Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние неблагополучной семьи как фактора формирования агрессивного поведения младшего школьника.
Из проблемы можно выделить гипотезу: характер стиля воспитания в неблагополучной семье способствует формированию агрессивных тенденций в личности ребенка, проявляемых в его поведении.
Введение..................................................................................................................2
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы неблагополучной семьи, как фактора формирования агрессивного поведения младшего школьника……………………………………………………………..6
1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе................................................................................................................6
1.2 Особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста...................................................................................................................13
1.3 Влияние неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста.............................................................................17
Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования влияния неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..25
2.1 Организация и методы исследования............................................................25
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….29
Заключение............................................................................................................32
Библиография......................................................
К ситуативной теории агрессии
относится подход Дж. Долларда. который
рассматривал агрессию как следствие
фрустрации, аверсивной (крайне неприятной)
стимуляции. Дж. Доллард считал, что
фрустрация (помеха, раздражение) всегда
приводит к агрессии, а агрессия
всегда является следствием фрустрации.
Согласно этой теории, у индивида, пережившего
фрустрацию, возникает побуждение к
агрессии. В некоторых случаях
агрессивный позыв встречает
какие-то внешние препятствия или
подавляется страхом наказания.
Однако и в этом случае побуждение
остается и может вести к агрессивным
действиям, хотя при этом они будут
нацелены не на истинного фрустратора,
а на другие объекты, по отношению
к которым агрессивные действия
могут совершаться
1. Силой побуждения к агрессии.
2. Силой факторов, тормозящих данное поведение.
3. Стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором[14].
Кроме того, Н. Е. Миллер полагал, что барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к этому поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом. Таким образом, модель предсказывает, что смещенная агрессия наиболее вероятно будет разряжена на тех мишенях, в отношении которых сила торможения является незначительной, но у которых относительно высокое сходство с фрустратором [14].
Л. Берковиц дополнил теорию фрустрации положением, что фрустрация вызывает гнев, который создает готовность реагировать агрессивно; однако открытая агрессия может не проявиться. Для актуализации агрессии необходимы сигналы (посылы), разрешающие агрессию. Роль посылов к агрессии могут играть провоцирующие реплики, наличие оружия, чрезмерный страх и податливость «жертвы» [14].
Теория социального научения
агрессии А. Бандура постулирует, что
агрессивное поведение
Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:
• негативные — позитивные (деструктивные - конструктивные);
• явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия - скрытая агрессия);
• вербальные - физические (словесное нападение - физическое нападение);
• прямые - косвенные (непосредственно направленные на объект -смещенные на другие объекты);
• враждебные - инструментальные (с целью причинения вреда/боли другому человеку — с иными целями);
• эго-синтонные (принимаемые личностью)- эго-дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью)[ 14].
Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия).
Наиболее распространенными целями агрессивного поведения, не связанного с психическим расстройством, в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть:
• причинение боли жертве, ее страдания;
• месть за перенесенное страдание;
• причинение ущерба;
• доминирование, власть над другим человеком;
• получение материальных благ (например, денег);
• аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;
• самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоуважения);
• защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания; в отстаивание автономии и свободы;
• завоевание авторитета в группе сверстников;
• удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
• привлечение внимания.
Психологическая цель определяется в процессе поведенческого анализа, включающего следующие моменты:
• ситуация, в которой
впервые имело место
• ситуации, в которых
агрессивное поведение
• люди, в присутствии
которых проявляется
• что обычно предшествует агрессивному поведению (каковы запускающие механизмы);
• последующие события (состояние, мысли, действия);
• реакция окружающих;
• что исключает данное поведение (когда и благодаря чему его не бывает);
• отношение к агрессивному поведению самой личности [14].
Итак, агрессивность в психолого-педагогической литературе рассматривается как сильная активность, стремление к самоутверждению, которая характеризуется применением силы или проявляется в словесной форме на действия раздражителя. Агрессия принимает самые разнообразные формы. Такие как: негативные — позитивные; явные и латентные; вербальные - физические; прямые - косвенные; враждебные - инструментальные; эго-синтонные. Младший школьный возраст один из периодов повышенной агрессивности у детей. Причины и особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте смотрите в следующем параграфе.
Особенностям проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста будет посвящен параграф 1.2.
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей
младшего школьного возраста
Характер агрессивного поведения
во многом определяется возрастными
особенностями. Каждый возрастной этап
имеет специфическую ситуацию развития
и выдвигает определенные требования
к личности. Адаптация к возрастным
требованиям нередко
Младший школьный возраст
один из показателей повышенной агрессивности.
Основными причинами проявления
детской агрессивности
- стремление привлечь внимание;
- стремление получить желаемый результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
- семейная ситуация[15].
У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессивности: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая — механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя. Вторая — не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка[14].
И.А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:
1. Социализированная. Дети обычно не имеют психических нарушения, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью.
2. Несоциализированная. Дети обычно страдают каким-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. У подавляющегося большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий («Сейчас придет Ба-Бай и тебя заберет»), до прямых оскорблений и угроз («Ты-уродина», «Ну, и дурак ты!»). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника и т.д.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим[4].
Психологи выделяют четыре типа агрессивных детей:
1. Ребенок, склонный к физической агрессии. При таком виде агрессии ребенок активен, любит риск, стремится к общему признанию. Обладает организаторскими способностями, лидер в коллективе, но одновременно склонен к садизму, у него отсутствует самоконтроль, он импульсивен, для него не существует моральных ограничений. Такой ребенок виден сразу, его агрессия явная, открытая.
2. Ребенок, склонный к проявлению вербальной агрессии. Отмечено, что эти дети психологически неуравновешенны, у них наблюдается повышенная тревожность, неуверенность, обидчивость, нередко депрессивные состояния, отмечается недостаточная работоспособность. Этот тип более закрыт для окружающих, но сколько страданий может принести такой ребенок близким - физическим, но словесным (вербальным) воздействием. От таких детей особенно страдают те, кто имеет физические недостатки, ослабленное здоровье, отличаются робостью, застенчивостью, неуверенностью в себе.
3. Ребенок, склонный к проявлению косвенной агрессии. Эти дети чрезмерно импульсивны, их отличают примитивные влечения, стремление к немедленному удовлетворению своих желаний. С одной стороны, они склонны к риску, с другой - чувствительны, мягки, уступчивы. Очень болезненно реагируют на критику
4. Дети - «негативисты». Этот тип свойственен в основном подросткам, но проявляется в некоторых случаях и в младшем школьном возрасте. Такие ребята все воспринимают в «штыки», критика для них - личная обида[21].
Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:
К наиболее распространенным формам нарушения поведения относятся: вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокости [3].
Для развития личности опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих [10].
Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!» Часто взрослые обращают внимания на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуацию успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах [7].
Таким образом, в младшем
школьном возрасте существует 2 формы
проявления агрессивности: недеструктивная
агрессивность и враждебна
Влияние неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста будет рассмотрено в следующем параграфе.