Организация детской игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 02:01, контрольная работа

Описание работы

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

Содержание

Введение.
1. Характеристика игры.
2. Формы организации игры.
3. Условия организации игры.
4. Возможности игровой деятельности как развивающего и воспитывающего средства.
5. Особенности планирования игры в разных возрастных группах.
Заключение
Литература
Приложение

Работа содержит 1 файл

игра.docx

— 485.40 Кб (Скачать)

    Усвоение  норм и правил, заключённых, например, в ролях, не происходит стихийно. С  одной стороны, стремление детей  активно действовать в игре нередко  заслоняет от них характерные  черты изображаемых героев, с другой- ребенку иногда бывает трудно без помощи взрослого выделить нравственную сущность человеческой деятельности. Поэтому педагогу необходимо обсуждать качества людей, которых дети изображают в своих играх. Например, до начала игры в «Семью» воспитатель вместе с детьми пытается создать нравственный образ «папы». «Папа» не только работает, но и помогает «маме». Он покупает продукты, моет посуду, играет «детьми». Он заботлив и ласков. В процессе игры дети стремятся воплотить эти черты в своём поведении. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?). Например, Денису расхотелось подвозить панели для строительства школы, вот быть крановщиком – другое дело. Но крановщик – Алеша, а если он, Денис, выйдет из игры, то она нарушится. Как быть?

    Подобные  нравственные коллизии часто возникают  и в играх с правилами: «ловишка» дотронулся до убегающего от него Саши, но никто не заметил. Как поступить: продолжать бегать или сесть на скамейку, где собрались другие «пойманные» водящим дети?

    В играх развиваются творческие способности  ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при  создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Перед педагогом  стоит задача - стимулировать творческую активность детей в игре. Этому  способствует развёртывание игры с  включением в неё различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а  также соединение сказочных и  реальных персонажей (например, воспитатель  детского сада и милиционер, пожарник и баба-яга, Буратино и врач). Включение  в общий сюжет таких ролей  активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать  новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным  совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей.

      Важное место отводится игре  как средству патриотического  воспитания дошкольников. В дошкольном  возрасте складываются начала  действенного в полном смысле  этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то , что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Игра способствует воспитанию нравственных чувств старших дошкольников, так как она обеспечивает такие переживания, которые в жизни ребенку ещё недоступны. В игре дети переживают чувство гордости от сознания хороших поступков, совершённых во имя других людей, любовь к Родине и стремление  защитить её от врагов, готовность на подвиг во имя её и так далее, то есть то, что характеризует патриотические чувства нравственно зрелой личности. Игровые переживания детей всегда искренни, они не бывают равнодушными к тому, что изображают. Возникшие переживания входят в эмоциональный опыт ребенка, оказывают влияние на его реальное поведение. Таким образом, в игре заложены большие потенциальные возможности патриотического воспитания дошкольников. Формированию интереса к игре, стремлению детей отразить полученные знания в этом виде деятельности способствуют занятия, проводимые в игровой форме. Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.

    5. Особенности планирования игры в разных возрастных группах.

    Подбор  и планирование игр зависит от возрастной группы: общего уровня развития, их умений,  времени года, особенностей режима, места проведения, интересов  детей.

    Для лучшего понимания сюжета проводится предварительная работа: чтение художественной литературы, наблюдения в природе, повадки  животных, деятельностью людей различных  профессий. Подготавливаются атрибуты вместе с детьми или в их присутствии.

    Особенности планирования игровой деятельности в разных возрастных группах напрямую зависит от ее содержания. В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем - главным содержанием игры являются отношения между людьми, это возраст максимального расцвета ролевой игры. Здесь действия выполняются уже не ради действий, но как способы регулирования социально-ролевых отношении с другим или другими. Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни.

    В старшем дошкольном возрасте главным  содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

    Рекомендации  для воспитателей по планированию игровой деятельности в младшей группе.

    При выборе игр воспитатель должен учитывать  индивидуальные особенности каждого  ребенка, игры должны предоставлять  каждому ребёнку возможность  реализовать свои потребности и  интересы.

    Игры  должны помогать детям адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

    Игры  должны формировать  умения детей  принимать и словесно обозначать игровую роль.

    Формировать у детей умения, необходимые для  сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».

    Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь  семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.

    Подводить ребёнка к пониманию той или  мной роли (он сам в игре может  быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).

    Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка  градусник ит.д.).

    Включать  в игру по любой тематике эпизоды  «телефонных разговоров», различных  персонажей для активизации ролевого диалога.

    Поощрять  стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.

    Играя с детьми, занимать позицию равного  заинтересованного партнёра.

    Вызывать  у ребёнка ощущение эмоциональной  общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

    Проводятся  в разное время дня. Утром - индивидуальные или мало групповые игры спокойного характера. После занятий, во время прогулки воспитатель побуждает разнообразную двигательную деятельность детей, проводит сюжетные игры с правилами и игровые упражнения.

    Сюжеты  игр в связи с расширением  кругозора и опыта детей становятся более разнообразными. Основным содержанием  продолжает оставаться воспроизведение  действий животных, птиц, движение транспорта различных видов, предметной деятельности людей.

    Игры  с детьми младшего возраста организуются в первую половину дня: подвижные – во время прогулок, сюжетные в тематических зонах группы, дидактические во время занятий. Дидактическая игра – главный метод обучения детей данной возрастной группы. Происходит первоначальное накопление знаний и игровых умений. Выбор сюжетной игры происходит в зависимости от темы занятий.

    Планирование игровой деятельности в средней группе.

    Разнообразие  сюжетов игр связано с растущими  представлениями и знаниями детей  о широком круге явлений окружающей жизни. Активность детей в играх во многом обусловлена запасом навыков и умений, стремлению совместно выполнить движения, проявляя выдержку, ловкость, сообразительность.

    Воспитатель постоянно использует разнообразную  тематику детской игры по мотивам  известных сказочных и литературных сюжетов.  Обеспечивает условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние детей. Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль. Воспитатель должен поощрять самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.

    Программные требования к планированию игровой деятельности:

    Учить развёртывать совместную игру небольших  подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.

    Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для  развёртывания интересного сюжета.

    Развивать у детей интерес к игре, воспитывать  умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

    Использовать  минимальное количество игрушек, чтобы  манипуляции с ними не отвлекали  внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

    Формировать у детей новые, более сложные  способы построения ролевой игры.

    Планирование игровой деятельности с детьми старшего возраста

    (старшие,  подготовительные группы).

    Содержание  подвижных игр более усложняется  в связи с расширением кругозора  детей. В них включаются новые  сюжеты и образы, которые знакомы  детям из книг, рассказов воспитателя  и родителей, кинофильмов. В некоторых  играх отражаются действия и взаимодействия людей разных профессий («Пожарные  на учении», «Охотники и зайцы»).

    Большое место в старших группах начинают занимать бессюжетные игры типа «Ловишки», а так же игры с элементами соревнований («Кто скорее до флажка», «Попади в обруч» и т. п.). Сначала имеет место индивидуальное соревнование, а потом и коллективное.

    Программные требования к планированию игровой деятельности:

    Стимулировать детей к использованию выразительных  средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.

    Обеспечить  условия для игровой деятельности детей.

    Дать  возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его  интересам.

    Воспитатель поощряет детскую инициативу.

    Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно  с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого  смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в  новом направлении).

    Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.

    Поощрять  стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.

    Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные  сюжеты игры, согласовывать замыслы  с партнёрами, придумывать новые  правила и соблюдать их в процессе игры.

    Способствовать  укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.

    Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.

    Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).

    Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания  разнообразных сюжетов, для включения  в согласованную со сверстниками игру.

    Совершенствовать  умение детей регулировать поведение  на основе игровых правил.

    Воспитатель постепенно формирует у детей  умение творчески комбинировать  разнообразные события, создавая новый  сюжет игры.

    Воспитатель поддерживает интерес детей к  свободной игре-импровизации по мотивам  сказок, литературных произведений, предлагая  разные формы: драматизация по ролям, кукольный  театр, участвует вместе с детьми.

    Воспитатель организует с небольшими подгруппами  детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым  сюжетам в виде короткого спектакля  для младших детей или сверстников.

    Заключение.

    Подводя итог изложенного, можно сделать следующие выводы.

    Одной из причин использования игры в качестве важнейшего средства воспитания и обучения детей, является то, что игра это  потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее.

    Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них  – труд,  игра для них - серьезная  форма воспитания.

    В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность  в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет  являться средством воспитания и  обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь  детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. 

Информация о работе Организация детской игры