Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа
Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль системы методической работы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный уровень ее организации в учреждении образования становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать организацию системы методической работы как нечто первостепенное.
Цель исследования – выявление проблем в организации системы методической работы в учреждении образования.
Введение 3
1.Теоретические аспекты методической работы 5
2. Методологические основания методической работы 12
3. Содержание структурных компонентов системы методической работы 23
Заключение 25
Список использованных источников 27
Таким образом, использование разнообразных форм методической работы дает возможность укрепить профессиональный статус педагога, обеспечить стимулирование его творческого роста, совершенствовать профессиональную компетентность, развивать педагогический потенциал.
Для эффективной деятельности системы методической работы необходимо соответствующее ресурсное обеспечение. Выделим ряд ресурсов, влияющих на систему методической работы в учреждении образования: кадровые, информационно-технологические, финансово-правовые.
Кадровые ресурсы рассматриваются как совокупность трудовых, интеллектуальных, творческих, менеджерских способностей и нравственных качеств специалистов, рациональное использование и развитие которых обеспечивает эффективность системы методической работы. [8].
Неотъемлемой частью ресурсного обеспечения является информация. Информационные ресурсы – необходимое звено всей системы методической работы, так как без должного информационного обеспечения не могут качественно решаться поставленные перед коллективом задачи.
Финансово-правовое обеспечение методической работы состоит, с одной стороны, в более глубоком изучении законодательных нормативных правовых актов в сфере образования, с другой – в создании локального правового поля. [6 с. 114].
Последним компонентом методической деятельности является ее результат, которым должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, где каждый педагог образовательного учреждения является профессионально компетентной и творчески активной личностью. Оптимальность системы методической работы можно определить по реальным показателям конечного результата.
Общими критериями являются:
- критерий результативности достигается, если уровни развития детей за отведенное время соответствуют оптимальному уровню, или приближаются к нему без перегрузки воспитанников;
- критерий
рациональных затрат времени,
экономичности рациональных
- критерий
роста удовлетворенности
Истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий. Соответствие результата правильно выбранной цели, достигнутое в максимально короткий срок и с минимальными затратами сил - это и есть главный итог эффективности системы методической работы. [16, с. 27].
Таким образом, мы приходим к выводу, что методическая работа как система характеризуется, прежде всего, наличием совокупности компонентов. Каждый компонент представляет собой минимальную единицу и выполняет только одному ему присущую функцию, которая может быть реализована при условии взаимосвязи с другими компонентами. Организация системы методической работы должна играть ведущую роль в процессе развития профессиональной компетентности педагога, что в свою очередь приведет к оптимизации результата деятельности всего образовательного учреждения и качества содержания образования в целом.
Опираясь на мнения разных авторов и изучение практического опыта, следует отметить, что современный уровень организации методической работы в учреждениях образования недостаточно высок.
Одним из важных недостатков современной организации методической работы в образовательном учреждении является ее неконкретность, не системность, направленность не на решение определенных проблем дошкольного учреждения, а на стремление соответствовать заранее данным формам (ее формальность) [9, 82]. Отсюда, к проблемам в организации системы методической работы можно отнести следующие:
- отсутствие систематизации структурных компонентов методической работы в учреждении образования;
- разработка задач методической работы без указания конкретных желаемых результатов;
- определение целей и задач методической работы происходит в отрыве от состояния образовательной ситуации в учреждении образования в частности и системы образования в целом;
- бессистемность в определении содержания методической работы, т.е., педагогические проблемы, над которыми работают педагогические коллективы, выбираются случайно, без должного обоснования, анализа и учета методической темы;
- при планировании содержания методической работы не учитывается начальный уровень профессиональной подготовки педагогов;
- использование однообразных форм организации методической работы без учета индивидуальных особенностей и возможностей педагогов, без опоры на заявленную методическую тему;
- оценка эффективности
методической работы дается не
по конечному результату, а по
количеству проведенных меропри
- конечный результат
методических мероприятий
- недостаточный уровень профессиональной компетентности руководителей в вопросах организации методической работы;
- несостоятельность условий для эффективной организации методической работы;
Сегодня существует проблема низкой эффективности методической работы во многих учреждениях образования. Основная причина – формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования
Подобное состояние методической работы в учреждении образования обусловлено ее слабой организационной структурой, дефицитом кадров, необоснованностью содержания методической работы, отсутствием четкого распределения обязанностей между руководителем, заместителем заведующего и педагогами.
Из этого следует, что условия организации методической работы в учреждениях образования на современном уровне зачастую не решают основных задач, поставленных государством и конкретно системой образования в вопросах непрерывного повышения профессиональной компетенции педагогов.
Заключение
Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Мы выделили задачи методической работы: управление образовательным процессом, организация повышения квалификации педагогов, обогащение педагогических кадров современными формами и методами обучения.
Анализ литературы, позволил охарактеризовать подходы и принципы организации методической работы. Определили, что системный подход как общеметодический является основополагающим при рассмотрении системы методической работы. Методическая работа основывается на ряде принципов, реализация которых имеет большое теоретическое и практическое значение для педагогического коллектива. Принципы методической работы классифицируются по их содержательной сути и характеру проявления на методологические, педагогические и организационные.
Методическая работа как любая другая система обладает определенными связями и отношениями между компонентами. Способ взаимодействия этих компонентов определяет его структурное построение. Поведение системы, ее развитие, свойства обусловлены не столько поведением ее отдельных компонентов, сколько свойствами структуры. Методическая работа как система обладает интегративными качествами, то есть такими, которыми не обладает ни один из отдельно взятых компонентов.
Мы рассмотрим систему методической работы с точки зрения деятельностного аспекта. Мы установили, что методическая работа в учреждении образования носит системный характер, вычленили компоненты системы методической работы, объяснили их взаимосвязи. Современное состояние методической работы с педагогическими кадрами мы рассмотрели на основании базовых ее компонентов: цели, задач, содержания, результата. Определили, что используемые формы методической работы, методы и приёмы повышения качества работы педагогов должны способствовать развитию их творческого потенциала и повышению профессионального мастерства.
Выявили трудности в организации системы методической работы, которые заключаются в отсутствии систематизации структурных элементов, в формальном подходе к выбору форм и методов работы, к оцениванию результатов по количественному, а не качественному принципу. Определили, что неиспользование хотя бы одного из структурных компонентов системы методической работы, ведет к отклонениям от намеченного пути по достижению прогнозируемого результата.
Из этого следует, что эффективность методической работы в учреждении образования напрямую зависит от целостности ее структуры, обеспеченности взаимодействия и взаимообусловленности всех компонентов системы, определения целей и задач, выбора форм работы.
Список использованных источников