Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние неблагополучной семьи как фактора формирования агрессивного поведения младшего школьника.
Из проблемы можно выделить гипотезу: характер стиля воспитания в неблагополучной семье способствует формированию агрессивных тенденций в личности ребенка, проявляемых в его поведении.
Введение..................................................................................................................2
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы неблагополучной семьи, как фактора формирования агрессивного поведения младшего школьника……………………………………………………………..6
1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе................................................................................................................6
1.2 Особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста...................................................................................................................13
1.3 Влияние неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста.............................................................................17
Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования влияния неблагополучной семьи на проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..25
2.1 Организация и методы исследования............................................................25
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….29
Заключение............................................................................................................32
Библиография......................................................
Содержание
Введение......................
Глава 1. Теоретико-методологические
аспекты исследования проблемы неблагополучной
семьи, как фактора формирования агрессивного
поведения младшего школьника………………………………………………………
1.1 Понятие агрессивности
в психолого-педагогической литературе....................
1.2 Особенности проявления агрессивности
у детей младшего школьного возраста......................
1.3 Влияние неблагополучной
семьи на проявление агрессивности у детей
младшего школьного возраста......................
Глава 2. Опытно-экспериментальные
исследования влияния неблагополучной
семьи на проявление агрессивности у детей
младшего школьного возраста…………………………………………………………
2.1 Организация и методы исследования..................
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….
Заключение....................
Библиография..................
Приложение……………………………………………………
Введение
К семи годам ребенок физиологически и психически созрел для обучения в школе. В жизни ребенка происходят большие перемены: ведущим видом деятельности становиться учеба; повышается требование к личным качествам ребенка; ребенка начинают оценивать, чего раньше не было. Для ребенка это, конечно, стрессовые ситуации, которые вызывают неудовольствие, сопротивление и агрессивные реакции (внезапные приступы злости и плаче от бессилия чего-либо изменить и т.д.). Роль семьи в проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста имеет самое важное значение. Если ребенку в семье не хватает любви, заботы, внимания, если его хорошие поступки воспринимаются как должное, а реакцию вызывают только агрессивные и ассоциональные поступки, то именно они и закрепляются в поведение ребенка.
Уровень агрессивности у
детей меняется в большей или
меньшей степени в зависимости
от ситуации. Причин для такого поведения
много: положение ребенка в
В настоящее время проблема агрессивности представлена в работах А. Басса, А. Дарки, Ф. Аллана, X. Дельгадо, Уилсона, Н.Д. Левитова, Э. Фромма и др. Проблемой проявления агрессивности у детей занимались В.Н. Дружинин, Э.Г. Эйдемиллер, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковская, Ю.А. Алешина и др.
Изучая литературу мы выявили противоречие между необходимостью изучения агрессивности и недостаточностью изученных факторов, влияющих на агрессивность.
Противоречие обуславливает проблему исследования: каково влияние неблагополучной семьи на формирование агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Проблема определяет тему исследования: «Неблагополучная семья как фактор формирования агрессивного поведения младшего школьника».
Объект исследования: проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: неблагополучная семья как фактор формирования агрессивного поведения младшего школьника.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние неблагополучной семьи как фактора формирования агрессивного поведения младшего школьника.
Из проблемы можно выделить гипотезу: характер стиля воспитания в неблагополучной семье способствует формированию агрессивных тенденций в личности ребенка, проявляемых в его поведении.
Задачи данного исследования:
Методологическую основу данной работы составляет теория влечений, или психоаналитическая (З. Фрейд, У. Мак-Даугал, Х.Д. Мюррей и др.). Этологическая концепция (К.Лоренц, Н.Тинберген и др.). Фрустрационная теория агрессии (Дж. Доллард, Л. Берковитц, Х. Кауфман и др.). Теория социального научения (Б.Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Прайор, А. Басс, А. Бандура и др.). Природа неблагополучных семей и их влияние на становление личности ребенка изучались В.И. Жельвисом, Я. Рейковским, А.К. Михальской, Семенюком Л.М. и др. Причины агрессии детей изучались К. Бютнером, Д.И. Фельдштейном и др. А. Бандура и Р. Уолтерс обнаружили непосредственную связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, естественный эксперимент, проективная методика «Рисунок несуществующего животного», методика диагностики агрессивного поведения детей, Лаврентьевой Г.П.), математическая обработка результатов исследования.
Исследование проводилось в 3 этапа:
Организация исследования проводилась на базе Ильинской средней общеобразовательной школы, Казанского района, Тюменской области.
Практическая значимость исследования характеризуется разработкой практических рекомендаций педагогам по работе с неблагополучными семьями.
В структуру исследования входит: введение, две главы, заключение, библиография и приложение.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы неблагополучной семьи, как фактора формирования агрессивного поведения младшего школьника
1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической
литературе
Различными исследователями
предложено множество определений
агрессии, ни одно из которых не может
быть признано исчерпывающим и
Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам [14].
Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т. е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу» [14].
Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басе определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи» [14].
Наиболее общим определением
агрессии является поведение, причиняющее
ущерб. Причем ущерб может быть как
прямым (нападение), так и косвенным
(распространение порочащих
Термином «агрессивность»
обозначают ситуативную или личностную
склонность к разрушительному поведению.
Н. Д. Левитов описал состояние агрессивности
как стеничное переживание
По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение, изнасилование) и вербальную (оскорбление, распространение клеветы, отказ общаться); прямую и косвенную [14].
А. Басе ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерением причинить зло. "При инструментальной агрессии, наоборот, преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т. е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения [14].
Додж и Койе выделили реактивную и проективную агрессию. Реактивная агрессия является ответом на кажущуюся или реальную атаку, угрозу. Проактивная агрессия (запугивание, принуждение) инициируется зачинщиком для удовлетворения собственных потребностей. Проактивная может быть враждебной и инструментальной[14].
Э. Фромм разграничил
Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Так, в состоянии физиологического аффекта сознание сужается, резко снижается самоконтроль, и личность может совершить опасные агрессивные действия, не отдавая себе полного отчета в происходящем [14].
А. Басе и А. Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии:
1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо).
2. Раздражение (вспыльчивость, грубость).
3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.).
4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.).
5. Негативизм (оппозиционное поведение) [14].
В психоаналитическом подходе
агрессия рассматривается как порождение
инстинкта борьбы. Первые исследования
природы агрессии принадлежат 3. Фрейду,
который предположил
В этологическом подходе положение о врожденной природе агрессии находит свое развитие. К. Лоренц изучил врожденные сдерживающие агрессию начала, к которым относил родство, любовь и дружеские отношения. Согласно инстинктивистским теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. В психоанализе и этологии не придается большого значения ситуативным переменным. Акцент делается на характерном для личности уровне агрессивности [14].
Согласно К. Лоренцу, агрессия
берет начало, прежде всего, из врожденного
инстинкта борьбы за выживание, который
присутствует у людей, так же как
у других живых существ. Он считал,
что агрессивная энергия
В социобиологическом подходе основной акцент в изучении природы агрессии связывается с влиянием генов, т. к. они обеспечивают адаптивное поведение. Гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (т. е. родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, т. е. у кого наименее вероятно наличие общих генов [14].