Организационно-экономические условия мотивации профессиональной деятельности педагогических кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить комплекс организационно-экономических условий мотивации труда, способствующих росту личной заинтересованности педагогических работников в повышении производительности и качества своей профессиональной деятельности. Задачи:
раскрыть сущность мотивации как психического явления и механизма управления;
определить комплексный подход к управлению мотивацией персонала;
выявить и проанализировать составляющие организационно-экономических условий трудовой мотивации работников образовательных учреждений с учетом специфики их деятельности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГОВ 6
1.1. Понятие мотивации и ее сущность …..66
1.2. Управление мотивацией персонала 13
1.3. Общие условия мотивации педагогического труда ….196
1.4. Процесс адаптации педагогических кадров 2322
1.5. Система стимулирования труда педагогов 2928
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ .4241
2.1 Методика исследования мотивационного профиля
педагогического коллектива 42
2.2. Оценка мотивационного профиля педагогического персонала МОУ СОШ № 10, 44, 93. ……….........49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

Работа содержит 1 файл

ДИССЕРТАЦИЯ 1.docx

— 65.01 Кб (Скачать)

      В зависимости от мотивации труда выделяют различные типы мотивации работников. Тип мотивации отражает преимущественную направленность деятельности человека на удовлетворение определенных групп потребностей, описывая, тем самым, характерное поведение работника в организации. В целом выделяют пять таких типов:

1. Инструментально мотивированный работник ориентирован на чистый заработок, а не на содержание работы. 2. Профессионально мотивированный работник считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. 3. Патриотически мотивированный сотрудник характеризуется тем, что для него необходима движущая идея, в соответствии с которой он будет строить свое трудовое поведение.

4. Хозяйский тип мотивации работника характеризуется стремлением к полной свободе действий и максимальному снижению контроля. 5. Люмпенизированный работник стремиться к минимизации трудовых усилий. Каждый человек представляет собой сочетание всех или некоторых из мотивационных типов в определенной пропорции [54]. Таким образом, каждого работника можно описать мотивационным профилем, показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип.

Мотивация труда является важнейшим фактором, влияющим на отношения  работника к труду, что сказывается  на результативности работы, и благодаря  этому она выступает базисом  трудового потенциала работника, то есть всей совокупности свойств, влияющих на профессиональную деятельность. Однако для оказания наиболее эффективного влияния на отношения сотрудника к труду, необходимо знать общие  методы воздействия на его поведение  и каковы могут быть эффекты (последствия) от их применения.

1.2. Управление мотивацией  персонала

Любой сотрудник, приходя  на новое место работы, хотел бы проявить себя, и полон интереса к своей новой деятельности. Кроме  того, руководство само заинтересованно  в активизации трудовой позиции  своих работников и в повышении  уровня их лояльности.

      Получение  нового места работы, а так  же изменение привычных условий  деятельности стимулирует работника,  вызывает в нем желание проявить  себя с лучшей стороны. Не  получив возможности почувствовать  себя необходимым, самостоятельным  работником, которому доверяют и  которого уважают, он разочаровывается  в своей работе и предупреждает  об этом окружающих через свое  трудовое поведение. Важно не  пропустить данные сигналы, сообщающие о потере интереса к работе у сотрудника, чтобы вовремя среагировать на них и принять эффективные ответные решения. Идеальным результатом последних действия является:

  • удовлетворенность подчиненных содержанием работы, когда они ощущают себя на своем месте и видят полезность своего вклада в общее дело;
  • ощущение каждым членом трудового коллектива внимания и заботы со стороны компании, когда он не только замечает, но и ценит то, что дает ему компания;
  • желание работников долго оставаться сотрудниками данной организации.

     Все это  является составляющими  характеристики  трудового поведения. Для контроля  лояльности важно изучить мотивацию  персонала, так как выявление  и удовлетворение основных мотивов  сотрудников является наилучшим  способом поддержания высокого  уровня лояльности.  Условием  эффективности системы мотивирования  персонала является оптимальное  соединение в ее основе целей  организации и потребностей работников. Организованное построение данной  системы должно осуществляться  в несколько этапов.

     На первом  этапе необходимо определить  подход, в рамках которого в  дальнейшем будет создаваться  система мотивации (с точки  зрения менеджмента). Условно выделяют  четыре подхода к построению  системы мотивации в организациях, обладающие определенными преимуществами  и недостатками:

  1. Индивидуальный подход предполагает четкое определение оснований, за которыми последуют поощрение или наказание, однако форма и размер этих воздействий решается в каждом случае индивидуально, то есть за одни и те же положительные действия работники будут вознаграждены по-разному. Преимуществом данного подхода является возможность учета индивидуальных особенностей работников, структуры их мотивов. Но в то же время существует риск ослабления мотивационного воздействия в силу размытости, нечеткости в представлениях работников взаимосвязи между затрачиваемыми усилиями и получаемым результатом.
  2. Уравнительный подход основан на строгом определении оснований стимулирования, его форм, видов и размеров. Он позволяет устранить основной недостаток предыдущего подхода, но не учитывает индивидуальные особенности работников организации.
  3. Третий подход построен на дифференциации сотрудников по различным категориям. Включение работника в определенную категорию обуславливается различными факторами: занимаемой должностью, квалификацией, стажем работы на предприятии, возрастом. Для каждой категории устанавливаются определенные формы стимулирования со строго определенными видами и размерами стимулов за достижение определенных результатов. Преимущество такого подхода состоит в том, что работники не только видят четкую взаимосвязь между затрачиваемыми усилиями и получаемым результатом, но и стремятся показать наиболее положительные и значимые результаты в работе.
  4. Комбинированный подход представляет собой сочетание индивидуального и уравнительного подходов. Здесь для каждого основания стимулирования определяется набор альтернативных форм поощрения или наказания. Он позволяет сгладить недостатки предыдущих подходов.

     На втором  этапе происходит построение  системы мотивации персонала  конкретного предприятия с учетом  выбранного подхода. Он включает  в себя следующие действия:

-  проведение исследований  с целью определения доминирующих  мотивов к труду у работников;

-  выявление степени  влияния мотивационных и стимулирующих  факторов на их трудовую активность  и приоритетных направлений их  стимулирования;

-  закрепление форм  стимулирования за конкретными  основаниями их действия  и  определение размеров поощрений  для конкретных случаев;

-  утверждение положения  о мотивировании подчиненных;

-  проведение разъяснительных  работ с персоналом о принципах  и порядке действия разработанной  системы.

     Разрабатываемая  система мотивации должна давать  возможность для осуществления  ее на трех взаимосвязанных  уровнях: личностном, групповом и  организационном. 

     На личностном  уровне осуществляется долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное и  сиюминутное мотивирование каждого  сотрудника. На каждом уровне  большое значение имеет ситуационный  фактор, то есть применение одних  и тех же методов к мотивации  работника в различных условиях  приводит к различным результатам.  На групповом уровне осуществляется  мотивация эффективной групповой  работы. Она сводится к:

-  созданию условий  для эффективной групповой работы: ясность задания, обеспеченность  необходимыми ресурсами, сложившийся  баланс ролей членов группы;

-  определению четких  критериев оценки вклада каждого  члена группы, и развитию персональной  ответственности за результат;

-  разработке особых  стимулов, побуждающих оказывать  другим членам группы помощь  и поддержку;

-  содействию установления  отношений сплоченности и сотрудничества  между членами группы.

     На организационном  уровне актуальны проблемы долгосрочной  и среднесрочной мотивации привлечения  и удержания персонала, а также  его эффективного труда. Мотивирование  на данном уровне предполагает:

-  объединение всех  категорий сотрудников на основе  единства интересов;

-  поддержание ценности  материальных и нематериальных  стимулов;

-  изменение форм, способов  и режимов стимулирования;

-  поддержание баланса  полномочий и ответственности  работников при выполнении ими  должностных обязанностей [126].

     После разработки  схемы мотивации следует этап  ее реализации. Для эффективного  применения созданной системы  необходимо осуществлять ее в  соответствии со следующими требованиями:

  1. меры стимулирования следует использовать при возникновении основания к их применению;
  2. комплексность стимулирования подразумевает единство моральных и материальных, индивидуальных и коллективных стимулов;
  3. дифференцированность стимулирования предполагает использование разных стимулов по отношению к разным группам работников и отдельным работникам;
  4. справедливость означает соответствие вознаграждения трудовому вкладу;
  5. информированность – осведомленность работников о порядке и условиях действия стимулирования;
  6. гибкость: регулярный пересмотр существующих условий стимулирования в соответствии с изменением различных условий труда;
  7. оперативность требует, чтобы поощрение или наказание следовало как можно быстрее за поступком.

     В целях  максимизации действия стимулов  рекомендуется соблюдать определенные  принципы:

    • доступность означает, что каждый стимул должен быть доступен для всех работников;
    • определенность – четкая обоснованности стимула;
    • ощутимость – применяемый стимул должен оказывать действенное воздействие на поведение сотрудников и быть для них значимым;
    • наглядность – визуальная выразительность стимула;
    • постепенность стимулирования предполагает постепенное, последовательное увеличение размера материального вознаграждения;
    • сочетание стимулов и антистимулов.

     Спроектированная  в соответствии с этими принципами  работа обеспечивает внутреннее  удовлетворение. Это очень мощный  мотивационный фактор.     Четвертым шагом на пути мотивирования  работников является гармоничное  включение созданной схемы в  общую систему управления персоналом. Все элементы системы управления  персоналом должны быть не  только грамотно построены и  эффективно работать, но также  четко регламентированы.

     В последующем  необходимо проводить более или  менее регулярную оценку принятой  системы мотивирования труда  сотрудников организации, связанную  с получением определенной информации.

     Для оценки  системы стимулирования персонала  необходима прежде всего, противоречивая и по-своему отрицательная оценочная информация, которая позволяет намечать и реализовывать меры стратегического, тактического и оперативного характера по их совершенствованию. Причем необходимо помнить, что любая система стимулирования имеет свои пределы влияния на персонал и этим пределом выступает его мотивация (то есть система действующих мотивов). Превращение системы стимулирования в систему мотивации (рассматриваемую как психическое явление) будет знаменовать достижение наивысшего воздействующего эффекта управленческих решений на поведение сотрудников. Огромную роль в достижении обозначенного результата играет полный учет всего многообразия организационно-экономических условий мотивации труда работников организации определяемые спецификой их профессиональной деятельности.

 

 

 

1.3. Общие условия мотивации  педагогического труда

 

 Практически все руководители заинтересованы в выработке у сотрудников желания наиболее эффективным способом решать поставленные перед ними задачи, а также в повышении степени лояльности сотрудников, приверженности к данной организации. Однако еще не все из них пришли к пониманию огромной значимости вопросов, касающихся мотивации персонала в достижении обозначенных выше результатов.

    Кроме того, нередко при разработке мероприятий, призванных оказывать воздействие на мотивацию работников, руководители в основном ограничиваются применением стандартного набора методов стимулирования.

   На мотивацию работника оказывают влияние те условия, в которых он находится в процессе своей трудовой деятельности. И в зависимости от того, какие это условия, будет зависеть и то, какие мотивы, какое отношение к труду и организации сформируется у данного работника под их влиянием.

   Для обеспечения сильной мотивации к труду у сотрудников, нужно, чтобы их трудовую деятельность сопровождали положительные эмоции.

   В целом под условиями мотивации труда понимается комплекс социально-экономических, организационных, психологических, этических условий, форм и методов направленного воздействия на сознание людей, обеспечивающих формирование у них определенного отношения к труду и его результату. Составляющими организационно-экономических условий мотивации труда педагогических кадров являются общие условия труда, система материального и нематериального стимулирования и организация  адаптационного процесса новых сотрудников

Информация о работе Организационно-экономические условия мотивации профессиональной деятельности педагогических кадров