Основные формы работы по формированию навыков здорового образа жизни

Автор: s***************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 23:03, реферат

Описание работы

Здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и педагогической общественности.
Растить ребёнка здоровым. Какая мать не мечтает об этом? Сколько сил и энергии отдаёт она малышу, пока находится с ним рядом! Но вот подходит время оформлять ребёнка в детский сад. Можно понять тревогу матери в связи с предстоящей переменой в жизни малыша: как привыкнет он к новым условиям, не будет ли болеть? И тут на помощь должен прийти грамотный и ответственный педагог дошкольного учреждения.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 202.00 Кб (Скачать)

      Управление образования Гомельского облисполкома

    Государственное учреждение образования

«Гомельский областной институт развития образования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  направления работы

с родителями по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников  

Методические  материалы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гомель

2011

 

Основные  направления работы с родителями по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников 

                Сегень  Т.И.,

                методист  учебно-методического  отдела дошкольного  и начального образования  Гомельского областного института развития образования 

     Здоровье  детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и педагогической общественности.

     Растить ребёнка здоровым. Какая мать не мечтает об этом? Сколько сил и  энергии отдаёт она малышу, пока находится с ним рядом! Но вот подходит время оформлять ребёнка в детский сад. Можно понять тревогу матери в связи с предстоящей переменой в жизни малыша: как привыкнет он к новым условиям, не будет ли болеть? И тут на помощь должен прийти грамотный и ответственный педагог дошкольного учреждения.

     Уровень профессионального мастерства педагогов  определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители доверяют рекомендациям воспитателей и охотно идут с ними на контакт. Опыт убеждает, что главная причина отставания в развитии – плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание, чаще незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями врача, матери, педагога. Скрытые недомогания являются отклонением от нормального развития, а замедленное мышление – во многих случаях следствие этого недомогания. Поэтому роль родителей в сохранении и укреплении здоровья ребёнка при поддержке детского сада состоит в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов дошкольного учреждения  в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка, активном участии в создании культурных традиций детского сада. Это значит, что важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является и то, что "здоровый образ жизни" должен стать стилем жизни окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей. Сформировать у детей привычки, которые сохраняют и укрепляют здоровье с детства: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, потребность в движении, разумное отношение к своему организму, владение необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении.

     Дошкольный  возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

     Сотрудничество  дошкольного учреждения и семьи  представляет собой комплекс взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности. В этом процессе есть, безусловно, приоритетные направления, есть дополнительные меры. Следует отметить, что невозможно предложить для дошкольных учреждений республики некий универсальный набор форм и методов работы с родителями, общий для всех план организации сотрудничества с семьей, перечень методов и приемов общения. Это обусловлено и индивидуальностью семьи, и уникальностью каждого конкретного детского сада.

     Семья для ребёнка – источник общественного  опыта. Здесь он находит пример для  подражания и здесь происходит его  социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать проблему здорового образа жизни "всем миром" детский сад, семья, общественность. 

     Формы организации сотрудничества с семьей

     В дошкольном образовании накоплен обширный опыт сотрудничества с родителями, привлечения их внимания к жизни ребенка в детском саду с помощью различных форм, методов и приемов работы с родителями.

     Метод – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Другими словами, понимание того, «как работать».

     Прием – относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре; элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации. То есть, «что непосредственно делать».

     Форма – способ существования процесса, оболочка его внутренней сущности, логики и содержания. Форма связана:

    - с количеством участников,

    - временем и местом проведения процесса,

    - порядком его осуществления.

     Другими словами, «как будет проходить и называться мероприятие».

     Существует  достаточно большое количество различных  форм сотрудничества детского сада с  родителями. Одни из них являются традиционными, другие трансформируются в практике работы, третьи являются новыми во взаимодействии с семьей. В целом все существующие ныне формы можно разбить на три большие группы: индивидуальные, коллективные (разделены по способам организации), наглядно-информационные (выделены на основе преобладающего метода). 
 
 

Индивидуальные  формы

     Посещение семьи на дому. Проводится один-два раза в год с целью знакомства с семьей, ознакомления с особенностями семейного воспитания, отслеживания условий жизни ребенка дома.

     Индивидуальные  консультации. Предполагают индивидуальное общение с родителями, когда педагоги или другие специалисты отвечают на их вопросы. Проводятся по запросам родителей.

     Индивидуальные  беседы. Представляют собой обсуждение с родителями жизни ребенка дома и в детском саду с целью установления позитивных отношений с семьей, получения информации о ребенке. Проводятся воспитателями практически ежедневно.

     Участие родителей в управлении дошкольным учреждением. Предполагает участие родителей в совете дошкольного учреждения, совете педагогов, совете по питанию.

     Участие родителей в подготовке и проведении образовательного процесса. Проводится по согласованию с родителями в форме подготовки помещения, раздаточного и демонстрационного материала, участия в качестве ассистента, помощника в занятиях, самостоятельного обучения детей, участия в режимных процессах: утренней зарядке, прогулке, играх детей, организации кружковой работы по интересам.

     Работа  консультационных пунктов. Предполагает организацию консультаций для всех желающих в определенное время несколькими специалистами детского сада, имеющими разную квалификацию: воспитателями, педагогом-психологом, руководителем физического воспитания, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, логопедом. 

Коллективные  формы

            Родительские  собрания. Представляют собой регламентированное мероприятие, на котором решаются организационные вопросы, а также связанные с воспитанием и обучением детей, делаются сообщения для родителей руководителями и специалистами детского сада; по обсужденным вопросам принимается решение (постановление), которое фиксируется в протоколе.

            Лектории. Предполагают обучение родителей через распространение психолого-педагогических, медицинских, экономических, юридических и других знаний на лекциях по соответствующим проблемам. Например: «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению», «Как укрепить и сохранить здоровье детей».

     Конференции, семинары. Включают в себя активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных рекомендаций. Например: «Психологическое благополучие ребенка в семье и детском саду», «Легко ли быть родителями».

            Диспуты, дискуссии. Представляют собой активное эмоциональное обсуждение родителями и сотрудниками детского сада неоднозначных проблем путем высказывания различных мнений и аргументов в пользу тех или иных решений. Например; «Стоит или не стоит наказывать»; «Родительская позиция "взрослый всегда прав": за и против».

            Круглые столы, вечера вопросов и ответов. Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Рациональное питание детей», «Детские капризы».

            Устные  журналы. Предполагают выступления педагогов и других специалистов детского сада с тематическими (психолого-педагогическими, медицинскими, правовыми, экономическими и другими) сообщениями, во время которых даются также и практические рекомендации родителям согласно теме журнала. Например: «Здоровье детей и взрослых», «Адаптация ребенка к детскому саду», «Веселые игры дома».

            Групповые консультации. Включают подготовку сотрудниками дошкольного учреждения сообщений, практических рекомендаций и материалов для группы родителей, имеющих одинаковые проблемы (в воспитании детей, общении с ними, в педагогической позиции), совместное обсуждение волнующих вопросов. Например: «Агрессивный ребенок», «Застенчивый малыш», «Когда в семье брат и сестра», «Воспитание близнецов», «Когда родитель только один».

            Формы работы на основе телепередач: КВН, педагогический ринг, «Моя семья», «Поле чудес» и другие. Представляют собой такую организацию мероприятия, когда в канву соответствующей телепередачи вплетается психолого-педагогическое содержание, вносятся игры, вопросы по проблемам развития, воспитания и обучения детей.

     Тренинги. Предполагают организованное активное социально-психологическое обучение родителей психологическим навыкам. Например: «Тренинг общения с детьми», «Тренинг релаксации», «Как решать конфликты».

            Деловые и ролевые игры. Включают обсуждение и воспроизведение (проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для приобретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: «Когда ребенок упрямится», «Когда малыш берет чужое», «Детская истерика в общественном месте».

            Радиовещание. Подразумевает передачу сообщений на различные темы развития, воспитания, обучения детей по радиосети дошкольного учреждения в те периоды времени, когда родители находятся в детском саду (приводят и забирают детей). Например: «Роль отцов в воспитании дошкольников», «Воспитываем самостоятельность у детей», «Чем отличается мир детей от мира взрослых».

            Экскурсии. Проводятся как совместные посещения детьми, родителями, сотрудниками детского сада зон отдыха (парка, леса, реки), культурных, исторических мест (музеев, театров) с целью духовного обогащения, отдыха, общения, установления позитивных взаимоотношений, эмоциональной разгрузки.

            Родительские  школы. Предполагают организованное коллективом  дошкольного  учреждения  долговременное  обучение взрослых для передачи родителям психолого-педагогических знаний о дошкольном детстве с помощью различных форм: лекций, семинаров, тренингов, игр и т. д. Например: «Школа для пап», «Школа молодой семьи».

            Клубы по интересам. Представляют собой объединение родителей по интересам для обмена опытом семейного воспитания, общения, для приобретения знаний, реализации какой-либо деятельности, проведения активного досуга и так далее. Например: «Клуб бабушек (дедушек)», «Клуб мастеров».

            Совместная  деятельность педагогов, родителей и детей. Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений; совместное приготовление пособий, подарков, украшений и другого материала.

     Дни открытых дверей. Представляют собой дни свободного посещения желающими (родителями и общественностью) детского сада с целью более детального ознакомления с работой дошкольного учреждения: занятиями, играми, режимными моментами, праздниками, развлечениями. Их количество и содержание определяется руководством детского сада.

Информация о работе Основные формы работы по формированию навыков здорового образа жизни