Опытно-экспериментальные исследования влияния неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние неблагополучной семьи как фактора формирования агрессивного поведения младшего школьника.
Из проблемы можно выделить гипотезу: характер стиля воспитания в неблагополучной семье способствует формированию агрессивных тенденций в личности ребенка, проявляемых в его поведении.

Содержание

Введение..................................................................................................................2
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы неблагополучной семьи, как фактора формирования агрессивного поведения младшего школьника……………………………………………………………..6
1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе................................................................................................................6
1.2 Особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста...................................................................................................................13
1.3 Влияние неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста.............................................................................17
Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования влияния неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..25
2.1 Организация и методы исследования............................................................25
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….29
Заключение............................................................................................................32
Библиография......................................................

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 66.22 Кб (Скачать)

Содержание

Введение..................................................................................................................2

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы неблагополучной семьи, как фактора формирования агрессивного поведения младшего школьника……………………………………………………………..6

1.1  Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе................................................................................................................6

1.2 Особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста...................................................................................................................13

 1.3 Влияние неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста.............................................................................17

Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования влияния неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..25

2.1 Организация и методы исследования............................................................25

2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….29

Заключение............................................................................................................32

Библиография........................................................................................................34

Приложение………………………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

К семи годам ребенок физиологически и психически созрел для обучения в школе. В жизни ребенка происходят большие перемены: ведущим видом  деятельности становиться учеба; повышается требование к личным качествам ребенка; ребенка начинают оценивать, чего раньше не было. Для ребенка это, конечно, стрессовые ситуации, которые вызывают неудовольствие, сопротивление и  агрессивные реакции (внезапные  приступы злости и плаче от бессилия чего-либо изменить и т.д.). Роль семьи  в проявление агрессивности у  детей младшего школьного возраста имеет самое важное значение. Если ребенку в семье не хватает  любви, заботы, внимания, если его хорошие  поступки воспринимаются как должное, а реакцию вызывают только агрессивные  и ассоциональные поступки, то именно они и закрепляются в поведение  ребенка.

Уровень агрессивности у  детей меняется в большей или  меньшей степени в зависимости  от ситуации. Причин для такого поведения  много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения  с учителями и родителями. В  семье на проявления агрессивности  влияют разные факторы: тип семьи (полна, неполная семья, внебрачная семья, семья  в повторном браке, благополучная  и не благополучная), виды семейных взаимоотношении (сотрудничество, паритет, соревнование, конкуренция, антагонизм). В настоящее время растет внимание к проблеме агрессивности детей  в младшем школьном возрасте. И  поэтому эта тема является актуальна  в современном обществе.

В настоящее время проблема агрессивности представлена в работах  А. Басса, А. Дарки, Ф. Аллана, X. Дельгадо, Уилсона, Н.Д. Левитова, Э. Фромма и др. Проблемой проявления агрессивности у детей занимались В.Н. Дружинин, Э.Г. Эйдемиллер, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковская, Ю.А. Алешина и др.

Изучая литературу мы выявили противоречие между необходимостью изучения агрессивности и недостаточностью изученных факторов, влияющих на агрессивность.

Противоречие обуславливает проблему исследования: каково влияние неблагополучной семьи на формирование агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Проблема определяет тему исследования: «Неблагополучная семья как фактор формирования агрессивного поведения младшего школьника».

Объект  исследования: проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: неблагополучная семья как фактор формирования агрессивного поведения младшего школьника.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние неблагополучной семьи как фактора формирования агрессивного поведения младшего школьника.

Из проблемы можно выделить гипотезу: характер стиля воспитания в неблагополучной семье способствует формированию агрессивных тенденций в личности ребенка, проявляемых в его поведении.

Задачи данного исследования:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
  2. Выявить неблагополучные семьи;
  3. Раскрыть причины проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста;
  4. Изучить уровень агрессивности у детей младшего школьного возраста;
  5. Показать влияние неблагополучной семьи на проявления агрессивности у детей.

Методологическую основу данной работы составляет теория влечений, или психоаналитическая (З. Фрейд, У. Мак-Даугал, Х.Д. Мюррей и др.). Этологическая концепция (К.Лоренц, Н.Тинберген и др.). Фрустрационная теория агрессии (Дж. Доллард, Л. Берковитц, Х. Кауфман и др.). Теория социального научения (Б.Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Прайор, А. Басс, А. Бандура и др.). Природа неблагополучных семей и их влияние на становление личности ребенка изучались В.И. Жельвисом, Я. Рейковским, А.К. Михальской, Семенюком Л.М. и др. Причины агрессии детей изучались К. Бютнером, Д.И. Фельдштейном и др. А. Бандура и Р. Уолтерс обнаружили непосредственную связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался  комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы,  естественный эксперимент, проективная методика «Рисунок несуществующего животного», методика диагностики агрессивного поведения детей, Лаврентьевой Г.П.), математическая обработка результатов исследования.

Исследование проводилось  в 3 этапа:

  1. Поисково-теоретический этап (сентябрь – октябрь 2010г.) – выбор темы по проблеме, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определение проблемы, цели и задач исследования.
  2. Опытно-экспериментальный этап (ноябрь - декабрь 2010)– разработка и организация опытно-экспериментальной работы, подбор и обработка исследовательских методов исследования, методик, проведение естественного эксперимента.
  3. Заключительно-обобщающий этап (январь-февраль 2011г.) – обобщение результатов исследования, оформление курсовой работы, защита курсовой работы.

Организация исследования проводилась на базе Ильинской средней общеобразовательной школы, Казанского района, Тюменской области.

Практическая  значимость исследования характеризуется разработкой практических рекомендаций педагогам по работе с неблагополучными семьями.

В структуру исследования входит: введение, две главы, заключение, библиография и приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы неблагополучной семьи, как фактора формирования агрессивного поведения младшего школьника

1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической

литературе

Различными исследователями  предложено множество определений  агрессии, ни одно из которых не может  быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

Во-первых, под агрессией  понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер говорит  об агрессии как тенденции приближения  к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как  внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять  внешним силам [14].

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т. е. действия, которые вредят другому  лицу или объекту. Например, X. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу» [14].

Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать  это на основе изучения поддающихся  объективному наблюдению и измерению  явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басе определяет агрессию как «реакцию», в результате которой  другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны  одной особи, которые уменьшают  свободу или генетическую приспособленность  другой особи» [14].

Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее  ущерб. Причем ущерб может быть как  прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов) [14].

Термином «агрессивность»  обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н. Д. Левитов описал состояние агрессивности  как стеничное переживание гнева  с потерей самоконтроля [14].

По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение, изнасилование) и вербальную (оскорбление, распространение  клеветы, отказ общаться); прямую и  косвенную [14].

А. Басе ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными  эмоциями и намерением причинить  зло. "При инструментальной агрессии, наоборот, преследуются цели, не связанные  с причинением вреда, т. е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения [14].

Додж и Койе выделили реактивную и проективную агрессию. Реактивная агрессия является ответом на кажущуюся  или реальную атаку, угрозу. Проактивная  агрессия (запугивание, принуждение) инициируется зачинщиком для удовлетворения собственных  потребностей. Проактивная может быть враждебной и инструментальной[14].

Э. Фромм разграничил злокачественную  и доброкачественную агрессию. Так, доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. К доброкачественной  агрессии относится самооборона, а  так же псевдоагрессия, при которой  ущерб наносится не намеренно. Псевдоагрессия включает в себя несчастные случаи, игровую агрессию и агрессию как  социально приемлемое самоутверждение  в условиях конкуренции. Злокачественную  агрессию Э. Фромм определяет как  деструктивность, не связанную с  сохранением жизни[14].

Агрессивные действия могут  быть как произвольными, так и  непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может  быть как случайным, так и слабо  осознаваемым. Так, в состоянии физиологического аффекта сознание сужается, резко  снижается самоконтроль, и личность может совершить опасные агрессивные действия, не отдавая себе полного отчета в происходящем [14].

А. Басе и А. Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии:

1.   Физическая агрессия (физические действия против кого-либо).

2.   Раздражение (вспыльчивость, грубость).

3.   Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.).

4.  Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.).

5.  Негативизм (оппозиционное поведение) [14].

В психоаналитическом подходе  агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы агрессии принадлежат 3. Фрейду, который предположил существование  не только инстинкта жизни, эроса, но и инстинкта смерти, разрушения. Агрессивная энергия вырабатывается у индивида непрерывно и со временем ищет выхода. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно. Данный механизм впервые описан 3. Фрейдом в гидравлической теории, согласно которой чувство досады, враждебности, желание разрушать и причинять боль постепенно накапливаются в человеке. Внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и таким образом уменьшать вероятность более опасных действий[14].

В этологическом подходе  положение о врожденной природе  агрессии находит свое развитие. К. Лоренц изучил врожденные сдерживающие агрессию начала, к которым относил  родство, любовь и дружеские отношения. Согласно инстинктивистским теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. В психоанализе и этологии не придается большого значения ситуативным переменным. Акцент делается на характерном для личности уровне агрессивности [14].

Согласно К. Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного  инстинкта борьбы за выживание, который  присутствует у людей, так же как  у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее  количество агрессивной энергии  имеется в данный момент, тем меньшей  силы стимул нужен для того, чтобы  агрессия выплеснулась вовне[14].

В социобиологическом подходе  основной акцент в изучении природы  агрессии связывается с влиянием генов, т. к. они обеспечивают адаптивное поведение. Гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой вклад  в успешность репродукции, благодаря  чему гарантируется их сохранение у  будущих поколений. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать  выживанию тех, у кого имеются  схожие гены (т. е. родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них  отличается или не состоит в родстве, т. е. у кого наименее вероятно наличие  общих генов [14].

Информация о работе Опытно-экспериментальные исследования влияния неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста