Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель: определить комплекс организационно-экономических условий мотивации труда, способствующих росту личной заинтересованности педагогических работников в повышении производительности и качества своей профессиональной деятельности. Задачи:
раскрыть сущность мотивации как психического явления и механизма управления;
определить комплексный подход к управлению мотивацией персонала;
выявить и проанализировать составляющие организационно-экономических условий трудовой мотивации работников образовательных учреждений с учетом специфики их деятельности;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГОВ 6
1.1. Понятие мотивации и ее сущность …..66
1.2. Управление мотивацией персонала 13
1.3. Общие условия мотивации педагогического труда ….196
1.4. Процесс адаптации педагогических кадров 2322
1.5. Система стимулирования труда педагогов 2928
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ .4241
2.1 Методика исследования мотивационного профиля
педагогического коллектива 42
2.2. Оценка мотивационного профиля педагогического персонала МОУ СОШ № 10, 44, 93. ……….........49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГОВ 6
1.1. Понятие мотивации и ее сущность …..66
1.2. Управление мотивацией персонала 13
1.3. Общие условия мотивации педагогического труда ….196
1.4. Процесс адаптации педагогических кадров 2322
1.5. Система стимулирования труда педагогов 2928
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ .4241
2.1 Методика исследования мотивационного профиля
педагогического коллектива 42
2.2. Оценка мотивационного
профиля педагогического
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………… …73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………………74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………….87
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………………….89
ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………………………………………………….90
ПРИЛОЖЕНИЕ 8………………………………………………………………….92
ПРИЛОЖЕНИЕ 9………………………………………………………………….93
ВВЕДЕНИЕ
В связи с развитием рыночных отношений в сфере образования и переводом многих учебных заведений на принцип самофинансирования все большее значение в эффективности их функционирования принимает такой фактор как мотивация трудовой деятельности работников. Это обусловлено тем, что образовательные учреждения, также как и предприятия, в условиях конкуренции стремятся не просто выжить, но и стать лидерами на соответствующем рынке. А для этого им нужно привлечь на свою сторону как можно больше потребителей услуг, прежде всего, за счет лучшего качества предоставляемых услуг и снижения их стоимости. Успешность реализации данных задач зависит от производительности труда и качества труда работников, а последние - не только от уровня знаний и мастерства каждого учителя и воспитателя, но и от их желания работать продуктивно и эффективно.
Кроме того, вступление России в Болонский процесс с сентября 2003 года, одной из целью которого является формирование единого образовательного пространства, может иметь некоторые отрицательные последствия, прежде всего, для системы отечественного образования. Реализация задачи Болонского соглашения – повышение мобильности студентов и преподавателей создаст угрозу нехватки высококвалифицированных педагогических кадров, в результате перемещения многих из них за границу, где труд их зарубежных коллег ценится гораздо выше.
В связи
с возможностью наступления
Трудовая деятельность
человека стала объектом
Объект исследования: кадровый менеджмент в сфере образования.
Предмет исследования: организационно-экономические условия мотивации профессиональной деятельности педагогических кадров.
Цель: определить комплекс организационно-экономических условий мотивации труда, способствующих росту личной заинтересованности педагогических работников в повышении производительности и качества своей профессиональной деятельности.
Задачи:
Методы исследования: анализ и систематизация научных исследований; синтез нескольких популярных теорий рациональной мотивации; интеграция теоретической информации с практикой; проецирование общих методов стимулирования труда на конкретную деятельность; синтез нескольких методик исследования мотивационных характеристик персонала; обобщение собранной информации.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГОВ
1.1. Понятие мотивации и ее сущность
Эффективное управление мотивацией
работников невозможно без понимания
их мотивов и потребностей и правильного
использования стимулов к труду.
Любая деятельность человека обусловлена
реально существующими
Существует множество
определений понятия «
И в первом, и во втором
случае мотивация выступает
С точки зрения теории менеджмента, мотивация рассматривается как одна из функций управления наряду с планированием, координацией и контролем, и представляет собой «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации» [54].
Такая двойственность в определении
мотивации в психологической
и экономической литературе нередко
создает сложности для
Учитывая все вышеизложенное,
а также цель данной работы мы будем
рассматривать мотивацию, ее механизм
и процесс в рамках психологического
направления как систему
Особое место в теории мотивации занимают понятия «мотив» и «потребность». Данные явления в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, такими как притязания, интересы, ожидания, стимулы, установки, оценки и так далее, образуют сложный механизм мотивации.
Основополагающим звеном механизма является потребность, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Потребности могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни и воспитания. У разных людей потребности выражены по-разному и по силе, и по остроте, и по времени существования.
Потребности стимулируют
поведение человека лишь тогда, когда
они осознаются работниками, принимают
конкретную форму – форму интереса
к определенным видам деятельности,
объектам и предметам. Интерес –
это конкретное выражение осознанных
потребностей [2]. Его специфической
чертой выступает деятельное отношение
к использованию условий
Одна потребность может
создать многообразие
Любая деятельность связана не с одним, а с целой группой мотивов. Мотивы всегда располагаются в определенной иерархии, находятся в соподчинении относительно друг друга, тем самым, составляя мотивационную сферу человека. Мотивационные сферы разных личностей отличаются друг от друга по содержанию (включенным в нее компонентам-мотивам), ее структуре, иерархии, силе и устойчивости мотивов. В общей структуре мотивационной сферы можно выделить следующие группы мотивов: смыслообразующий мотив – ведущий, основной; дополнительные мотивы – мотивы-стимулы; осознаваемые мотивы, не имеющие реальной побудительной силы; бессознательные (неосознаваемые) мотивы, обладающие реальной побудительной силой.
Таким образом, для мотивационной сферы личности характерно множественность, структурность, иерархичность и динамичность. Она постоянно подвергается корректировке под влиянием внешних и внутренних факторов.
Следующими элементами механизма мотивации выступают притязания и ожидания. Притязания представляют собой желаемый уровень удовлетворения потребностей. Ожидания, выступающие в виде предположений о том, что результат деятельности будет иметь определенные последствия, конкретизируют притязания применительно к реальной ситуации и определенному поведению. Основываясь примерно на одинаковых притязаниях, ожидания могут существенно различаться. Например, если организация находится на грани банкротства, ожидания работников значительно ниже, чем в обычное время [85].
Также составляющими механизма являются установки, отражающие предрасположенность, готовность человека к тем или иным действиям в конкретной ситуации и оценка степени возможного достижения результата или удовлетворения потребностей.
Для того
чтобы понять, каким образом мотивация
влияет на отношение работника
к труду, необходимо
Мотивация труда – это
стремление работника удовлетворить
потребности посредством
Мотивация труда формируются, если:
- в распоряжении
общества (или субъекта управления)
имеется необходимый набор
- для получения этих благ необходимы личные трудовые усилия работника;
- трудовая
деятельность позволяет