Основные категории педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:26, контрольная работа

Описание работы

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).[1]Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Также образование можно определить как — целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений.
В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому [между поколениями]».[2]

Содержание

Образование
Воспитание
Обучение
Развитие
Педагогическая деятельность
Педагогическое взаимодействие
Педагогическая технология
Педагогическая задача

Работа содержит 1 файл

B-24_Основные категории педагогики.docx

— 146.47 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Содержание: 

  1. Образование
  2. Воспитание
  3. Обучение
  4. Развитие
  5. Педагогическая деятельность
  6. Педагогическое взаимодействие
  7. Педагогическая технология
  8. Педагогическая задача

 

    1. Образование
 

      Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).[1]Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

      Также образование можно определить как — целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений.

      В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому [между поколениями]».[2]

      В обыденном понимании образование  кроме всего прочего подразумевает  и, в основном, ограничено обучением  учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизикаправогеография или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподаваниепрофессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

      Осознание возможностей использования обязательного  образования как средства обезличивания  человека вызвало в демократическом  обществе развитие движения за негосударственное  и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей  и педагогов) в программе средних  общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения  образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного  образования и т. п. 

Образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились. 

Б. Ф. Скиннер 
 

 

    1. Воспитание
 

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурнойжизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

  • Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.

Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых  воспитательных акций и действий

Общие механизмы  научения и воспитания

Воспитание в  общем у животных — процесс  реализации сигнальной наследственности — передачи навыков потомству через условный рефлекс подражания с целью формирования стереотипов поведения, а также его результат (наличие или отсутствиевоспитания). Собственно зачатки воспитания демонстрируют уже низшие хордовые (например миноги), моллюски ичленистоногие.

У высших животных этот процесс многократно усложняется, включая в себя помимо передачи определённых навыков адаптации в окружающей среде также и навыки коллективного  поведения (в стаде или стае).

Важнейшим элементом  воспитания является совместная игра детей и родителей. У многих хищников игры более сложные, они включают элементы тренировок с разделением ролей, необходимым для успешной совместной охоты.

Отсутствие надлежащего  воспитания, невоспитанность зачастую приводит в дикой природе к негативным последствиям, вплоть до исчезновения вида.

 

Воспитание обычно строится "на трёх китах":

  • наказание (кнут),
  • поощрение (пряник)
  • личный пример воспитателя.

Ни одно животное не затрачивает так много времени и сил на воспитание своего детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка, как личности. Исключительное значение воспитание приобретает в человеческом обществе. С его помощью формируются:

 
  • вторая сигнальная система (речь)
  • поведенческая активность, направленная на изменение внешней среды
  • деятельность, опосредованная через измененные элементы внешней среды (орудия производства).

Благодаря этим модификационным возможностям, человеческая популяция создала специфические  наследственные структуры негенетического  характера — культуру и этническую традицию. Феномен человеческой популяции заложен в качественно новых способах, по сравнению с популяциями остальных высших животных, коллективной переработки информации и высокой скорости обработки информации индивидом, живущим в социуме. В принципе человеческий организм структурно ничем не отличается от всех остальных высших животных, однако сочетание двух вышеуказанных факторов создало значительное преимущество в выживании за счёт направленного изменения среды обитания под доступные пределы адаптации человеческого организма.

Отсутствие должного воспитания приводит к задержке умственного  развития, искажению формирования социально-необходимых  для жизни в человеческом обществе ролей.

Известны случаи, когда дети воспитывались животными, и даже выживали в сложных условиях дикой природы при поддержке  диких зверей. Такие дети, даже будучи перенесенными в человеческое общество, практически не поддаются полноценной  адаптации.

Известен также  случай Каспара Хаузера, который воспитывался в тюремных условиях, был лишён полноценного воспитания и потому совершенно не понимал окружающего мира.

      На  протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. До реформ Петра I под воспитанием понималось«вскармливание, выращивание, поскольку само слово однокоренное со словом питание. В словаре Даля было сказано, что воспитыватьзначит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…».

        По определению ЭСБЭ (в редакции 1892 года) воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребёнка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле»Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности». Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».В то же время в современной педагогике даётся и более четкое определение: воспитание – развитие направленности личности как «верхнего этажа» её иерархической структуры (формы направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы и т.д.) 

        В психологии воспитание рассматривается  в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» .

Выделяются следующие  виды воспитания человека:

  • По содержанию воспитания:
    • умственное
    • трудовое
    • физическое
    • нравственное
    • эстетическое
    • правовое
    • половое и полоролевое
    • экономическое
    • экологическое (автор концепции — Е.К. Янакиева)
    • и т. д.
  • По институциональному признаку:
    • семейное
    • религиозное
    • социальное (в узком смысле)
    • дизсоциальное (асоциальное)
    • коррекционное
  • По доминирующим принципам и стилю отношений (эта разделение не является ни общепринятым, ни чётким):
    • авторитарное
    • свободное
    • демократическое
  • В силу значительной широты охвата понятия в целом, в российской педагогике выделяется такое понятие, как
    • социальное воспитание — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений.

    Дефекты воспитания

Дефекты воспитания являются своеобразным «браком» процесса воспитания, когда в силу тех или  иных причин у особи не вырабатываются некоторые из этологических стереотипов  или же, соответственно, не усваиваются  определённые адаптивные нормы. Дефекты  воспитания могут быть относительно безвредными, но могут и представлять существенную опасность как для  самой особи, так и для её окружения  и среды обитания. Причинами возникновения  дефектов воспитания могут быть по отдельности или в совокупности следующие факторы:

Информация о работе Основные категории педагогики