Основные категории педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:26, контрольная работа

Описание работы

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).[1]Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Также образование можно определить как — целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений.
В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому [между поколениями]».[2]

Содержание

Образование
Воспитание
Обучение
Развитие
Педагогическая деятельность
Педагогическое взаимодействие
Педагогическая технология
Педагогическая задача

Работа содержит 1 файл

B-24_Основные категории педагогики.docx

— 146.47 Кб (Скачать)

В педагогической и психологической литературе часто  встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием  компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В  педагогической науке появилось  специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в  настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и  направления исследований в педагогике не являются случайностью.

Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться  в трех аспектах:

  • научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  • процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
  • деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Критерии  технологичности  педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям  технологичности, которыми являются:

  • концептуальность;
  • системность;
  • управляемость;
  • эффективность;
  • воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

  • логикой процесса,
  • взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

 
 

Структура педагогической технологии

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

  • концептуальная основа;
  • cодержательный компонент обучения;
  • процессуальная часть - технологический процесс.

Концептуальная  часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательную  часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материалаПроцессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

  • организация учебного процесса;
  • методы и формы учебной деятельности учащихся;
  • методы и формы работы преподавателя;
  • деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
  • диагностика учебного процесса.
  • cущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней

   Как и  любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при  котором происходит качественное изменение  воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей  формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

   Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

  • принцип научности и доступности обучения;
  • принцип системности обучения и связи теории с практикой;
  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
  • принцип наглядности;
  • принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся

Методика  и технология

   Педагогика  давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом  и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков  назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием  или группу приемов, которые позволяли  бы добиваться желаемой цели. Так появились  различные методики. Время шло, у  практиков накапливался опыт, они  создавали новые, более эффективные  методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам  не всегда отвечали все расширяющимся  требованиям.

   В результате педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных  методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов  остаются и по сей день.

   Очевидно, что совершенствование методик  надо продолжать, но процесс их накопления и эмпирического (основанного на практике) отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы  контроля процесса обучения. Этому  и призвана помочь технологизация процесса обучения.

   Поступательное  развитие педагогики открывает большие  возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и  воспитания. Это наука - реагируя на все изменения социальных условий  и требований, она создает все  новые и новые подходы и  формы.

   Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные  пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В  связи с этим стремлением педагогов  повышать качество обучения все настойчивее  звучит призыв к переходу с отдельных  методик на педагогические технологии.

   По  сравнению с обучением, построенным  на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.

  • Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
  • Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
  • Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

   В отличие  от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных  на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру  и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной  деятельности учащихся ведет к более  высокой стабильности успехов практически  любого числа учащихся. Методы обучения и их классификация

   Существенной  составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.

   В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод  обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной  деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом  обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".

   В истории  дидактики сложились различные  классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых  являются:

  • по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
    • лекция;
    • беседа;
    • рассказ;
    • инструктаж;
    • демонстрация;
    • упражнения;
    • решение задач;
    • работа с книгой;
  • по источнику получения знаний:
    • словесные;
    • наглядные:
      • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
      • использование технических средств;
      • просмотр кино- и телепрограмм;
  • практические:
      • практические задания;
      • тренинги;
      • деловые игры;
      • анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся:
      • иллюстративный;
      • проблемный;
      • частичнопоисковый;
      • исследовательский;
  • по логичности подхода
      • дедуктивный;
      • аналитический;
      • синтетический.

      Близко  к этой классификации примыкает  классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности  и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в  решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности  и творчества и должны служить  важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

      • объяснительно-иллюстративный метод;
      • репродуктивный метод;
      • метод проблемного изложения;
      • частичнопоисковый, или эвристический, метод;
      • исследовательский метод.

      В каждом из последующих методов степень  активности и самостоятельности  в деятельности обучаемых нарастает. Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

Репродуктивный  метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

Метод проблемного изложения  в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.

Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.

Информация о работе Основные категории педагогики