежде всего — профессионального образования; устранение диспропорций между структурой (объемом) подготовки кадров и структурой (объемом) спроса на них на рынке труда;
оптимизация сети образовательных учреждений на основе жизненных потребностей, создание и развитие на базе этих потребностей новых видов образования и типов образовательных учреждений, при свертывании или перепрофилировании тех из них, которые не отвечают актуальным и перспективным потребностям развития страны.
Особенно глубокие структурные изменения предстоят в подсистемах начального и среднего профессионального образования, которые во многом остаются оторванными от потребностей региональных рынков труда и к тому же в значительной мере дублируют друг друга — по задачам (подготовка квалифицированных рабочих), по профилям и перечням специальностей, по качеству подготовки, по местам занятости выпускников и т.д. Избыточное и раздвоенное управление этими подсистемами, вносящее раскол в их деятельность, препятствует их объективной интеграции, сближению ПТУ и техникумов, укрупнению этих учебных заведений, упорядочению их инфраструктуры, снижению их фондоемкости, преодолению рудиментов прошлого в их внутренней организации и т.д.
Новая социально-экономическая реальность и логика внутреннего развития системы образования актуализируют задачу интеграции преобладающей части учреждений начального и среднего профессионального образования в единую систему базового профессионального образования, ее многоуровневого выстраивания, с опорой на интегральный тип профессионального образовательного учреждения — региональный колледж.
Для решения указанных задач необходимо:
провести всеобъемлющую, глубокую «инвентаризацию» системы образования и сети образовательных учреждений;
организовать на всех уровнях управления образованием систематическую работу по определению структуры и объема спроса населения на образовательные услуги и рынка труда — на кадры работников различной квалификации, с учетом демографической и социально-экономической ситуации;
реструктурировать подсистемы начального и среднего профессионального образования, с учетом задач объединения значительной части ПТУ и техникумов, устранения их дублирования и узкой специализации, интеграции их образовательных программ, четкой ориентации названных учебных заведений на текущие и перспективные потребности региональных и межрегиональных рынков труда. Вместе с тем необходимо развивать сложившуюся в последние годы тенденцию интеграции наиболее продвинутых учреждений среднего профессионального образования с высшим профессиональным образованием;
провести дифференциацию учреждений профессионального образования на основе их образовательного, научного, кадрового потенциала, степени участия в реализации важнейших федеральных и региональных социально-экономических и научно-технических программ, приоритетов в развитии российской системы образования;
интенсифицировать практику формирования многофункциональных образовательных, научно-образовательных, научно-образовательно-
осуществить интеграцию потенциала учреждений профессионального образования с формированием университетских комплексов как центров образования, науки и культуры, в том числе с использованием имеющегося опыта создания университетских учебных округов;
2. Каковы основные требования к уроку (учебному занятию), как форме организации педагогического процесса в педагогическом колледже?
1.3. Требования к уроку.
Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
Эффективное использование педагогических средств.
Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.
I К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся:
четкое определение образовательных задач каждого урока;
рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
творческий подход к формированию структуры урока;
сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
•научный расчет и мастерство проведения "урока.
II Воспитательные требования к уроку включают:
определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и другого;
внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
III К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:
формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;
проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;
прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
Кроме перечисленных требований к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.
Мониторинг оценивания учебной деятельности студента и использование многокритериальной оценки его учебной деятельности являются надежной инструментальной базой для проведения анализа качества методического и дидактического обеспечения учебного процесса, а также качества образования. Результаты этого анализа могут служить основой для устойчивой педагогической рефлексии — необходимого условия успешного личностно ориентированного обучения, направленной на:
дифференцированный подход к студентам;
постоянное моделировании учебной ситуации, способствующей личностному развитию;
обучение самооцениванию, взаимооцениванию, рефлексии;
формирование и поддержка мотивации на личную инициативу в контексте обучения способам деятельности и ситуационному проектированию;
поддержку образовательных коммуникаций разных уровней и учебного сотрудничество.
Дополнительно в учебных заведениях находят широкое применение следующие инновационные технологии:
Адаптированная система обучения — направлена па развитие личности и ее способностей за счет вовлечения обучаемых в различные виды деятельности. Это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию;
Игровые технологии обучения позволяют вовлекать обучаемых в творческую деятельность. Целью таких технологий является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений и навыков;
Проблемно-развивающие технологии обучения позволяют формировать критическое мышление учащихся, умения и кавыки активного речевого их общения. Это организации деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.
Разработана и внедрена ресурсосберегающая технология, в основе которой лежит интеграция разноуровневых образовательных систем при одновременной реализации идей личностного подхода к образованию. Данная технология создает условия для профессионального и психологически комфортного развития коллектива преподавателей в направлении освоения новой системы профессиональной деятельности и обеспечивает вариантную, оптимальную, экономически эффективную и ускоренную подготовку специалистов, что и позволяет отнести ее к ресурсосберегаемым технологиям.
Модульно - рейтинговая технология, которая дает следующие преимущества:
во-первых, повышает заинтересованность студентов содержанием профессионального образования;
во-вторых, обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу студентов, так как побуждает на поиск более продуктивных форм работы;
в-третьих, рейтинговая система позволяет варьировать различные стимулы в процессе обучения;
Информация о работе Основные направления перестройки содержания образования на современном этапе