Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние неблагополучной семьи как фактора формирования агрессивного поведения младшего школьника.
Из проблемы можно выделить гипотезу: характер стиля воспитания в неблагополучной семье способствует формированию агрессивных тенденций в личности ребенка, проявляемых в его поведении.
Введение..................................................................................................................2
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы неблагополучной семьи, как фактора формирования агрессивного поведения младшего школьника……………………………………………………………..6
1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе................................................................................................................6
1.2 Особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста...................................................................................................................13
1.3 Влияние неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста.............................................................................17
Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования влияния неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..25
2.1 Организация и методы исследования............................................................25
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….29
Заключение............................................................................................................32
Библиография......................................................
Время проведения: ноябрь-декабрь 2010г.
Для выявления влияния неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста Шульгой Т.В. были выделены следующие критерии и показатели:
На эти критерии и показатели неблагополучия семьи мы и будим опираться в дальнейшей части нашего исследования.
Мы не стали выявлять,
какие семьи являются неблагополучными
в данном классе Ильинской средней
общеобразовательной школы, а спросили
у школьного психолога и
В нашем исследовании использовались три методики: проективная методика «Рисунок несуществующего животного», методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.
Проективный метод является
методом «промежуточным» по своему
статусу между психологическим
измерением (тестирование) и анализом
продуктов деятельности. Процедура
применения любой проективной методики
такая же, как и любого другого
психологического теста. Испытуемому
дается инструкция выполнить определенное
задание: нарисовать картину, составить
рассказ по рисунку, дополнить предложение.
Экспериментатор управляет его
действиями, т.е. ведет беседу, предъявляет
задания в определенной последовательности
и т.д. Но, в отличие от традиционного
тестирования, акцент переносится на
процедуру анализа и
Методика №1: Методика “Рисунок несуществующего животного” (Приложение 4)
Цель: оценить уровень
агрессивного поведения
Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”
Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.
На основании анализа
каждого рисунка подсчитывается
итоговая сумма балов и делается
вывод об уровне агрессивности ребёнка
(чем больше итоговая сумма, тем выше
уровень агрессивности ребёнка)
Шкала оценок результатов:
• Повышенный уровень агрессивности - 11-15 баллов
• Высокий уровень агрессивности — 7-10 баллов.
• Средний уровень агрессивности —4-6 баллов.
• Слабый уровень агрессивности —0-3 баллов.
Методика №2 Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем или учителем (Приложение 3).
Цель: выявить склонность
к агрессивному поведению у
детей младшего школьного
Оборудование: карта
наблюдений, включающая 18 фрагментов
– фиксированных форм
Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА,
присутствуют); или «-» (что означает, НЕТ, отсутствуют).
Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ « - « соответствует 0 баллов).
Подсчитывается итоговая
сумма балов, на основании
Шкала оценок результатов:
• Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов
• Высокий уровень агрессивности - 10 - 14 баллов.
• Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.
• Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов (Приложение 1, таблица 2).
Таким образом, мы провели
две методики по выявлению проявления
агрессивного поведения младших
школьников. Результаты методик были
высчитаны с помощью
2.2. Анализ результатов исследования
Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). По полученным данным мы провели анализ, нами были получены следующие результаты:
Первая методика:
Оценка уровня агрессивности младших школьников по методике «« Рисунок несуществующего животного» (Приложение 2, таблица 3).
Итог: слабый уровень у - 5 детей(31%)
Средний уровень - 6 детей(38%)
Высокий уровень - 4 ребёнка (25%)
Повышенный уровень - 1 ребёнок (6%)
Вторая методика:
Оценка уровня агрессивности младших школьников по методике Лаврентьевой Г.П.:
Итог: 31% детей имеют слабый уровень агрессивности, 37% средний, 25% высокий и 6% повышенный уровень агрессивности(Приложение5, таблица5)
По результатам двух
методик можно сказать, что
у младших школьников: 29% детей
имеют слабый уровень
Таблица 1
Результаты методик выявления проявления агрессивного поведения младшими школьниками
Ф.И. ребенка |
Первая методика |
Вторая методика |
Выводы об уровне агрессивности |
Саша П. |
СР |
СР |
СР |
Арина. Ш |
В |
В |
В |
Диана. М |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
Алёша. К |
В |
В |
В |
Киррил. П. |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
Диана. М |
СР |
СР |
СР |
Вадик. Щ |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
Снежана. М |
П |
П |
П |
Юля. С |
В |
СР |
СР |
Илья. К |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
Инга. Л |
СР |
СР |
СР |
Женя. Щ. |
В |
В |
В |
Катя. К |
СР |
СР |
СР |
Миша П. |
В |
СР |
СР |
П-повышенный уровень агрессивности
В- Высокий уровень агрессивности
СР- Средний уровень агрессивности
СЛ- Слабый уровень агрессивности
Таким образом по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, у младших школьников, из 14 детей, в особом внимании нуждаются 5 детей. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.
Средний уровень агрессивности у младших школьников 6 детей: они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.
Слабый уровень агрессивности выявлен: у младших школьников 5 детей, такие дети держатся в стороне от взрослых даже тогда, когда чем-то задеты, или в чём-то подозреваются.
По полученным результатам можно сказать, что проявление агрессивного поведения у младших школьников выражается в зависимости от взаимоотношений в семье.
Заключение
При проведении данного исследования были решены, поставленные в нем задачи:
Исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе исследования мы выбрали тему по проблеме, проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определили проблему, цель и задачи исследования. На втором этапе исследования была разработана и организованна опытно-экспериментальная работа на базе Ильинской средней общеобразовательной школы, подобрали и обработали исследовательские методы исследования (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, естественный эксперимент, математическая обработка результатов исследования), методики (проективная методика «Рисунок несуществующего животного», методика диагностики агрессивного поведения детей, Лаврентьевой Г.П.)
И наконец, на третьем этапе мы обобщили результаты исследования. В опытно-экспериментальной работе принимали участия 60 семей Ильинской средней общеобразовательной школы, из них было выявлено 14 неблагополучных семей.
По полученным результатом методик мы провели анализ и сделали следующие выводы:
Итог: слабый уровень у - 5 детей(31%)
Средний уровень - 6 детей(38%)
Высокий уровень - 4 ребёнка (25%)
Повышенный уровень - 1 ребёнок (6%)
Итог: 31% детей имеют слабый уровень агрессивности, 37% средний, 25% высокий и 6% повышенный уровень агрессивности(Приложение5, таблица5)
По результатам двух
методик можно сказать, что
у младших школьников: 29% детей
имеют слабый уровень
Таким образом по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, у младших школьников, из 14 детей, в особом внимании нуждаются 5 детей. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.
Средний уровень агрессивности у младших школьников 6 детей: они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.
Слабый уровень агрессивности выявлен: у младших школьников 5 детей, такие дети держатся в стороне от взрослых даже тогда, когда чем-то задеты, или в чём-то подозреваются.
По полученным результатам можно сказать, что проявление агрессивного поведения у младших школьников выражается в зависимости от взаимоотношений в семье.
Библиография