Опытно-экспериментальные исследования влияния неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние неблагополучной семьи как фактора формирования агрессивного поведения младшего школьника.
Из проблемы можно выделить гипотезу: характер стиля воспитания в неблагополучной семье способствует формированию агрессивных тенденций в личности ребенка, проявляемых в его поведении.

Содержание

Введение..................................................................................................................2
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы неблагополучной семьи, как фактора формирования агрессивного поведения младшего школьника……………………………………………………………..6
1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе................................................................................................................6
1.2 Особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста...................................................................................................................13
1.3 Влияние неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста.............................................................................17
Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования влияния неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..25
2.1 Организация и методы исследования............................................................25
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….29
Заключение............................................................................................................32
Библиография......................................................

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 66.22 Кб (Скачать)

Время проведения: ноябрь-декабрь 2010г.

Для выявления влияния неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста Шульгой Т.В. были выделены следующие критерии  и показатели:

  • Нарушения воспитательных позиций (Родители с негативными характеристиками: нарушения социализации, усвоение асоциальных норм и правил, родители с ограниченными воспитательными возможностями. педагогически несостоятельная семья; родители «не могут» воспитывать детей - занятость родителей в силу недостаточно высоких заработков одного из них; отношения с детьми строятся на авторитете власти, сокращение сферы совместной деятельности и недостаточность навыков внутрисемейного общения, в том числе ограничение участия детей в домашнем хозяйстве);
  • Нарушения значимых личностных качеств родителей (Родители малограмотные,  они педагогически несостоятельны; возникают трудности применения гибких методов воспитания детей);
  • Нарушения значимых качеств личности детей (Снижение успеваемости детей; отсутствие мотивации к обучению, конфликты с педагогами и родителями, снижение умственной и общей работоспособности, агрессивное поведение по отношению к сверстникам, аутизм. )

На эти критерии и показатели  неблагополучия семьи мы и будим  опираться в дальнейшей части  нашего исследования.

Мы не стали выявлять, какие семьи являются неблагополучными в данном классе Ильинской средней  общеобразовательной школы, а спросили у школьного психолога и социального  педагога какая семья благополучная  и как неблагополучная. Из 50 семей, 14 семей являются неблагополучными. Детей, которые воспитываются в  этих семьях мы стали диагностировать,  с целью выявления агрессивного поведения.

В нашем исследовании использовались три методики: проективная методика «Рисунок несуществующего животного», методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.

Проективный метод является методом «промежуточным» по своему статусу между психологическим  измерением (тестирование) и анализом продуктов деятельности. Процедура  применения любой проективной методики такая же, как и любого другого  психологического теста. Испытуемому  дается инструкция выполнить определенное задание: нарисовать картину, составить  рассказ по рисунку, дополнить предложение. Экспериментатор управляет его  действиями, т.е. ведет беседу, предъявляет  задания в определенной последовательности и т.д. Но, в отличие от традиционного  тестирования, акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации  продуктов деятельности испытуемых.

Методика №1:  Методика “Рисунок несуществующего животного” (Приложение 4)

 Цель: оценить уровень  агрессивного поведения ребенка.

Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в  природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный  белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

На основании анализа  каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

 Шкала оценок результатов:

 • Повышенный уровень  агрессивности - 11-15 баллов

 • Высокий уровень  агрессивности — 7-10 баллов.

 • Средний уровень  агрессивности —4-6 баллов.

 • Слабый уровень  агрессивности —0-3 баллов.

Методика №2 Структурализированное  наблюдение, проводимое воспитателем или учителем (Приложение 3).

   Цель: выявить склонность  к агрессивному поведению у  детей младшего школьного возраста.

   Оборудование: карта  наблюдений, включающая 18 фрагментов  – фиксированных форм поведения,  в данном случае агрессивного (испытатель в течение учебного  занятия в ДОУ наблюдает за  ребёнком и фиксирует результаты  по его окончании).

Инструкция. В ответах  следует лишь проставить «+» (что  означает ДА,

   присутствуют); или  «-» (что означает, НЕТ, отсутствуют).

   Каждый «+» соответствует  1 баллу (ответ « - « соответствует  0 баллов).

   Подсчитывается итоговая  сумма балов, на основании чего  делается вывод об уровне агрессивности  ребёнка (чем больше итоговая  сумма, тем выше уровень агрессивности  ребёнка).

   Шкала оценок результатов:

   • Повышенный уровень  агрессивности - 15 - 18 баллов

   • Высокий уровень  агрессивности - 10 - 14 баллов.

   • Средний уровень  агрессивности - 6 -9 баллов.

   • Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов (Приложение 1, таблица 2).

Таким образом, мы провели  две методики по выявлению проявления агрессивного поведения младших  школьников. Результаты методик были высчитаны с помощью математических методов, которые отражены в следующем  параграфе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов  исследования

Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). По полученным данным мы провели анализ, нами были получены следующие результаты:

Первая методика:

Оценка уровня агрессивности  младших школьников по методике «« Рисунок несуществующего животного»  (Приложение 2, таблица 3).

Итог: слабый уровень у - 5 детей(31%)

Средний уровень - 6 детей(38%)

Высокий уровень - 4 ребёнка (25%)

Повышенный уровень - 1 ребёнок (6%)

Вторая методика:

Оценка уровня агрессивности  младших школьников по методике Лаврентьевой Г.П.:

Итог: 31% детей имеют слабый уровень агрессивности, 37% средний, 25% высокий и 6% повышенный уровень  агрессивности(Приложение5, таблица5)

 По результатам двух  методик можно сказать, что  у младших школьников: 29% детей  имеют слабый уровень агрессивности, 43% средний, 21% высокий и 7% повышенный  уровень агрессивности (таблица  1).

 

   Таблица 1

Результаты методик выявления  проявления агрессивного поведения  младшими школьниками

 

  

Ф.И. ребенка

Первая методика

Вторая методика

Выводы об уровне агрессивности

Саша П.

СР

СР

СР

Арина. Ш

В

В

В

Диана. М  

СЛ

СЛ

СЛ

Алёша. К  

В

В

В

Киррил. П.

СЛ

СЛ

СЛ

Диана. М

СР

СР

СР

Вадик. Щ

СЛ

СЛ

СЛ

Снежана. М

П

П

П

Юля. С    

В

СР

СР

Илья. К   

СЛ

СЛ

СЛ

Инга. Л   

СР

СР

СР

Женя. Щ.  

В

В

В

Катя. К   

СР

СР

СР

Миша П.

В

СР

СР


 

П-повышенный уровень агрессивности

В- Высокий уровень агрессивности

СР- Средний уровень агрессивности

СЛ- Слабый уровень агрессивности

Таким образом по результатам  проведенного исследования можно сделать  вывод, у младших школьников, из 14 детей, в особом внимании нуждаются 5 детей. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

Средний уровень агрессивности  у младших школьников 6 детей: они  отличаются тем, что негативно относятся  к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

Слабый уровень агрессивности  выявлен: у младших школьников 5 детей, такие дети держатся в стороне  от взрослых даже тогда, когда чем-то задеты, или в чём-то подозреваются.

По полученным результатам  можно сказать, что проявление агрессивного поведения у младших школьников выражается в зависимости от взаимоотношений  в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

При проведении данного исследования были решены, поставленные в нем задачи:

  1. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
  2. Выявлены неблагополучные семьи;
  3. Раскрыты причины проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста;
  4. Изучили уровень агрессивности у детей младшего школьного возраста;
  5. Показали влияние неблагополучной семьи на проявления агрессивности у детей.

Исследование проводилось  в 3 этапа. На первом этапе исследования мы выбрали тему по проблеме, проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определили проблему, цель и задачи исследования. На втором этапе исследования была разработана и организованна опытно-экспериментальная работа на базе Ильинской средней общеобразовательной школы, подобрали и обработали исследовательские методы исследования (изучение и анализ психолого-педагогической литературы,  естественный эксперимент, математическая обработка результатов исследования), методики (проективная методика «Рисунок несуществующего животного», методика диагностики агрессивного поведения детей, Лаврентьевой Г.П.)

И наконец, на третьем этапе  мы обобщили результаты исследования. В опытно-экспериментальной работе принимали участия 60 семей Ильинской средней общеобразовательной школы, из них было выявлено 14 неблагополучных семей.

По полученным результатом  методик мы провели анализ и  сделали  следующие выводы:

  • Оценка уровня агрессивности младших школьников по методике «« Рисунок несуществующего животного» (автор Колосова. С.Л)

Итог: слабый уровень у - 5 детей(31%)

Средний уровень - 6 детей(38%)

Высокий уровень - 4 ребёнка (25%)

Повышенный уровень - 1 ребёнок (6%)

  • Оценка уровня агрессивности младших школьников по методике Лаврентьевой Г.П.:

Итог: 31% детей имеют слабый уровень агрессивности, 37% средний, 25% высокий и 6% повышенный уровень  агрессивности(Приложение5, таблица5)

 По результатам двух  методик можно сказать, что  у младших школьников: 29% детей  имеют слабый уровень агрессивности, 43% средний, 21% высокий и 7% повышенный  уровень агрессивности.

Таким образом по результатам  проведенного исследования можно сделать  вывод, у младших школьников, из 14 детей, в особом внимании нуждаются 5 детей. Этим детям присуще такое  поведение: враждебность, гнев; рассказывание  историй, с элементами насилия; на приветствие  отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно  относятся к замечаниям; дерутся.

Средний уровень агрессивности  у младших школьников 6 детей: они  отличаются тем, что негативно относятся  к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

Слабый уровень агрессивности  выявлен: у младших школьников 5 детей, такие дети держатся в стороне  от взрослых даже тогда, когда чем-то задеты, или в чём-то подозреваются.

По полученным результатам  можно сказать, что проявление агрессивного поведения у младших школьников выражается в зависимости от взаимоотношений  в семье.

 

Библиография

  1. Андрюшина, Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2003. - 202 c.
  2. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара ./М.И.Буянова-  М.: Просвещение, 1988- 154с.
  3. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст]/ К.Бютнер . –М.: Педагогика.1991. – 144с
  4. Воробьев, К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания [Текст]// Воспитание школьника. – 2008. - №7. –С.48-55
  5. Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2002.- № 6- С.98
  6. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71.
  7. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568 с.
  8. Колесникова, Г.И. Социология и психология семьи / Г.И. Колесникова, И.А. Кабарухина, В.Н. Мирошниченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 508 с. 
  9. Конт, Р. Сексуальное насилие над детьми // Энциклопедия социальной работы, в 3 т., Т.3, - М.,1994
  10. Корчагина, Ю. Агрессивные дети [Текст]// здоровье детей : прил. к газете Первое сентября. – 2008. – №2. – С. 37- 40
  11. Корытченкова, Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: Дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2000. - 197 c.
  12. Красноперова, Ю.А. Педагогические условия предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей: Дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 2005. - 215 c.
  13. Кухранова, И. Коррекционно – психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением [Текст] // Воспитание школьников. – 2002. - №10. – С. 31-32.
  14. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / Н.М. Платоновой. – СПб: Речь. 2006. – 336с.
  15. Путнева, А. Почему агрессивны наши дети? [Текст]// Начальная школа прил. к газете Первое сентября. – 2008. – №2. – С.. 27 - 31
  16. Раттер, М., Помощь трудным детям: Пер. с англ. / общ. Ред. А.С. Сетваковской; Предисл. О.В. Баженовой и А.Я. Варга – М.: Прогресс, 1987. – 424 с.
  17. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Фмита, 1998. – 96 с.
  18. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – 3-е изд. – М.: Изд.центр «Академия», 2005. – 192с.
  19. Смирнова, Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 17-25.
  20. Соловьева, С.Л. Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - 1995. - №3-4. - С.13-20.
  21. Строганова, Л. Агрессивный ребенок как  с ним быть? [Текст]// Воспитание школьников. – 2007. - №5. – С.58 – 60.
  22. Шульга Т.И., Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие / Т.И. Шульга. – М.: Дрофа, 2005. – 254с.
  23. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. И доп. – Спб.: Речь, 2006. – 352с.
  24. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Серия: "Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу (Вып. 1). Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. – М.: "Фолиум", 1996. – 48 с.
  25. http://dipshop.ru/mod/shop/diplomnaia_rabota_psihologiia_vliianie_semejnyh_otnoshenij_na_formirovanie_agressivnogo_povedeniia_podrostka_v_seme_zavisimogo_ot_alkogolia_2008_68.html
  26. http://www.belreferat.info/work_803.html
  27. http://dipshop.ru/mod/shop/diplomnaia_rabota_psihologiia_vliianie_semejnyh_otnoshenij_na_formirovanie_agressivnogo_povedeniia_podrostka_v_seme_zavisimogo_ot_alkogolia_2008_68.html
  28. http://fromlisa4u.narod.ru/pages/kursovaya.htm
  29. http://kref.ru/infopsikhologijasotsiologija/124114/3.html
  30. http://fromlisa4u.narod.ru/pages/kursovaya.htm

Информация о работе Опытно-экспериментальные исследования влияния неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста