Организация индивидуального подхода с учетом типа темперамента учащихся на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижны, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Содержание

Введение
Глава I. Тип темперамента и деятельность школьника.
I.1. История учений о темпераменте и его типология.
I.2. Связь темперамента с другими характеристиками человека.
I.3. Связь темперамента с учебной деятельностью школьника.
Глава I I. Индивидуальный подход и его организация.
I I.1. Понятие индивидуального подхода.
I I.2. Специфика организации индивидуального подхода.
I I.3. Организация индивидуального подхода с учетом типа темперамента.
Глава I I I. Практическая часть.
I I I.1. Организация эксперимента.
I I I.2. Рекомендации учителю.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

      Методологическое  обоснование и теоретические  положения в трудах Н.К.Крупская и А.С.Макаренко, являются исходными  для дальнейшего развития педагогике проблемы индивидуального подхода  к детям.

      Вскрыв сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что  методы и подходы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

      Проблема  индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития  индивидуального своеобразия личности ребенка.

      Путь  изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей : «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех…» (№10.с.9). При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с  индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.

        В.А.Сухомлинский находил интересные  формы работы для развития  индивидуальности каждого ребенка  при воспитании его эстетических чувств.

      Проблема  индивидуального подхода к детям  не может быть успешно решена без  знаний педагогом психологии. Советские  психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального  подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности : личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей ; в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин ; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.

                Для формирования личности имеют большое значение  особенности высшей нервной деятельности человека : темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.

         Проблема формирования личности включает учение о характере, и советские психологи уделяли большое внимание воспитанию характера.

      Характер  – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Формируется  в процессе его воспитания и обучения,  в  трудовой и общественной деятельности.

         Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать.  При этом следует отметить, что  основными условиями становления  характера являются, с одной стороны,  целенаправленная деятельность, с  другой – единые требования к поведению ребенка как в детском саду и школе, так и в семье.

        Проблеме воспитания навыков  организованного, произвольного                                                                                                                                        поведения уделяли большое внимание советские психологи Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.В.Суровцева, С.Л.Рубинштейн и другие. Особое внимание они обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия.

          Деятельность – важнейшая форма  проявления жизни человека, его  активного отношения к окружающей  действительности. В деятельности  обязательно должна быть поставлена  определенная цель, что придает  действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.

          В активной деятельности развиваются  психические процессы, формируются  умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов. 

      Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива.

      Очень важным условием эффективности индивидуального  подхода является опора на положительный  характер, в свойствах личности ребенка.

      Индивидуальный  подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных  проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех  или иных индивидуальных особенностей ребенка.

      Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.

      Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог  должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.

      В основе индивидуального подхода  лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как  предмет воспитания» писал : «Если  педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (№10.с.13).  
 

I I.2. Специфика организации индивидуального подхода.

В процессе трудового  воспитания. 

      Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с дошкольной ступени - одна из важнейших задач.

      В «Программе воспитания» подчеркивается огромная роль трудового воспитания для всестороннего развития личности. Определенно содержание трудового  воспитания : ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования представления о роли труда в жизни общества.

 В  решении задач трудового воспитания  принцип индивидуального подхода  приобретает особо важное  значение, потому что пробелы в трудовом  воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качествах, интерес к занятиям.

      Правильная  организация трудового воспитания ребенка с самого раннего детства  служит надежной основой для его  дальнейшего развития. В организации  трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают , теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.

      Необходимо  согласовывать  требования  к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.

      Для осуществления индивидуального  подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества.

      Изучение  индивидуальных особенностей детей  в трудовой  деятельности показывает, с одной стороны,  большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего.

        Знание и учет индивидуальных  особенностей детей всей группы  дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда.

        Большое значение для индивидуального  подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к ребенку в детском саду и дома.

      Индивидуальные  проявления в трудовой деятельности  - очень характерные качества, которые  показывают не только отношение ребенка  к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо  - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

      Индивидуальный  подход оказывает положительное  влияние на формирование личности каждого  ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

      Приемы  и методы индивидуального подхода  не являются  специфическими, они  общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

      При проведении индивидуальной работы в  процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться  на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело.

      Работа педагога высококвалифицированная, она требует постоянного повышения педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать детей, надо четко усвоить в полном объеме уровень требований, предъявляемый к воспитанию подрастающего поколения.

      На  всех ступенях системы народного образования необходимо оказывать семье помощь в осуществлении воспитания детей. В работе с родителями педагог должен помочь им научиться познавать своих детей с научной позиций, а не через призму своих суждений, которые далеко не всегда бывают объективными.  

В процессе игровой  деятельности.

        В игре проявляются и через  нее формируются все стороны  психической жизни ребенка. Через  те роли, которые ребенок выполняется  в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются  такие нравственные качества, как скромность, гуманность .

Индивидуальность  ребенка в играх проявляется  в самостоятельном развитии его

замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода  к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх.

      Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений , как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива.

        В процессе проведения дидактических  игр выясняется степень умственного  развития детей, их сообразительность,  смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.

      Осуществляя индивидуальный подход к детям в  игре, воспитатель должен развивать  в них такие нравственные качества как  доброжелательность, стремление  принести пользу игровому коллективу.

      Руководство воспитателей игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого воспитательного  процесса.

      Зная  индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.

      В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет  дидактические игры. Они способствуют расширению представления в окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д.  В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.

Информация о работе Организация индивидуального подхода с учетом типа темперамента учащихся на уроках иностранного языка