Организационно-педагогические основы системы методической работы в учреждении дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль системы методической работы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный уровень ее организации в учреждении образования становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать организацию системы методической работы как нечто первостепенное.
Цель исследования – выявление проблем в организации системы методической работы в учреждении образования.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты методической работы 5
2. Методологические основания методической работы 12
3. Содержание структурных компонентов системы методической работы 23
Заключение 25
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ИВАЩЕНКО 1 новейш вар.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

б) содержательный аспект дает возможность построить структуру  методической работы из следующих трех взаимосвязанных направлений: методической  подготовки педагогов, научно-теоретической подготовки, психолого - педагогической подготовки педагогов;

 в) управленческий  аспект делает необходимым выделить  в составе методической работы  иные компоненты, а именно: педагогический  анализ, планирование, организацию,  контроль и регулирование обусловленное, вызванное к жизни закономерностями и взаимосвязями развивающейся образовательной системы учреждения образования.

  Мы рассмотрим систему методической работы с точки зрения деятельностного аспекта.

В методической работе образовательного учреждения должны присутствовать такие компоненты, как: цель, задачи, содержание, организационные формы, методы, средства, условия для роста педагогического мастерства каждого педагога и коллектива, а также результаты. Все эти компоненты обеспечивают и функционирование структуры методической работы и, при определенных условиях, ее результативность [2, с. 84].

Любая деятельность, в том числе и методическая, начинается с целеполагания. Цели определяют содержание методической системы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации.

Цель методической работы заключается в росте уровня профессиональной компетентности педагога, педагогического коллектива учреждения,  в повышении уровня воспитательно-образовательной работы и ее конкретных результатов; в изучении деятельности воспитателей - новаторов и обобщении их опыта; в помощи молодым воспитателям в овладении педагогическим мастерством [3, с.6]. При четком определении целей, задач и содержания методической работы, не составит труда подобрать соответствующие формы, осуществления методической работы.

Следующий компонент  методической работы – это содержание. Содержание методической работы формируется на основе разных источников:

– законов Республики Беларусь, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования, определяющих цели и задачи системы дошкольного образования, а значит и методической работы конкретного учреждения образования;

– программ развития образования в регионе, учреждениях, авторских программ, пособий, позволяющих обновлять традиционное содержание методической работы;

– новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методической работы;

– результатов  диагностики и прогнозирования состояния воспитательно-образовательного процесса, уровня развития детей, помогающих определить основное содержание методической работы и самообразования педагогов.

Содержание методической работы предлагается рассматривать с точки зрения основных функций:

1) функции методической  работы по отношению к педагогическому коллективу:

совершенствование педагогической деятельности;

обновление  программного обеспечения образовательного процесса;

ознакомление  педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики;

внедрение в  практику учреждения достижения передового педагогического опыта.

2) функции методической  работы по отношению к конкретному  педагогу:

изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем;

организация работы по развитию профессионального роста  педагогов: повышение социально-психологической  культуры; совершенствование специальных  умений и навыков; знакомство с общечеловеческой и национальной культурой. [13, с. 43]

Таким образом, содержание методической работы в образовательном учреждении должно определяться на основании уровня профессиональной компетентности педагогов, основных направлений развития учреждения и образовательной ситуацией в образовании и может быть разработано в соответствии с показателями основных компонентов профессиональной компетентности педагогов.

Достаточно  важным компонентом методической работы являются формы организации методической деятельности в образовательном учреждении.  Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей. Методы методической работы – это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.

Классификация форм достаточно условна, так как их реализация в практической деятельности определяется многими факторами: статусом образовательного учреждения, уровнем его функционирования или развития, стратегией и тактикой деятельности методической службы; особенностями методической темы; профессиональным уровнем педагогов, их личностными качествами; уровнем управленческой культуры администрации; мобильностью и сплоченностью педагогического коллектива; потребностью в профессиональном самовыражении и др.

Все формы можно  представить в виде взаимосвязанных групп. По способу организации подразделяются -  на групповые формы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.); коллективные (совещания, советы, смотры-конкурсы); по степени активности участников -  на активные и пассивные.

Коллективные формы работы предполагают участие в том или ином виде деятельности всех педагогов учреждения, в равной степени заинтересованных в качественном решении обсуждаемых вопросов. Это педсоветы, совещания, смотры-конкурсы и др.

В групповых  формах задействованы микроколлективы, совместная деятельность участников которых строится на основе общности профессиональных идей и интересов. Сюда относятся: методические объединения, консультирование, наставничество.

Индивидуальные  формы  рассчитаны на работу администрации, руководителя  МО с отдельным педагогом. Это индивидуальное консультирование, беседа, анализ занятия и др.

Пассивные формы  методической работы ориентированы  в большой степени на репродуктивность. Часто такие формы работы преобладают  в деятельности не опытных или  начинающих руководителей. Это семинарские занятия, совещания.

Активные формы  стимулируют поиск, творческую исследовательскую  деятельность педагогов. Это круглые  столы, деловые игры, мастер-классы.

Оптимальность выбора форм проведения методических мероприятий обусловлена рядом факторов:

темой и целью  методического мероприятия;

количественным  составом участников;

профессиональным  уровнем участников;

степенью их мотивации;

материально-техническими условиями конкретного учреждения образования.

К наиболее эффективным формам методической работы относятся:

- локальные  (внутри образовательного учреждения): семинары-практикумы, индивидуальные  и групповые консультации; защита  конспектов, занятий и уроков, взаимопосещения,  анализ и самоанализ; творческие отчеты, методические совещания и др.;

- интраактивные  (между образовательными учреждениями  одного района): психолого-педагогические  проблемные семинары; методические  кабинеты, службы, центры; деловые и  ролевые игры; конкурсы педагогов;  неформальные объединения педагогов,  педагогические клубы и др.;

- интерактивные  (межрайонные, городские, областные,  федеральные): теоретические и научно-практические  конференции; педагогические фестивали;  разнообразные выставки (пособий,  дидактических материалов, продуктов  детского творчества); «школы мастерства»; педагогические чтения, курсы повышения квалификации, конкурсы «учитель года» и др.

Все формы методической работы (систематические и эпизодические, коллективные и индивидуальные) организуются и проводятся с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и условий организации деятельности учреждения образования. Для всех этих форм общим является анализ состояния обсуждаемой проблемы. [15 с.12].

Рассмотрим  формы методической работы, наиболее часто используемые в педагогических коллективах.

Педагогический  совет является одной из форм методической работы в учреждении образования.

Педагогический совет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения: обсуждение вопросов деятельности учебного заведения, связанных с учебно-воспитательным процессом; анализ качества знаний и умений учащихся; обсуждение состояния и результатов методической работы в учебном заведении и т.п. [17, с.54].

Консультирование. Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Семинары  и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми; выделить их из массовой практики. Передовой опыт - самая быстрая, оперативная форма, разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания. Таким образом, планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта.

В настоящее  время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели. [23 с. 97].

 «Круглый стол» - Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели. [3].

Творческие  микрогруппы возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы. Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. [17 с. 112].

При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей.

Самообразование выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения. [19, с. 33].

Практика показала, что конечный результат любого, методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения в активную работу. Выбор методов для каждого мероприятия должен определяться его целями и задачами, особенностями содержания, контингентом педагогов, конкретным состоянием образовательно – воспитательного процесса. [20, с.18]. Некоторые ниже описанные методы в совокупности со стандартными методами организациями методической работы позволят,  подбирая конкретные ситуации воспитательного процесса с учетом постепенного усложнения добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей.

- Ситуации – упражнения нужно  решать проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить  таблицу усвоения детьми раздела программы и др).

- Диалог, дискуссия, стали подлинной  приметой нашего времени. Дискуссия  – рассмотрение, исследование, обсуждение  спорного вопроса, проблемы. Это  методы обсуждения, при которых необходимо прийти к общим позициям.

- Обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно будет его поручить. Лучше давать обучающий элемент из опыта работы.

- Метод имитации рабочего дня  воспитателя. Педагогом дается  характеристика возрастной группы детей, формируются цель и задачи, которые надо решить и предлагается смоделировать свой рабочий день.

- Решение педагогических кроссвордов  и перфокарт помогает уточнить  знания воспитателей по конкретной  теме, развивает их кругозор, а  значит, влияет на качество работы с детьми.

- Работа с инструктивно –  директивными документами. Воспитателям  заранее предлагается познакомиться  с тем или иным документом, применить его к своей работе, и выделить одно из направлений,  продумать план работы, по устранению своих недостатков.

- Анализ детских высказываний, поведения, творчества.

- Метод игрового моделирования  повышает интерес, вызывает высокую  активность, совершенствует умения  в разрешении реальных педагогических  проблем.

Информация о работе Организационно-педагогические основы системы методической работы в учреждении дошкольного образования