Организация индивидуального подхода с учетом типа темперамента учащихся на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижны, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Содержание

Введение
Глава I. Тип темперамента и деятельность школьника.
I.1. История учений о темпераменте и его типология.
I.2. Связь темперамента с другими характеристиками человека.
I.3. Связь темперамента с учебной деятельностью школьника.
Глава I I. Индивидуальный подход и его организация.
I I.1. Понятие индивидуального подхода.
I I.2. Специфика организации индивидуального подхода.
I I.3. Организация индивидуального подхода с учетом типа темперамента.
Глава I I I. Практическая часть.
I I I.1. Организация эксперимента.
I I I.2. Рекомендации учителю.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      I I.2. Учет темперамента при организации индивидуального подхода.

      При любом типе нервной системе, т.е. при наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все  общественно необходимые, положительные  черты личности и поведения; темперамент будет лишь придавать известное своеобразие этим чертам. И.П.Павлов подчеркивал, что образ поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые испытывает человек во время своего индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания и обучения. В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент, например, переделать холерический или меланхолический темперамент в сангвинический или флегматический. Во-первых, это практически невыполнимая задача, так как процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает медленно, да и пути его еще не достаточно изучены, а во-вторых, в этом нет смысла. Ведь нет «хороших» и «плохих» типов высшей нервной деятельности (и соответственно темпераментов). Каждый тип, темперамента имеет и положительные, и отрицательные стороны. Там, где нужна большая выносливость, большая работоспособность, лучше проявит себя сильный тип нервной системы; если в процессе деятельности нужно проявить тонкую чувствительность, с такой деятельностью лучше справиться слабый тип.

      Задача  заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы, методы воспитания положительных черт личности применительно  к особенностям нервной системы (темперамента воспитанника). Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны или являться целью создания на основе данного темперамента ценных черт личности. Зная темперамент учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого учащегося, чтобы постоянно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают в учебной работе и поведении.

      Сказанное имеет прямое отношение и к самому преподавателю, к управлению им собственным темпераментом. Учителям может быть представитель любого темперамента, любо типа нервной системы, если он сумеет использовать положительные стороны своего темперамента и преодолевать отрицательные. Например, представитель холерического темперамента должен использовать такие свои положительные черты, как страстность, активность, энтузиазм, энергичность, и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, аффективность, резкость, раздражительность. Представитель меланхолического типа должен использовать такие свои положительные черты, как мягкость, отзывчивость, тактичность, и преодолевать такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешительность.

      У учащихся-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, систематически воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять; давать возможность ребенку реализовать свою физическую активность. Поскольку холерик не редко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только его возбуждение усилит. На холерика лучше действует подчеркнуто-спокойный, тихий голос. Создавать дружелюбную атмосферу, не доводить до конфликтов.

      На  учащихся-меланхоликов (слабый тип нервной системы) надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью. Чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким учащимся еще больше затормаживают и снижают работоспособность.

      На  уроке таких учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрения, похвала, подбадривание. У учащихся меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив. Во время ответа не следует отвлекать его, не требовать изменения активности, быстрого переключения внимания. Не ставить в ситуацию: «быстрый вопрос – быстрый ответ». Не заставлять отвечать по только что изученному материалу, давать больше времени на ответ.

      Внимание  учителя должны привлекать и  ученики флегматического темперамента, которым обычно, к сожалению, не уделяется достаточного внимания – они спокойны, некому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объектом специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и товарищи. Давать дополнительное время на обдумывание ответа, предупреждать, что его спросят, не ставить в ситуацию: «быстрый вопрос – быстрый ответ», не требовать быстрого исправления нечетких формулировок. На уроке не отвлекать дополнительными замечаниями, а похвалу сочетать с требованиями.

      У учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивость, устойчивые интересы более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться. Тренировать умение планировать свою деятельность и контролировать её качества, учить работать и с неинтересным материалом, учить доводить начатое дело до конца.

      Большую роль в обладании своим темпераментом  играет самовоспитание, сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Из  написанной мною работы на тему: «Организация индивидуального подхода с учетом типа темперамента учащихся на уроках иностранного языка» я узнала много нового и полезного для себя. Изучение этой проблемы и литературы затрагивающей эти вопросы, поможет мне в моей дальнейшей работе с учащимися. Мне, как преподавателю необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности (тип темперамента) учащихся для того, чтобы в процессе многообразной учебно-воспитательной работы соблюдать педагогический такт, осуществлять индивидуальный подход к подросткам, управлять всесторонним развитием своих воспитанников рассматривая психологические характеристики темпераментов, я пришла в выводу, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается высокой работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, также неустойчиво его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большей тревожностью, но зато он понятно чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. Для холерика характерны отрицательные проявления – общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам – часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности; но также характерны и положительные стороны – энергия, активность, страстность, индивидуальность. Флегматик пассивный, ленивый, инертный, вялый, безразличный, равнодушный к труду, окружающей жизни, людям даже к самому себе, но при правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Следовательно, нет темпераментов «плахах», нет темпераментов «хороших» - каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности – от темперамента не зависят склонности, мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов.

   Задача  учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов которые могут быть связаны с данным темпераментом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I I I. Практическая часть.

     Для практического подтверждения авторской  гипотезы было проведено тестирование учеников 6 «М» класса школы №77. Детям  было предложено выполнить тест на определение типа темперамента по В.М.Русалову.

     Ход выполнения работы: Испытуемым раздаются текст опросника и бланк ответов, где указываются ФИО, класс и возраст учащихся. Далее экспериментатор объясняет правила диагностики:

  • Собираясь пройти тестирование, не читайте весь тест;
  • Отвечайте на вопросы быстро. В тестах нет «правильных» и «неправильных» вопросов и ответов;
  • Будьте совершенно искренни. Многие тесты содержат вопросы, проверяющие вашу искренность и честность. Если ответы на такие вопросы не соответствуют заданному стандарту, тест признается не корректным, т.е. его данные не считаются достоверными.
 

Текст опросника и бланк ответов см. приложение.

      Обработка данных проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Количество баллорв суммируется по каждой шкале: 

  • Предметная энергичность;
  • Социальная энергичность;
  • Пластичность;
  • Социальная пластичность;
  • Темп или скорость;
  • Социальный темп;
  • Эмоциональность;
  • Социальная эмоциональность;
  • Контрольная шкала.

      Результаты  испытуемых, получивших высокий балл по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.

      Таким образом, по результатам обработки  данных ответов испытуемых можно  определить, какой из типов известных  темпераментов можно присвоить  каждому из учащихся индивидуально.

      После подсчета всех результатов, можно сказать, что 31% учеников 6 «М» класса – это  холерики, 23% - сангвиники, 23% - флегматики и 23% - меланхолики (см. приложение).

   Сангвиник.

   Пример. Валерия П., ученица 6 класса, 13 лет.

   Очень живой, непоседливый подросток. На уроке ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, разговаривает с соседом. Быстрая походка вприпрыжку, быстрый темп речи. Очень впечатлителен и легко увлекается. С увлечением и возбужденно рассказывает о просмотренном фильме, прочитанной книге. Её легко заинтересовать и уроком: она живо откликается на каждый новый факт или новую задачу. Вместе с тем, её интересы и увлечения очень непостоянны и неустойчивы. Увлекшись новым делом, девушка легко охладевает к нему.

   У неё очень живое, подвижное, выразительное лицо. По её лицу легко угадать, каково её настроение, каково её отношение к предмету или человеку. На интересных для неё уроках истории, литературы отмечают то, что она проявляет большую настойчивость, энергию и работоспособность. На «неинтересных» уроках совершенно не слушает учителя, разговаривает с соседями, зевает. Чувства и настроения её очень изменчивы. Получив двойку, она готов расплакаться и с трудом сдерживает себя, Однако не проходит и получаса, как она совершенно забывает о плохой отметке и в перемену бурно и весело носится по коридорам. Несмотря на её живость и непоседливость, её легко дисциплинировать. Легко привыкает к новой обстановке и новым требованиям.

   Повышенная  реактивность у Валерии проявляется в том, что она живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее её внимание, очень впечатлительна. Повышенная активность проявляется в большой настойчивости, энергии, часто тянет руку на уроке, энергично принимается за новое дело. Об уравновешенности активности и реактивности свидетельствует то, что девушку легко дисциплинировать, она может сдержать свои реакции и проявление чувств. Высокий тип реакции проявляется в быстрых движениях, походке вприпрыжку, быстром темпе речи. О высокой пластичности поведения можно судить потому, что Валерия легко привыкает к новой обстановке, к новым людям, быстро переключается с одной работы на другую. Экстравертированность проявляется в большой отзывчивости на непосредственные внешние впечатления. 

   Холерик.

   Пример. Виктория С., ученица 6 класса, 12 лет.

         Выделяется среди  одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко  приходит в состояние крайнего возбуждения  и прерывает рассказ различными восклицаниями, На любой вопрос преподавателя готова отвечать не подумав и потому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя. Объяснение учителя слушает очень сосредоточенно, не отвлекаясь. Так же  сосредоточенно выполняет классную и домашнюю работу. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Очень выразительное лицо. В выполнении общественных поручений, а также в спортивных занятиях проявляет настойчивость. Её интересы и увлечения довольно постоянны и устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях и с большой энергией их преодолевает».

Информация о работе Организация индивидуального подхода с учетом типа темперамента учащихся на уроках иностранного языка