Организация детской игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 02:01, контрольная работа

Описание работы

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

Содержание

Введение.
1. Характеристика игры.
2. Формы организации игры.
3. Условия организации игры.
4. Возможности игровой деятельности как развивающего и воспитывающего средства.
5. Особенности планирования игры в разных возрастных группах.
Заключение
Литература
Приложение

Работа содержит 1 файл

игра.docx

— 485.40 Кб (Скачать)

    В средней и старших группах  такой необходимости нет, т. к. дети в подборе игрушек идут от замысла  игры. Но дети обязательно должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок.

    В старших группах игрушки могут  быть скомплектованы по темам (например, для игры в больницу, почту, путешествие, космонавтов и т. д.). Наличие таких  готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет  детям быстрее развернуть игру, подобрать  дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно с детьми по мере развития игры, а не даваться детям только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем могут  изготавливать сами игрушки-самоделки.

    Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать  интересы детей, их любимые игры, полноту  и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т. д. Наблюдая за играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности и самоорганизации детей в игре, их умение договориться, создать игровую обстановку, справедливо разрешить возникающие конфликты и т. д.

    В отечественной дошкольной педагогике вопросом руководства детскими играми занимались Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, В. П. Залогина, Н. Я. Михайленко и др. Они считали, что используемые воспитателями приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.

    Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д., т. е. без  непосредственного вмешательства  в игру. Это сохраняет самостоятельность  детей в процессе игры.

    Одним из приемов такого косвенного воздействия  на игры детей является внесение игрушек  и создание игровой обстановки еще  до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес  у детей к новой теме игры или  обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей.

    Прямые  приемы руководства (ролевое участие  в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) дают возможность целенаправленно  влиять на содержание игры, взаимоотношения  детей в игре, поведение играющих и т, д. Но нужно не забывать, что  основное условие использования  этих приемов — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре. От педагога требуется умение вовлекать в игру детей с низким социометрическим статусом, предлагая им яркие игровые роли, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей.

    Для закрепления положительных моментов, для более глубокого понимания  и усвоения каких- либо качеств, действий, приобретённых во время игры, взрослый должен учить детей обсуждать  игру и оценивать ее.

    Руководство игрой не должно сводиться чисто  к косвенным либо прямым методам. Необходимо создать такие оптимальные  условия, которые способствовали бы достижению более эффективного развития детской игровой деятельностью:

  1. В групповом коллективе необходимо создать благоприятный эмоциональный фон (воспитатель должен доброжелательно относиться ко всем детям, поощрять чуткое отношение детей друг к другу, пресекать враждебность, агрессию, грубость в коллективе)
  2. Необходимо установить доверительные, дружелюбные отношения между воспитателем и воспитанниками (только при таком условии можно говорить об эффективном педагогическом процессе).
  3. В процессе воспитания необходимо уделять основное внимание положительным, а не отрицательным качествам ребёнка (больше внимания акцентировать на положительных моментах в жизни детей, озвучивать положительные проявления характера).
  4. Уважать индивидуальность в каждом ребенке (дать возможность детям проявить самость, своеобразие черт характера; очень серьезный момент в воспитательской работе – не спугнуть попытку ребенка где- то себя проявить, в чем- то себя попробовать).
  5. Показывать детям, что вы цените их работу, даже если это просто попытка (из попыток складываются действия).
  6. Не критиковать и не гасить энтузиазм детей (критика убивает любое желание, любую попытку; критику убрать из педагогического процесса).
  7. Помогать детям справляется с трудностями, чтобы они их не угнетали (накопление затруднений создаёт чувство бессилия, которое занижает самооценку ребенка).
  8. Поддерживать детей в их начинаниях (главное – создать уверенность в том, что ребёнок справится с поставленной перед ним задачей, дать стимул к выполнению этой задачи).

    Когда дети будут чувствовать к себе уважение, заинтересованность, любовь, психологическую помощь со стороны  педагога, когда они почувствуют  к педагогу доверие, когда у них  произойдёт внутреннее принятие педагога как старшего товарища, авторитетного  взрослого, одним словом “своего”, только тогда можно говорить об эффективном  руководстве со стороны данного  воспитателя.

    Помимо  всего прочего, необходимо обратить внимание на материальное оснащение  игровых зон, которое бы стимулировало  и побуждало детей к игровой  деятельности. «Главный принцип –  непременная связь знаний полученных детьми, с содержанием игровой  среды», то есть правильная ее организация. Необходимо продумать разумное сочетание игрушек, ролевых атрибутов, предметов – заместителей с теми знаниями, которые дети уже получили и внести такие атрибуты, которые бы стимулировали познавательную активность детей, возбуждали их воображение, побуждали бы к возникновении игровой ситуации. «Предметы -заместители необходимы для развития игры в любом возрасте». Детям необходимо предоставить достаточное количество времени на проведение игровой деятельности. «Важным условием развития игровой деятельности является не только наличие всех видов игрушек, но и правильное определение времени для игр в режиме дня детского учреждения». Это время до зарядки, на прогулке, после сна, вечернее

    Нельзя  резко сворачивать игру детей, если подошло время для проведения другой деятельности. Если детьми развёрнута большая сюжетно- ролевая игра, целесообразно оставить атрибуты на месте до следующего свободного времени для ее продолжения.

    Еще А.П. Усова писала, что «в играх  детей отражаются их общее развитие и культура».

    Чем больше ребенок уступает в развитии другим детям, тем беднее его игровой  потенциал. Ребёнок не играет не потому что не хочет, а потому, что беден знаниями и опытом. Потому необходимо обращать большое внимание на такую сторону как обогащение детей знаниями об окружающем мире, новым впечатлениям, формированием практического опыта и развитие их индивидуальных способностей. Для этого необходимо уделять большое внимание занятиям по ознакомлению с окружающим миром, где надо давать в достаточной степени для данного возраста материал о природе; явлениях общественной жизни (труд взрослых – раскрывать сущность различных профессий); семейные отношения. Проводить беседы по закреплению пройденного материала, различные праздники, которые обогащают опыт детей. 

    4.Возможности игровой деятельности как развивающего и воспитывающего средства.

    В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом  деятельности, в котором формируется  личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной  с деятельностью воображения, состоит  в том, что у ребенка развиваются  потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к  созиданию нового. Он соединяет в  сюжете игры реальные и вымышленные  явления, наделяет новыми свойствами и  функциями знакомые предметы (кресло-космическая ракета, плюшевый пингвинчик – отважный путешественник).

    В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное  значение, то есть игра влияет на различные стороны развития дошкольника.

    Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться  произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются  лучше и запоминают больше, чем  в условиях занятий. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить  и припомнить) выделяется для ребенка  раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка  сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая  игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает  ребенка к целенаправленному  сосредоточению и запоминанию.

    Игровая ситуация и действия в ней оказывают  постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного  возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое  название и действует с ним  в соответствии с названием. Предмет-заместитель  становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями  ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

    В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка  в сюжетно-ролевой игре ложится  в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее  поведение и в зависимости  от этого строить свое собственное  поведение.

    Влияние игры на развитие личности ребенка  заключается также в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

    Внутри  игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая  позднее становится ведущей деятельностью.

    Очень большое влияние игра оказывает  на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного  в нее ребенка определенного  уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в  тягость им. Необходимость объясниться  со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

    Игра  как ведущая деятельность имеет  особое значение для развития рефлексивного  мышления. Рефлексия - это способность  человека анализировать свои собственные  действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.

      Взяв  какую-то роль (врача, шофера), ребенок  не просто примеряет к себе профессию  и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникает  в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную  личность. Игра оказывает большое  влияние на воспитание у детей  положительных качеств и формирование характера (например, в таких играх, как «Детский сад», «Больница», «День  рождения» у детей воспитывается  скромность, честность, смелость, инициатива, желание помогать другим людям).

    Многочисленные  исследования свидетельствуют о  том, что при тактичном, педагогически  целесообразном руководстве игра содействует  обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочнению его интересов, развитию речи. Прежде всего , этому содействуют дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Назови слово» и т. п.

    Велико  значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Нравственное воспитание в игре связано с её содержанием, то есть с теми событиями из окружающей действительности, которые дети отображают в своей игровой деятельности. С помощью сюжета дети могут усваивать различные типы взаимоотношений и некоторые нормы социального поведения. Однако в тех случаях, когда дети  ориентированы на выполнение игровых действий( взвешивание товара, отсчитывание денег, стирка белья , приготовление обеда) и не проявляют интереса к человеческим отношениям, нравственное воспитание в игре не осуществляется.

Информация о работе Организация детской игры