Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 02:01, контрольная работа
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
Введение.
1. Характеристика игры.
2. Формы организации игры.
3. Условия организации игры.
4. Возможности игровой деятельности как развивающего и воспитывающего средства.
5. Особенности планирования игры в разных возрастных группах.
Заключение
Литература
Приложение
Усвоение норм и правил, заключённых, например, в ролях, не происходит стихийно. С одной стороны, стремление детей активно действовать в игре нередко заслоняет от них характерные черты изображаемых героев, с другой- ребенку иногда бывает трудно без помощи взрослого выделить нравственную сущность человеческой деятельности. Поэтому педагогу необходимо обсуждать качества людей, которых дети изображают в своих играх. Например, до начала игры в «Семью» воспитатель вместе с детьми пытается создать нравственный образ «папы». «Папа» не только работает, но и помогает «маме». Он покупает продукты, моет посуду, играет «детьми». Он заботлив и ласков. В процессе игры дети стремятся воплотить эти черты в своём поведении. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?). Например, Денису расхотелось подвозить панели для строительства школы, вот быть крановщиком – другое дело. Но крановщик – Алеша, а если он, Денис, выйдет из игры, то она нарушится. Как быть?
Подобные нравственные коллизии часто возникают и в играх с правилами: «ловишка» дотронулся до убегающего от него Саши, но никто не заметил. Как поступить: продолжать бегать или сесть на скамейку, где собрались другие «пойманные» водящим дети?
В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Перед педагогом стоит задача - стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развёртывание игры с включением в неё различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей (например, воспитатель детского сада и милиционер, пожарник и баба-яга, Буратино и врач). Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей.
Важное место отводится игре
как средству патриотического
воспитания дошкольников. В дошкольном
возрасте складываются начала
действенного в полном смысле
этого слова отношения к
5. Особенности планирования игры в разных возрастных группах.
Подбор и планирование игр зависит от возрастной группы: общего уровня развития, их умений, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей.
Для лучшего понимания сюжета проводится предварительная работа: чтение художественной литературы, наблюдения в природе, повадки животных, деятельностью людей различных профессий. Подготавливаются атрибуты вместе с детьми или в их присутствии.
Особенности планирования игровой деятельности в разных возрастных группах напрямую зависит от ее содержания. В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем - главным содержанием игры являются отношения между людьми, это возраст максимального расцвета ролевой игры. Здесь действия выполняются уже не ради действий, но как способы регулирования социально-ролевых отношении с другим или другими. Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни.
В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.
Рекомендации для воспитателей по планированию игровой деятельности в младшей группе.
При выборе игр воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, игры должны предоставлять каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
Игры должны помогать детям адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
Игры должны формировать умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).
Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).
Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.
Проводятся в разное время дня. Утром - индивидуальные или мало групповые игры спокойного характера. После занятий, во время прогулки воспитатель побуждает разнообразную двигательную деятельность детей, проводит сюжетные игры с правилами и игровые упражнения.
Сюжеты
игр в связи с расширением
кругозора и опыта детей
Игры с детьми младшего возраста организуются в первую половину дня: подвижные – во время прогулок, сюжетные в тематических зонах группы, дидактические во время занятий. Дидактическая игра – главный метод обучения детей данной возрастной группы. Происходит первоначальное накопление знаний и игровых умений. Выбор сюжетной игры происходит в зависимости от темы занятий.
Планирование игровой деятельности в средней группе.
Разнообразие
сюжетов игр связано с
Воспитатель
постоянно использует разнообразную
тематику детской игры по мотивам
известных сказочных и
Программные требования к планированию игровой деятельности:
Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
Учить
детей соотносить свою игровую роль
с множеством других ролей для
развёртывания интересного
Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.
Планирование игровой деятельности с детьми старшего возраста
(старшие, подготовительные группы).
Содержание
подвижных игр более
Большое
место в старших группах
Программные требования к планированию игровой деятельности:
Стимулировать
детей к использованию
Обеспечить
условия для игровой
Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.
Воспитатель поощряет детскую инициативу.
Может
подключиться к игре, принимая на себя
роль, не связанную непосредственно
с сюжетно-смысловым
Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.
Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.
Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.
Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.
Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.
Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.
Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.
Воспитатель
организует с небольшими подгруппами
детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым
сюжетам в виде короткого спектакля
для младших детей или
Заключение.
Подводя итог изложенного, можно сделать следующие выводы.
Одной
из причин использования игры в качестве
важнейшего средства воспитания и обучения
детей, является то, что игра это
потребность растущего детского
организма. В игре развиваются физические
силы ребенка, тверже рука, гибче тело,
вернее глаз, развиваются сообразительность,
находчивость, инициатива. В игре вырабатываются
у ребят организационные
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
В
игре ребенок делает открытия того,
что давно известно взрослому. Потребность
в игре и желание играть у дошкольников
необходимо использовать и направлять
в целях решения определенных
образовательных задач. Игра будет
являться средством воспитания и
обучения, если она будет включаться
в целостный педагогический процесс.
Руководя игрой, организуя жизнь
детей в игре, педагог воздействует
на все стороны развития личности
ребенка: на чувства, на сознание, на волю
и на поведение в целом.