Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель: определить комплекс организационно-экономических условий мотивации труда, способствующих росту личной заинтересованности педагогических работников в повышении производительности и качества своей профессиональной деятельности. Задачи:
раскрыть сущность мотивации как психического явления и механизма управления;
определить комплексный подход к управлению мотивацией персонала;
выявить и проанализировать составляющие организационно-экономических условий трудовой мотивации работников образовательных учреждений с учетом специфики их деятельности;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГОВ 6
1.1. Понятие мотивации и ее сущность …..66
1.2. Управление мотивацией персонала 13
1.3. Общие условия мотивации педагогического труда ….196
1.4. Процесс адаптации педагогических кадров 2322
1.5. Система стимулирования труда педагогов 2928
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ .4241
2.1 Методика исследования мотивационного профиля
педагогического коллектива 42
2.2. Оценка мотивационного профиля педагогического персонала МОУ СОШ № 10, 44, 93. ……….........49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
1.5. Система стимулирования труда педагогов
Мотивация
труда работников считается
важной стороной любой
Рассмотрим, какие
методы стимулирования труда
работников могут быть
В настоящее время обеспечить достойную заработную плату , которая дает возможность не только содержать себя и свою семью, но и удовлетворять многие духовные потребности (покупать литературу, пользоваться компьютером и Интернетом, посещать театры и т.д.) очень сложно в силу несовершенства существующей системы оплаты труда работников образования и отсутствия у директора в большинстве случаев дополнительных ресурсов для их стимулирования в условиях мизерного государственного финансирования.
Однако и в этих условиях администрация детского сада имеет некоторые возможности стимулирования педагогической деятельности:
- увеличение заработной платы с повышением разряда, который присваивается воспитателю по итогам аттестации;
- поощрять лучших работников за счет директорских фондов, образующихся в результате неизрасходованных средств над тарифного фонда и предпринимательской деятельности образовательного учреждения, а также за счет средств от экономии фонда оплаты труда.
Тарифный фонд предназначен на оплату работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отличающихся от нормальных: повышение ставок (окладов) за работу в сельской местности, за работу в учреждениях для детей с отклонениями в развитии или нуждающимся в длительном лечении, доплат за вредные условия труда и т.п. [23].
Над тарифный фонд предназначен для осуществления выплат по установленным надбавкам за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность труда, и другую дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей.
У образовательных учреждений также, помимо над тарифного фонда могут оказаться средства от экономии фонда оплаты труда по смете расходов, например, за счет оплаты больничных листов, которая производится не за счет фонда оплаты труда , а из средств фонда социального страхования. Экономия может образоваться и вследствие вакансий штатных должностей. Данные суммы остаются в распоряжении образовательного учреждения и могут использоваться на выплату стимулирующих доплат и надбавок и премирование преподавателей.
Эти меры
хоть и не решают всей
Каждый работник
должен быть проинформирован
о краткосрочных и
Для того чтобы внешняя по отношению к учителю цель мотивировала педагога, она должна отвечать ряду требований:
- цель должна быть реалистичной,
то есть представлять собой
компромисс между требованиями
руководителя и возможностями
исполнителей. При ее составлении
директору необходимо
- она должна быть понятной для исполнителей;
- цели должны быть доступны
контролю со стороны
- она должна предоставлять
исполнителю достаточную
- необходимо определять
оптимальные временные рамки
осуществления цели, а также их
количество, над достижением которых
одновременно может работать
один педагог. Слишком
Помимо всего
прочего у сотрудников должен
быть свободный доступ к
Работники дошкольного учреждения могут работать эффективно и с интересом, если ему предоставляется самостоятельность и ответственность в пределах его компетенции. Поэтому будет лучше, если все вопросы связанные определением способов достижения, поставленных перед ним целей и задач, он будет решать сам без вмешательства директора за исключением только тех случаев, когда нарушаются законы, устав образовательного учреждения, установленный для всех порядок работы.
Для того
чтобы получить наибольший
Под карьерой
понимают «успешное
- по вертикали,
предполагающее подъем на
- по горизонтали как выполнение определенной служебной роли, расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени. Например, работник может становиться руководителем новых структурных подразделений;
- к центру, то есть
руководству организации:
Однако карьера
может рассматриваться не
Обратная связь
обеспечивает получение
Неадекватность оценки резко снижает мотивацию работника к труду. Для избежания необъективности обратной связи следует заранее выделить конкретные показатели, по которым будет оцениваться работа, а также соответствующие им формы поощрения, и ознакомить с ними сотрудников.
Положительную
роль в поддержке и
Не меньшее значение имеет объявление благодарности сотрудникам, привидение лучших в пример и пропаганда их достижений.
Руководителю следует постоянно демонстрировать и подчеркивать уважение к каждому работнику и вслед за любыми достойными действиями обращаться к похвале. Однако с похвалой нужно обращаться осторожно, чтобы не вызвать обратный эффект. Во избежание этого не рекомендуется:
- хвалить за результаты,
в достижении которых
- слишком часто обращаться к данному методу воздействия, так как это может привести к снижению силы его влияния;
- вслед за похвалой нагружать сотрудника новыми заданиями. Между этими двумя действиями в сознании работника может образоваться связь и при очередном позитивном отзыве о нем, у сотрудника могут возникнуть неприятные ощущения, связанные с ожиданием очередных поручений;
- вслед за похвалой
пускать критику, так как она
снижает приятный эффект
Нередко негативный результат директорской проверки вызывает бурные переживания, неблагоприятно сказывающиеся на последующей работе образовательного учреждения. Чтобы этого не допустить, необходимо корректно излагать результаты проверки, следуя основным принципам применения критики.
У сотрудника может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений. Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать свою деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Удовлетворение потребностей в новых знаниях и умениях возможно с помощью проведения в образовательном учреждении методической работы и обучения педагогов на курсах повышения квалификации в специальных образовательных учреждениях.
Методическая работа –
это деятельность по обучению и развитию
кадров; выявлению, обобщению и распространению
наиболее ценного опыта, а также
созданию собственных методических
разработок для обеспечения
- благодаря активному
участию в ней, учитель
- обучение на рабочем
месте способствует достижению
учителем желаемого
- выполняет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в труде.