Основные формы работы по формированию навыков здорового образа жизни

Автор: s***************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 23:03, реферат

Описание работы

Здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и педагогической общественности.
Растить ребёнка здоровым. Какая мать не мечтает об этом? Сколько сил и энергии отдаёт она малышу, пока находится с ним рядом! Но вот подходит время оформлять ребёнка в детский сад. Можно понять тревогу матери в связи с предстоящей переменой в жизни малыша: как привыкнет он к новым условиям, не будет ли болеть? И тут на помощь должен прийти грамотный и ответственный педагог дошкольного учреждения.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 202.00 Кб (Скачать)

    Работа может стать источником продолжительного и стойкого здоровья, ощущения счастливой жизни или, наоборот, раннего и тяжелого заболевания, прозябания по принципу «день прожит – и ладно!..». Здесь многое зависит от отношения человека к тому, что он делает. А это формируется с детства. В одной семье первые попытки малыша помочь матери в ее работе по дому или на кухне находят резкий отпор: «Не путайся под ногами, разобьешь здесь что-нибудь, да и сам обожжешься. Иди отдыхай, успеешь наработаться». Если же ребенку дается поручение, то лишь как наказание за провинность или для исправления ошибок.

    В другой семье все домашние дела выполняются  с участием малыша, а затем и подростка. Родители учат его всему тому, что пригодится в жизни. Вытрет клеенку или лужу на полу – станет аккуратнее. Почистит пальто, «случайно» попавшее в лужу, - будет осторожнее. Станет постарше: пришьет пуговицу или вешалку – поймет, что оборвать что-то гораздо легче, чем пришить; вымоет посуду, погладит белье, вычистит ботинки, и сделает это не только себе, но и всей семье, - проявит заботу об окружающих. Вынесет помойное ведро, сбегает в магазин – что ж, это разумное разделение обязанностей!

    Так в семье возникает дружная  атмосфера – она рождает уважение к труду.

    Задача  родителей. Многих ошибок, допускаемых родителями, бабушками и дедушками, можно избежать, если вместо неконтролируемых эмоций выработать деловое отношение к ребенку. Полезно сказать себе: «Нельзя всю имеющуюся у нас энергию бросать на это маленькое существо - ласкать, любить, руководить, ограждать, наказывать, воспитывать, обеспечивать... Всего этого он выдержать просто не в состоянии. Вести себя таким образом - значит думать лишь о себе, о своем удовольствии, а не о его пользе».

    Представьте, что перед вами вовсе не ваш, а  чужой ребенок, из которого вы решили вырастить здорового, хорошего, счастливого  человека. Начиная с этого момента, все встанет на свое место. Будет меньше восторгов и меньше придирок. Больше спокойствия и больше дружбы. Вы сумеете вместо гениальности увидеть просто некоторые способности, вместо хулиганства - шалость, а вместо смертельной болезни – легкое недомогание. Почти всем родителям в отношениях со своими детьми недостает шуток и улыбки. Почему? Ребенок нам настолько дорог, мы так его любим, что здесь не до улыбок: он наша безраздельная собственность, которую мы холим, нежим, ревнуем и... портим. А он вовсе и не собственность! Вначале он быстро растущее существо, затем маленький человек, жадно усваивающий понятия и навыки; позднее, если вы сумеете это заслужить, он станет вашим другом. А не сумеете - так и врагом. И еще через очень короткий отрезок времени отпочкуется он от вас в самостоятельную семейную ячейку и будет с сожалением смотреть на ваши недостатки, которыми вы наградили и его... Поэтому торопитесь делать свое родительское дело с горячим сердцем, но с холодной и трезвой головой.

    В чем же состоит это дело?

    Предупреждение  заболеваний. Воспитывайте спокойного, волевого ребенка. Он меньше будет подвержен возможным травмам, а гигиенические навыки уменьшат вероятность заболеваний.

    Внимание  к жалобам ребенка. Одни родители истерически активны: небольшой прыщик на коже любимого чада служит основанием для изучения Большой медицинской энциклопедии. Другие поразительно равнодушны и невнимательны. Ссылки на занятость, «повышенную стыдливость» их детей лишены основания.

    Точное  выполнение назначений врача. Многие считают, что их жизненный опыт и познания в медицине, почерпнутые из популярных журналов, от знакомых или от собственных родителей, дают им право поправлять рекомендации лечащего врача. Изменения, дополнения или отклонения от советов участкового врача проводятся по разным причинам: «Наш врач такой молодой... Что он может знать!», «Моя мама (тетя, бабушка, соседка по квартире) вылечивала всех знакомых без этих лекарств!». Громадная энергия часто затрачивается на поиски и приобретение новейших препаратов или модных «народных» средств.

    Полноценное здоровье и гармоничное физическое развитие ребенка – это то, к чему стремятся сознательные родители. Для реализации этой цели нужны не только рациональное питание, положительный психоэмоциональный фон, но и формирование хороших привычек, грамотно организованный процесс физического воспитания. Чтобы добиться позитивных результатов, необходимо тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения.

    В первую очередь родители должны стать  эмоциональной опорой для ребенка, очень важна помощь семьи в налаживании нормальной жизни дошкольника в детском саду: дать ему возможность постепенно привыкать к новым условиям, продумать, какие любимые вещи, игрушки, книги малыш возьмет с собой в группу детского сада.

    Родители  должны обеспечить дошкольное учреждение полной информацией о здоровье ребенка. Режим сна и питания, диета, принятые в детском саду, нужно соблюдать и дома. Воспитателям намного легче работать, если в домашних условиях продолжается формирование привычек, вырабатываемых в детском в детском саду:

  • умываться;
  • элементарные упражнения (зарядка);
  • принимать душ по утрам и вечерам;
  • мыть ноги перед дневным сном;
  • следить за состоянием рук, мыть их после прогулки;
  • пользоваться унитазом и туалетной бумагой;
  • чистить зубы и полоскать рот после еды;
  • правильно применять предметы индивидуального пользования – расческу, полотенце, носовой платок.

    Ну  и самое главное. Родителям необходимо стремиться как можно больше времени  проводить с ребенком!

    Здоровье... Высшая ступень удовлетворения, радость  бытия, полное довольство, счастье. Условиями здоровья служит не только определенный (оптимистический) склад характера или тренированная воля, которая поможет человеку идти в правильном направлении, сопротивляясь всему дурному. Необходимо еще нравственное его воспитание, а позднее - признание его заслуг обществом.

     Из  вышесказанного следует, что здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни  в семье, санитарной грамотности  и гигиенической культуры родителей. 
 
 

 

    

Приложение 1 

 

 

 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    

     Приложение 2

     ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ 

     Идея  совместных (дети и родители) занятий  гимнастикой возникла в Чехословакии в начале 60-х годов прошлого столетия.

     Структура совместных физкультурных занятий  родителей с детьми традиционная. Они состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.

     Основная  цель всех трех частей. Помочь родителям  и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности: содействовать взрослым в установлении эмоционально-тактильного контакта с детьми; развивать межличностное общение ребенка с взрослым.

     Вводная часть

     Цель. Настроить на предстоящую совместную двигательно-игровую деятельность и подготовить организм к физическим нагрузкам.

     Содержание. Самомассаж, игровые упражнения, разные виды ходьбы, бега, прыжков в детско-родительской паре.

     Основная  часть

     Цель: формирование умения выполнять физические упражнения в детско-родительской паре.

     Содержание. Общеразвивающие упражнения и основные движения, музыкальные подвижные игры.

     Заключительная  часть

     Цель. Восстановить дыхание: способствовать профилактике плоскостопия у детей; раскрепостить взрослых и детей.

     Содержание. Игровые упражнения, психогимнастические  этюды, игры нравственного содержания («Добрые слова», «Добрые пожелания»).

     Опыт  проведения занятий показывает: родители с удовольствием принимают в них участие, получают радость от выполнения физических упражнений в паре с ребенком, осваивают самомассаж, основы дыхательной гимнастики, зрительной и миогимнастики, знакомятся с основами релаксации. 

     Приложение 3

     Конспекты физкультурных занятий 

     родителей с детьми 6 лет 

           Занятие «Физкультура вместе с мамой (папой)»

     Задачи: Помочь родителям ощутить радость  от совместной двигательной деятельности, понять полезность «гимнастики вдвоем и установить эмоционально-тактильный контакт с детьми: совершенствовать у детей умение прокатывать и бросать мяч, повторять ритмический танец; развивать у детей и совершенствовать у родителей двигательную память, внимание, мышление.

     Предварительная работа: дети изготавливают пригласительные билеты для родителей в форме открытки (аппликация).

     Материал: игрушки, «цветные веревочки» (канаты): мягкие модули, мячи (по числу детей).

     Ход занятия:

     Малоподвижная игра «Необычные жмурки»

     Цель: помочь установить эмоционально-тактильный контакт родителей с детьми.

     Педагог: Мы будем играть в жмурки: родителям завяжем глаза, а вы друг за другом будете медленно проходить мимо них, и они должны вас узнать. (Каждый родитель, узнав своего ребенка, подхватывает его, обнимает и кружит.) Дети, вы любите заниматься физкультурой? Зачем нужно ею заниматься? (Ответы.) Ваши родители хотят заниматься вместе с вами и научиться новым упражнениям. Но сначала небольшая разминка! Самомассаж: - растирание и поглаживание лица, ушных раковин, шеи.

     Педагог: Вы занимаетесь, чтобы скорее вырасти и стать вот такими высокими! А взрослые помогают вам расти. (Ребенок идет на носках, подняв руки, взрослый, находясь позади ребенка, берет его за вытянутые руки.)

     Родители  помогают вам стать вот такими стройными! (Ребенок идет на пятках, руки за головой: взрослый, находясь позади ребенка, разводит его локти.)

     По  красивым веревочкам ходить вместе с  родителями можно вот так. (Ребенок  и взрослый, держась за руки, идут приставным шагом по канату, опираясь носками о пол, пятками о канат.)

     Разноцветные  модули можно обходить вот так (ходьба в паре змейкой).

     Вместе  можно изобразить, как едет паровоз (взрослый садится сзади ребенка  и берет своими руками согнутые в  локтях руки ребенка: продвигаются на ягодицах): как кошечка, проползает под мостиком (взрослый, наклоняясь вперед, касается руками пола; ребенок проползает под ним на четвереньках).

     Вместе  интереснее прыгать (прыжки с продвижением вперед в паре) и бегать (бег в  паре).

     Можно ненадолго убежать от родителей (дети бегают врассыпную) и затем возвратиться к ним (родители обнимают ребенка, прижимают к себе, кружат).

     Педагог: Хотите научиться новым упражнениям? Повернитесь лицом к своим  родителям.

     Общеразвивающие упражнения:

     Вот так родители вам помогают расти!

     Сначала пусть поздороваются ваши пальчики. (Взрослый и ребенок сгибают руки в локтях и соединяют ладони друг с другом: подушечки пальцев ребенка прикасаются к подушечкам пальцев взрослого, указательным и большим пальцами взрослый надавливает на ногтевую фалангу каждого пальца ребенка.) (Выполняются под музыкальное сопровождение.)

     И.п. стоят лицом друг к другу, взявшись за руки, ноги на ширине плеч. Ребенок  и взрослый поднимают руки через  стороны вверх, встают на носки: взрослый тянет руки ребенка вверх.

     Вот какие вы сильные! И.п. - стоят лицом друг к другу, выставив одну ногу вперед, руки согнуты в локтях перед грудью, ладони соединены. Ребенок выпрямляет руки в локтях, взрослый прижимает его к груди.

     Вот какие вы ловкие! И.п. - стоят на коленях, ребенок спиной к родителю, его  ноги расположены между ног родителя, а руки на поясе: взрослый поддерживает их. Одновременные повороты взрослого и ребенка влево, вправо.

     Вот какие вы гибкие! И.п. - сидят на полу, ребенок спиной к взрослому, ноги в стороны. Поднять руки, наклониться  к левой (правой) ноге.

Информация о работе Основные формы работы по формированию навыков здорового образа жизни