Организация индивидуального подхода с учетом типа темперамента учащихся на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижны, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Содержание

Введение
Глава I. Тип темперамента и деятельность школьника.
I.1. История учений о темпераменте и его типология.
I.2. Связь темперамента с другими характеристиками человека.
I.3. Связь темперамента с учебной деятельностью школьника.
Глава I I. Индивидуальный подход и его организация.
I I.1. Понятие индивидуального подхода.
I I.2. Специфика организации индивидуального подхода.
I I.3. Организация индивидуального подхода с учетом типа темперамента.
Глава I I I. Практическая часть.
I I I.1. Организация эксперимента.
I I I.2. Рекомендации учителю.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

   Для Виктории характерна высокая реактивность и активность, быстрый темп реакций, Реактивность преобладает над активностью. Поэтому она несдержанна, вспыльчива, легко выходит из себя, нетерпелива.  Она менее пластична и более регидна, чем Валерия, отсюда большая устойчивость и постоянство её интересов.

   Флегматик.

   Пример. Разалия Ш., ученица 6 класса, 13 лет. В классе сидит спокойно. Ее болтливая соседка во время урока разговаривает с девочкой, сидящей за другой партой, но не с ней, т.к. она не отвечает ей. И вне урока девочка молчалива и первая не начинает разговор. Ее трудно рассмешить, или растрогать, или рассердить. Когда все в классе громко смеются по –поводу комичной интонации голоса отвечающего, Разалия лишь молча на него посмотрит. После большой неприятности – узнав, что будет оставлена на второй год, - она продолжает спокойно работать. Когда она плачет, лицо ее остается совершенно неподвижным и только по слезам можно догадаться, что девушка огорчена. Она очень нетороплива и медлительна в походке и движениях. На вопросы учителя она отвечает не сразу, и иногда учитель, не дождавшись ее ответа (хотя урок она знает), вызывает другую. С подругами сходится трудно, в то же время очень привязчива; не может забыть подруг и учительниц из прежней школы, в которой она училась раньше, и продолжает их навещать. Переход из одной школы в другую пережила очень тяжело – хотела бросить учебу.

   У Разалии малая реактивность. Это проявляется в том, что ее трудно рассмешить или рассердить. Именно малой эмоциональной возбудимостью объясняется ее невозмутимость, когда все в классе смеются и ее спокойствие при большой неприятности. Преобладание высокой активности над малой реактивностью  определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный – движения девушки неторопливы, на вопросы отвечает не сразу. Малая пластичность и большая ригидность объясняют тяжелые переживания по поводу перехода из одной школы в другую. Интровертированность проявляется в том, что Разалия не может забыть подруг и учителей из прежней школы – с трудом реагирует на внешние впечатления и находится под впечатлением образов памяти.

   Меланхолик.

   Пример. Алексей Г., ученик 6 класса, 12 лет.

   На  уроках спокоен, сидит всегда в одном и том же положении, что-нибудь вертит к руках, настроение меняется от  очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. Когда учитель пересадил его с одной парты на другую, Алексей обиделся, долго размышлял, почему его пересадили, и на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. Вместе с тем, чувства у него пробуждаются  медленно. При посещении представления в цирке он долго сидит молча с неподвижным лицом и лишь постепенно начинает оттаивать: улыбается, смеется, вступает в разговор с соседями. Легко теряется. Стоит учителю сделать ему самое мягкое замечание, как мальчик смущается, голос его становится глухим, тихим. Очень сдержан  в выражении чувств. Получив «двойку», нисколько не изменившись в лице, идет на место и садится, но дома, по словам родителей, долго не может успокоиться, не в состоянии приняться за работу, теряет всякую веру в себя. Отвечает на уроке неуверенно, даже когда хорошо знает урок. Свои способности и знания оценивает очень низко, тогда как в действительности они выше среднего уровня. Если при выполнении какого-либо учебного задания встречаются  трудности, Алексей легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Движения вялые, слабые, говорит медленно, несколько тягуче.

      Вышеприведенные примеры подтверждают то, что в классе 13 учеников и они все разные, и к каждому из них необходим индивидуальный подход… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рекомендации

На основе проделанной  работы, исходя их полученных результатов  рекомендуем провести следующую  работу :

      Рекомендации для учителя :

1. Провести исследование  по диагностике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. с целью изучения  индивидуально-психологических особенностей  ребенка (№17.с.235)

2. Организовать  консультации по темам : «Знать  ребенка, чтобы

воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого ребенка свой темперамент», «Развитие волевого поведения у дошкольников».

  1. В организации занятий следует учитывать склонности детей.
  2. Рекомендую развивающие игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств личности ребенка (см.приложение.№3).
 

            Рекомендации  для родителей:

  1. Необходимо уделять больше внимание самообразованию.
  2. Выполнять все требования предъявляемые педагогом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Заключение.

        Итак, подведём итоги рассмотрения данного вопроса. Индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Он, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника. Также в индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ученик. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих учеников.

         В процессе индивидуального  обучения диагностируются потенциальные  возможности, ближайшие перспективы  развития воспитуемого.

        Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных принципов.

        В качестве основного разрешающего аспекта трудностей индивидуального  обучения, связанных с ослаблением непосредственной руководящей роли преподавателя, переходом обучения на воспроизводящее содержание материала, отсутствием критериев работы учащихся и большой сложности организации обучения был предложен бригадно-лабораторный метод, при котором  учащиеся  под руководством преподавателя самостоятельно ставят различные опыты и путем непосредственных восприятий усваивают определенные знания и навыки.       В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности темперамента, восприятия, мышления, памяти, речи, характера, воли. Доминирующим качеством педагога, работающего в области индивидуального обучения и воспитания, на мой взгляд (помимо высокого квалификационного уровня)  является отличное знание как возрастной, так и индивидуальной психологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы
  1. Бескина Р.М.,Виноградова  М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».-М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология» ; №10).
  2. Общая психология. /Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалевой, А.А.Степановой, С.Н.Шабалиной. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1973. – С.306-316.
  3. Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993 г.
  4. Психологический словарь/ под ред. В.В.Давыдова и др. – М.,1983Г.
  5. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. «Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. – 288с.
  6. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.
  7. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1980. – С.207-210.
  8. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – С. 186-193.
  9. Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект. – 2000. – С.287-311.
  10. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно-методическое пособие. М.: «Флинта». 1998. – С. 167-169.
  11. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992г. – 528 с.
  12. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педагогический вестник. – 1994г.-№1.-с.2-10.
  13. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Владос, 1999. – С.394-402.
  14. Психология : Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.. 1990г.
  15. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф. А.В.Петровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1976. – С.405-421.
  16. Общая психология (курс лекций). Составитель Е.И.Рогов. М.: «Владос». – 1995. – С.379-392.
  17. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах (для студентов вузов). - М.: АСТ, Ростов – на Дону: Феникс. – 1999. – С.307-324.
  18. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.с.38-42.
  19. Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».- М.: Знание, 1986.-80.с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11) .
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение.

Текст опросника.

  1. Проворный ли ты человек?
  2. Готов (а) ли ты обычно, не раздумывая, включиться в разговор?
  3. Нравится ли тебе быть одному больше, чем в компании?
  4. Испытываешь ли ты постоянную жажду знаний?
  5. Ты предпочитаешь говорить медленно и неторопливо?
  6. Задевают ли тебя замечания других людей?
  7. Трудно ли тебе заснуть из-за того, что повздорил с друзьями?
  8. Хочется ли тебе заняться каким-либо ответственным делом в свободное от занятий время?
  9. В разговоре с товарищами твоя речь часто опережает твою мысль?
  10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?
  11. Трудно ли тебе долго не общаться с людьми?
  12. Ты когда-нибудь опаздывал (а) на урок?
  13. Нравиться ли  тебе быстро ходить и бегать?
  14. Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?
  15. Легко ли тебе выполнять школьное задание, требующее длительного внимания и большой сосредоточенности?
  16. Утомительно ли тебе быстро говорить?
  17. Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко?
  18. Легко ли твои мысли переходят с одной темы на другую во время разговора?
  19. Нравятся ли тебе игры, требующие большой скорости и ловкости?
  20. Склонен (а) ли ты искать новые варианты решения задач?
  21. Испытываешь ли ты чувство, беспокойство, что тебя неправильно поняли в разговоре?
  22. Охотно ли ты выполняешь сложное общественное поручение?
  23. Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых ты не разбираешься?
  24. Легко ли ты воспринимаешь быструю речь?
  25. Легко ли тебе делать одновременно много дел?
  26. Часто ли бывает, что ты сказал (а) что-то своим друзьям, не подумав?
  27. Обычно ты предпочитаешь выполнять общественное поручение, не требующее от тебя много энергии?
  28. Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?
  29. Любишь ли ты медленную, сидячую работу?
  30. Легко ли тебе общаться с людьми?
  31. Обычно ты предпочитаешь подумать, взвесить и лишь потом высказаться на уроке?
  32. Все твои привычки хороши?
  33. Быстры ли твои движения?
  34. Обычно ты молчишь и не ступаешь в разговор, когда находишься в обществе малознакомых людей?
  35. Легко ли тебе перейти от игры к выполнению уроков?
  36. Глубоко ли ты переживаешь плохое к тебе отношение людей?
  37. Разговорчивый ли ты человек?
  38. Легко ли тебе выполнять поручения, требующие мгновенных реакций?
  39. Ты обычно говоришь свободно, без запинок?
  40. Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание?
  41. Сильно ли ты расстраиваешься, когда близкие друзья указывают на твои недостатки?
  42. Испытываешь ли ты повышенную тягу к приобретению знаний на уроке?
  43. Считаешь ли ты свои движения медленными и неторопливыми?
  44. Бывают ли у тебя мысли, которые ты хотел бы скрыть от других?
  45. Легко ли тебе сходу, без особых раздумий, задавать вопросы?
  46. Доставляют ли тебе удовольствие быстрые движения?
  47. Легко ли тебе переключиться на новое дело?
  48. Стесняешься ли ты в присутствии незнакомых людей?
  49. Быстро ли ты выполняешь данное тебе поручение?
  50. Легко ли тебе выполнять сложные, ответственные дела самостоятельно?
  51. Можешь ли ты говорить быстро и разборчиво?
  52. Если ты обещал что-то сделать, всегда ли ты выполняешь свое обещание, независимо от того, можешь ты это или нет?
  53. Считаешь ли ты, что твои друзья обходятся с тобой хуже, чем следовало бы?
  54. Обычно ты предпочитаешь делать одно дело?
  55. любишь ли ты быстрые игры?
  56. Много ли в твоей речи пауз?
  57. Легко ли тебе внести оживление в большую компанию?
  58. Чувствуешь ли ты себя настолько сильным и энергичным, что тебя всегда тянет заниматься каким-нибудь трудным делом?
  59. Трудно ли тебе переключиться с одного задания на другое?
  60. Бывает ли, что надолго портиться настроение из-за того, что получил (а) «двойку»?
  61. Тяжело ли тебе заснуть из-за того, что не ладятся дела, связанные с учебой?
  62. Любишь ли ты бывать в большой компании?
  63. Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?
  64. Испытываешь ли ты большую потребность в учебе?
  65. Злишься ли ты иногда по пустякам?
  66. Склонен ли ты делать много дел одновременно?
  67. Держишься ли ты свободно в большой компании?
  68. Часто ли ты высказываешь свое первое впечатление, не подумав?
  69. Беспокоит ли тебя чувство неуверенности, когда ты готовишь уроки?
  70. Медленны ли твои движения, когда ты что-нибудь мастеришь?
  71. Легко ли ты переключаешься с одного дела на другое?
  72. Быстро ли ты читаешь вслух?
  73. Ты иногда сплетничаешь?
  74. Молчалив ли ты, находясь в кругу незнакомых людей?
  75. Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя одобрили и утешили в трудную минуту?
  76. Охотно ли ты выполняешь множество поручений одновременно?
  77. Любишь ли ты выполнять дела в быстром темпе?
  78. В свободное время тебя тянет пообщаться с людьми?
  79. Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?
  80. Долго ли ты переживаешь ссору с товарищем?
  81. Долго ли ты готовишься перед тем, как высказать свое мнение?
  82. Есть ли в твоем классе ученики, которые тебе очень не нравятся?
  83. Обычно ты предпочитаешь легкую работу?
  84. Сильно ли ты переживаешь после ссоры с друзьями?
  85. Легко ли тебе первому начать разговор в компании?
  86. Испытываешь ли ты большое желание к общению с людьми?
  87. Склонен ли ты сначала подумать, потом говорить?
  88. Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?
  89. Всегда ли ты платил бы за проезд, если бы не опасался проверки?
  90. Держишься ли ты скованно в компании ребят?
  91. Склонен ли ты преувеличивать неудачи, связанные с учебой?
  92. Нравится ли тебе быстро говорить?
  93. Легко ли тебе удержаться от высказывания неожиданной мысли?
  94. Обычно ты работаешь неторопливо и медленно?
  95. Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?
  96. Ты предпочитаешь медленный, спокойный разговор?
  97. Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы?
  98. Легко ли тебе выполнять работу, требующую много времени?
  99. Легко ли тебе, не долго думая, обратиться с просьбой к взрослому человеку?
  100. Беспокоит ли тебя чувство неуверенности в себе при общении с другими людьми?
  101. Охотно ли ты берешься за выполнение новых поручений?
  102. Устаешь ли ты, когда говоришь быстро?
  103. Ты предпочитаешь работать с прохладцей, без особого напряжения?
  104. Легко ли тебе заниматься одновременно в нескольких кружках?
  105. Любишь ли ты подолгу оставаться один (а)?
 

Бланк ответа. 

ФИО:___________________________________________

Класс:__________________________________________

Возраст:________________________________________

Да Нет
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
8    
9    
10    
11    
12    
13    
14    
15    
16    
17    
18    
19    
20    
21    
22    
23    
24    
25    
26    
27    
28    
29    
30    
31    
32    
33    
34    
35    
36    
37    
38    
39    
40    
41    
42    
43    
44    
45    
46    
47    
48    
49    
50    
51    
52    
53    
54    
55    
56    
57    
58    
59    
60    
61    
62    
63    
64    
65    
66    
67    
68    
69    
70    
71    
72    
73    
74    
75    
76    
77    
78    
79    
80    
81    
82    
83    
84    
85    
86    
87    
88    
89    
90    
91    
92    
93    
94    
95    
96    
97    
98    
99    
100    
101    
102    
103    
104    
105    

Информация о работе Организация индивидуального подхода с учетом типа темперамента учащихся на уроках иностранного языка