Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа
Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль системы методической работы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный уровень ее организации в учреждении образования становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать организацию системы методической работы как нечто первостепенное.
Цель исследования – выявление проблем в организации системы методической работы в учреждении образования.
Введение 3
1.Теоретические аспекты методической работы 5
2. Методологические основания методической работы 12
3. Содержание структурных компонентов системы методической работы 23
Заключение 25
Список использованных источников 27
– определение методов, методических средств и организационных форм взаимодействия педагога и ребенка, наиболее полно отвечающих задачам обучения конкретной образовательной области [9].
Таким образом, классификация функций
методической работы позволяет более
четко увидеть их роль в системе, определить
сущность и характерные черты каждой из
них. Понимание их содержания позволяет
решать как теоретические, так и практические
проблемы системы непрерывного повышения
квалификации – от построения моделей
компетентности педагогических кадров,
разработки индивидуального маршрута
профессионального развития до определения
критериев и анализа профессионального
мастерства и творчества педагогов, критериев
эффективности управления методической
работой в современной школе. Изучение
практического опыта школ Беларуси свидетельствует
о том, что данные функции по-разному в
них востребованы. Степень их востребованности
зависит как от позиции руководителя,
так и от позиции учителя, их профессионального
уровня, запросов и потребностей.
3) формирование инновационной
направленности в деятельности педагогического
коллектива, проявляющейся в систематическом
изучении, обобщении и распространении
передового педагогического опыта, в работе
по внедрению достижений педагогической
науки;
4) обогащение современными и новыми педагогическими технологиями обучения и воспитания;
5) развитие профессиональных компетенций и на этой основе компетентности; [7 с.39].
6) оказание помощи педагогам в их профессиональном развитии на диагностической индивидуализированной и дифференцированной, основах, консультативной помощи в организации педагогического самообразования;
7) организация работы по изучению
новых образовательных программ, вариантов
учебных планов, изменений в образовательных
государственных стандартах;
10) предметно-методическая подготовка
педагогов к работе в условиях профильной
школы (на уровне преподавания профильных
и непрофильных предметов, в профильной
школе) [8 с. 94];
11) проведение исследовательско-
Методическая работа на современном этапе – это не только сопровождающая составляющая деятельности учреждения образования, которая призвана оптимизировать образовательный процесс. Цели ее гораздо шире. Сегодня она представляет собой преобразующее звено, которое призвано переложить на язык практической педагогики положения, теории и схемы экспериментальной методики и, наоборот, образцы эффективного педагогического опыта описать на языке понятий и категорий. [цит. 5 с. 91].
Важно отметить, что в учреждении образования модернизируются подходы в организации методической работы на всех уровнях.
Основные подходы, на которых основывается методическая работа в учреждении образования:
системно-деятельный подход: понимание целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
личностно-ориентированный подход: обеспечение более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов;
дифференцированный подход: учет уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы;
подход свободного самоопределения: свободный выбор каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;
мотивационно-стимулирующий подход: использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
коррекционный подход: своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих;
интегративный подход: организация сотрудничества с другими учреждениями образования;
системный подход как общеметодический является основополагающим при рассмотрении системы методической работы. Данный подход предполагает выделение и анализ всех компонентов системы методической работы в образовательном учреждении, связей между ними, структуры системы, ее функций, происходящих в ней процессов.
Можно также сказать, что системный подход - это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.
Далее рассмотрим основные принципы системного подхода [27] и приведём примеры их отражения в методической работе образовательного учреждения:
целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;
иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня;
структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
такой подход предполагает выделение и анализ всех компонентов системы методической работы в образовательном учреждении, связей между ними, структуры системы, ее функций, происходящих в ней процессов управления и самоуправления.
Методическая работа основывается на ряде принципов, реализация которых имеет большое теоретическое и практическое значение для педагогического коллектива.
Реализация методической работы в учреждениях образования основывается на следующих принципах:
научность – методическая работа учреждения выстраивается не только на основе эффективного педагогического опыта, но и научных идей, положений, закономерностей педагогики и других наук (методологии, психологии, социологии);
непрерывность – процесс образования, личностного роста педагога осуществляется всю жизнь;
антропоцентризм – предполагает восприятие и принятие в совместной деятельности личности педагога во всех ее проявлениях, опору на личностно-ориентированный подход;
системность – предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств методической работы оцениванию ее результатов;
актуализация результатов обучения – предполагает закрепление и непосредственное применение на практике приобретенных педагогом знаний, умений, навыков;
осознанное участие в методической работе – способствует осознанию, осмыслению педагогом всех параметров процесса повышения квалификации и своей профессиональной позиции в общешкольной методической работе;
перспективное моделирование – принцип связан прогнозированием и проектированием успешной профессиональной деятельности педагога, его личностно-профессионального развития;
упреждающий мониторинг – ориентирован на прогнозирование возможных удач и неудач в связи с реализацией тех или иных стратегий образовательной деятельности;
элективность
– способствует предоставлению педагогу
определенной свободы в выборе целей,
содержания, форм, средств, методов, источников,
временных рамок
развитие партнерских отношений – предполагает опору на новую роль общеобразовательного учреждения в образовательной сфере. В методической работе других видах деятельности;
управление методической работой по конечным результатам – способствует осуществлению оценки не количества проведенных мероприятий, а качества проводимой методической работы [10, 93].
К этим принципам имеет смысл добавить и некоторые иные:
принцип деятельности заключается в становлении и развитии профессиональной компетенции педагогов в процессе субъект-субъектного взаимодействия с использованием активных методов обучения;
принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание в дошкольном учреждении доброжелательной атмосферы;
принцип вариативности подразумевает под собой вариативность мышления педагога, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта;
принцип креативности - максимальную ориентацию педагога на творческое начало и приобретение собственного опыта в профессиональной деятельности. [18].
Данные принципы определяют
организационную структуру
Для более глубокого понимания сущности системы методической работы необходимо обратиться к объяснению термина «система». Система — совокупность интегрированных и регулярно взаимодействующих или взаимозависимых элементов, созданная для достижения определенных целей. Элементы взаимосвязаны между собой, оказывают воздействие на остальные составные части системы, сами изменяясь в результате такого взаимодействия.
В свою очередь образовательная система – это определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными свойствами. [19 с. 29].
Методическую работу в современном учреждении образования следует рассматривать как целостную систему взаимосвязанных мер, действий мероприятий, базирующихся на достижении педагогики и смежных наук (философии, методики, психологии, социологии, андрагогики, акмеологии и др.), идеях эффективного педагогического опыта, систему, направленную на повышение квалификации, развитие и совершенствование профессионального мастерства и творчества каждого педагога с целью обеспечения качества образовательного процесса, достижения оптимального уровня образования, развития личности. [8].
В психолого-педагогической литературе выделяются следующие аспекты
методической работы:
а) деятельностный аспект позволяет определить такие ее компоненты, как мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты;