Опытно-экспериментальные исследования влияния неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние неблагополучной семьи как фактора формирования агрессивного поведения младшего школьника.
Из проблемы можно выделить гипотезу: характер стиля воспитания в неблагополучной семье способствует формированию агрессивных тенденций в личности ребенка, проявляемых в его поведении.

Содержание

Введение..................................................................................................................2
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы неблагополучной семьи, как фактора формирования агрессивного поведения младшего школьника……………………………………………………………..6
1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе................................................................................................................6
1.2 Особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста...................................................................................................................13
1.3 Влияние неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста.............................................................................17
Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования влияния неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..25
2.1 Организация и методы исследования............................................................25
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….29
Заключение............................................................................................................32
Библиография......................................................

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 66.22 Кб (Скачать)

1.3. Влияние неблагополучной  семьи на проявление агрессивности  у детей младшего школьного  возраста

В современном обществе существуют неблагополучные семьи. Под этим мы понимаем такие семьи, члены которых  употребляют наркотики, алкоголь и  совершают противозаконные действия. Конечно, в таких семьях не может  идти речи о полноценном воспитании и развитии детей.

Семья является одним из важнейших институтов социализации. В семье находят отражения  все основные достижения, трудности  и противоречия общественной жизни. Семья является важнейшей средой формирования личности [24].

Неслучайно выяснению  влияния линии воспитания в семье  и школе на агрессивность детей  посвящено множество исследований. Так, Бандура и Уолтере например, на основе опроса и жизненных наблюдений установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся еще агрессивней. Вместе с тем в другом исследовании показано, что дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям, отличаются большой агрессивностью по отношению к товарищам. Причем физические наказания за агрессивное поведение усиливают жестокость, агрессивность детей [17].

Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразны типы и разновидности семейных союзов. И последствия неблагополучных  семейных отношений незамедлительно  сказываются в виде тех или  иных отклонений в их поведении и  личностном развитии детей, в частности  в развитии агрессивности как  черты личности и увеличении агрессивных  проявлений в поведении. Кроме того, зачастую многие родители не обладают знаниями, позволяющими решить ту или  иную конкретную проблему, часто неожиданно возникшую в семейных отношениях [25].

Проблема давно интересует умы ученых и практиков, как в  нашей стране, так и за рубежом. Широко известны подходы к пониманию  природы неблагополучных семей  и их влияние на становление личности ребенка [26].

Эрон и др., проведя  обширное обследование, выявили черты  детей, пользовавшихся репутацией жестоких и озлобленных. Было отмечено, что  такие дети, как правило, имеют  склонность к агрессивности по отношению  к своим детям.

М.И. Буянов считает, что "дети живущие в деспотичных семьях, где царствует лицемерие, пресмыкательство перед сильными... и ложь, почти  всегда обречены на то, чтобы быть в  психологическом отношении рабами, т.е. халуйствовать и пресмыкаться, а когда появится возможность  получить власть, пусть самую незначительную, превратиться еще в более злобных  и жестоких, чем их учителя жизни, деспотов". Таким образом, видно, что дети перенимают отношение взрослых, берут его за эталон, а когда  они попадают в общество, то это  – их первая возможность проявить агрессию и жестокость.

А.А. Бодалев также считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым  повторением оценки авторитетного  для ребенка взрослого. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют  и строят свое поведение.

Передавая социально полезный опыт, родители, порой, передают и негативные его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным “руководством к действию”. Не имея своего личного опыта, ребенок  не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения  с объективной реальностью.

Сами же родители, как  заметил Э. Берн, всегда довольны, хотя могут и не показывать вида, когда  дети им подражают, пусть даже в самом  дурном отношении.

Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают  влияние два основных фактора:

    • Образец отношений и поведения родителей;
    • Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

В частности, была установлена  связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей  в зависимости от того, направлено ли оно на них или сверстников (И.А. Фурманов).

Р. Бэрон, Д. Ричардсон также  указывают на зависимость между  практикой семейного руководства  и агрессивным поведением у детей, которая основана на характере и  строгости наказаний, а также  на контроле родителями поведения детей. Было выявлено, что жестокие наказания  связаны с относительно высоким  уровнем агрессивности у детей (Эрон и др.), а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует  с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным  поведением (Паттерсон и Стаухамер-Лебер).

Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К. Левин  в своем исследовании также выявили  два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности  в поведении ребенка:

    • Снисходительность, т.е. степень готовности родителей прощать поступки, понимать и принимать ребенка;
    • Строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка.

Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны  ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция - в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний  в случае проступка. Родители более  агрессивных детей вели себя так, как будто любое поведение  детей прилично, не делая свое отношение  к агрессии более ясным. Однако, когда  ребенок совершал проступок, он был  строго наказан. Строгость родителей, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может  привести к подавлению агрессивных  импульсов в присутствии родителей, но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно.

Кроме того, склонный к телесному  наказанию родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения (Бандура).

Ребенок, в этом случае, делает вывод, что агрессия по отношению  к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия - средство воздействия на людей  и контроля над ними, и будет  прибегать к нему при общении  с другими детьми.

Формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими путями:

  1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.
  2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. Из исследований видно, что:
  3. Родители, которые очень редко подавляют агрессивное поведение у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность.
  4. Родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность.
  5. Родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

Как отмечают Хансон и др. в своих исследованиях, что если у ребенка (независимо от того, в  какой возрастной группе он принадлежит) плохие отношения с одним или  обоими родителями, если ребенок чувствует, что его считают никуда не годным, или не ощущает родительской поддержки, он, возможно, окажется втянутым в преступную деятельность, будет ополчаться на других детей, сверстники будут отзываться о нем как об агрессивном, он будет вести себя агрессивно по отношению к родителям.

Шефер выяснил, что отношения  родителей к своему ребенку можно  описать двумя парами важных признаков:

    • неприятие - расположение;
    • терпимость- сдерживание.

Степень выраженности этих признаков обуславливает характер воспитательного воздействия. В.И. Гарбузов выделил три типа негативных отношений  родителей к ребенку:

Тип А - отвержение (неприятие  ребенка, демонстрация недоброжелательного  отношения)

Тип Б - гиперсоциализация (сверхтребовательное  отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность)

Тип В - гиперопека (эгоцентрическое  воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен  возможности самостоятельно действовать.

Первый тип формирует  у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в  себе. Ребенок не чувствует поддержки, “стены” за которую можно спрятаться. Кроме того, отвержение разрушает  механизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения). При холодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивных поведенческих  моделей реагирования. Это снижает  способность саморегуляции ребенка.

Так, Г. Эберлейн определяет агрессивность как “отчаяние  ребенка, который ищет признания  и любви”.

Второй тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляет ребенку  образец для развития и направлен  на формирование сильной, волевой личности, но все же приводит к негативным результатам - озлобленности, стремлению делать запретное “исподтишка” и  прочее. Здесь критика со стороны  родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к положительным результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач. Чаще всего, как отмечали Е. Гаспарова, Т.В. Роял, ребенок, занимающий такое положение в семье, оказывается несостоятельным и не способным занять высокое положение в группе. И этя несостоятельность приводит к тому, что агрессивное поведение ребенка служит ему для самоутверждения в группе.

А. Я Варга считает, что  проблемы семьи могут также в  значительной степени влиять на развитие агрессии у ребенка. Конфликтные  взаимоотношения между родителями сильно способствуют этому, так как  по важности для ребенка эти взаимоотношения  превышают все другие, существующие в семье [27].

Агрессивность развивается  или уменьшается, либо просто не поддерживается в результате наблюдения сцен агрессии и анализа видимых последствий для человека действовавшего агрессивно.

Американский психолог  Эрон провел обширное исследование личностных особенностей детей, пользующихся репутацией жестоких, а также их родителей и условий проживания. Таких детей, как правило, не любят. Они не интересуются школьными делами, но очень любят фильмы со сценами насилия, героям которых они подражают. Их родители, сами как правило, очень агрессивны, часто применяют к детям телесные наказания и постоянно выражают недовольство по поводу их поведения. Они также любят жестокие фильмы и высмеивают в своих детях сострадание к жертвам насилия [9].

Негативно сказывается на человеке лишение матери, будь то физическая смерть матери, отрыв ребенка от нее и воспитание в детских учреждениях или нежелание матери заботиться о своем ребенке (материнская депривация). Материнская депривация приводит к тому, что у ребенка возникает, прежде всего, ощущение отторгнутости и заброшенности. Это приводит к возникновению напряженности в отношениях с людьми.  Усиливается негативное отношение к другим людям и к себе самому, формируется заниженная самооценка.

Реальное поведение родителей  оказывает огромное влияние на ребенка. Их неагрессивное поведение, выяснение отношений в случае необходимости не в присутствии детей, являются очень значимыми в формировании будущего стиля поведения ребенка. Родители должны заранее оценивать содержание телевизионных программ, чтобы пытаться оградить своих детей от просмотра жестоких сцен по телевидению. Если ребенок все же видит фильм или телепередачу, в которых встречаются акты насилия, то родителям следует прокомментировать их, чтобы дети понимали, что реальная жизнь отличается от того, что они видят, и чтобы они не остались равнодушными к злу и страданию [28].

Как было сказано выше, агрессия может быть связана с такими факторами, как борьба за свое место в обществе, завоевание положения на социальной лестнице. Таким образом, можно увидеть  некую зависимость между семейными  отношениями и агрессивным поведением детей.

Все вышеперечисленные теории и исследования показывают тесную взаимосвязь  между неблагополучной атмосферой в семье и агрессивностью ребенка. В крайних случаях конфликтные  отношения могут приводить к  невротическим заболеваниям, в других – скорее всего ребенок не получит  правильной картины мира, не сумеет адекватно реагировать на него. Агрессия может стать источником силы и  способом добиться своего, получить власть или занять свое место в обществе, так как родители, занятые собственными проблемами, не смогли показать ребенку  других способов, не объяснили ему  адекватность агрессии в обществе.

Обзор взаимосвязи между  стилем семейного руководства, отношений  родителей к ребенку и агрессивным  поведением позволяет прийти к заключению, что это факторы, которые предопределяют агрессивное поведение ребенка [29].

Поэтому возникает необходимость  проведения исследования на выявление  влияния неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста, которое будет рассмотрено во второй главе данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальные  исследования

влияния неблагополучной  семьи на проявление агрессивности  у детей младшего школьного возраста

2.1 Организация  и методы исследования.

Целью нашего исследования является выявление влияния неблагополучной  семьи на формирование агрессивного поведения младшего школьника.

Исследование осуществлялось на базе Ильинской средней общеобразовательной школе, Казанского района, Тюменской области. В исследовании принимали участия 2 класса детей младшего школьного возраста, 50 семей.

Информация о работе Опытно-экспериментальные исследования влияния неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста