Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:12, доклад
Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность очень тесно связаны с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды.
.Структура и направленность социально-педагогической деятельности
.Цели, задачи, предмет, объект социально-педагогической деятельности
Вывод
Список использованных источников
Приложение
Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.
Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети.
Содержательно задачу социально-педагогической деятельности можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами - помощь в социализации ребенка. По сути дела, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо.
Следовательно, целью социально-педагогической деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему.
В связи с чем следует рассматривать социально-педагогическую деяьтельность как процесс целенаправленного решения социальных задач, возникающих в образовательных и социальных сферах на основе приоритета потребностей и интересов детей, обычаев и традиций народной культуры, а также с учетом специфики социально-экономического развития региона, города.
Благотворительность как культурно-историческая традиция
в социальной деятельности.
1.1. Сущность понятия «
На протяжении всего развития
человеческой цивилизации
иначе сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно
обеспечить себе полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения
в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных
обществах и государствах на разных этапах их развития было различным – от физического
уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что
определялось характерной для данного общества ценностной позицией, т.е. системой
устойчивых предпочитаемых, значимых, имеющих ценность для членов общества
представлений и обусловленных идеологическими, социально-экономическими,
нравственными воззрениями общества.
История русского народа показывает, что в его культуре ещё в период родоплеменных
отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к
немощным и обездоленным людям и особенно – к детям как наиболее уязвимым и
беззащитным среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили своё
закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на
всех этапах развития российского общества и государства. [25, с.9]
Исследователями отмечается, что на конец XIX - начало XX веков приходится особый
этап российского предпринимательства, отмеченного чувством созидательного энтузиазма и
патриотизма. В средствах массовой информации последнего времени в различных
интерпретациях появляются объяснения таких понятий как: «благотворительность»,
«меценатство». Заглянем в энциклопедические
словари и попробуем
понятий.
Понятие «благотворительность»
добро», - и благотворительный, о человеке: «Склонный к благотворению…, готовый делать 6
добро, помогать бедным». [11, с.94] В словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона:
«Благотворительность –
спешить на помощь к неимущему». [6, с.55-58] В словарях изданных в советское время даётся
несколько иная интерпретация понятия «благотворительность». Так, в «Большой Советской
Энциклопедии» (1927г.) отмечается, что «благотворительность – представляет явление,
свойственное лишь классовому обществу…, социальная структура которого обусловливает
хроническое пребывание определённой части общества в состоянии бедноты и нищеты». [17,
с.244] В «Словаре русского языка» уточняется, что «благотворительность есть книжное
устаревшее понятие; это – оказывать помощь неимущему, делать добро». [17, с.244] А в
«Большой Советской
опущено. [4]
Теперь поговорим о понятии
«меценатство». В толковом
«Меценат – богатый
нибудь делу, начинанию». [18, с.354] «Большая Советская Энциклопедия» (1974г.) разъясняет,
что понятие «меценатство» имеет древнее происхождение, получило название от имени
Меценат (родился между 74 – 64гг. – Iв. до н.э.) – римского государственного деятеля,
покровителя деятелей науки и искусства. [5, с.244]
Из вышеизложенного делаем вывод, что меценатство, хотя и является актом
благодеяния, но, тем не менее, имеет
более узкое направление
науки и культуры. Является как бы частью, элементом благотворительности. А само понятие
«Благотворительность» имеет более широкое, более ёмкое содержание.
История русского народа показывает, что частная и общественная благотворительность в
истории России имеет глубокие исторические корни. Практические навыки такой
деятельности воспитывались в старину. Древнерусское общество, принимая христианство, с
пониманием восприняло вторую из основных заповедей – о любви к ближнему. Своё
выражение это получило в раздаче милостыни. Идея этой милостыни лежала в основании
практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами
духовно-нравственной педагогики. [33, с.440]
1.2 Этапы развития
Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности
России.
I этап - IX – XYI вв. В этот период
благотворительность
отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства. В христианском
понимании благотворительность – это проявление нравственного долга по отношению к тем, 7
кто нуждается и беззащитен, а также овеществленное выражение благочестивых помыслов,
духовно роднящих и объединяющих тех, кто творит благодеяние, и тех, кто его принимает.[25,
с.10]
В тяжёлый период междоусобиц и войн, когда появилось огромное количество людей,
нуждающихся в материальной и моральной помощи, эту благородную миссию
благотворительности взяла на себя церковь. Церковь не только вдохновляла русский народ на
борьбу за национальное возрождение и имела исключительно важное значение для сохранения
в народе присущей ему духовности веры в добро, не давала озлобиться и утратить
нравственные ориентиры и
приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально. При этом взяв
на себя помимо лечения и призрения ещё и обучение.
Но традиции благотворительности в русском народе не ограничивались деятельностью
церкви и отдельных князей. Простые люди часто оказывали поддержку друг другу и в первую
очередь – детям. Дело в том, что в этот период дети не осознавались государством и церковью
как ценность для общества. А простой народ не оставался безучастным к судьбам сирот. [25,
с.12]
К началу XYI в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной
деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с
благотворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 году
Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять
всех нуждающихся в помощи – убогих и нищих, строить специальные богадельн и больницы,
где им был бы обеспечен приют и уход. Первое богоугодное заведение для нищих и старцев на
Руси появилось в Переяславском Троицком Монастыре в начале XYI века (впоследствии Петр I
использовал и узаконил этот опыт, предписывая специальным указом создавать богадельни).
Нужно отметить, что западные традиции того времени, в этой сфере в корне отличались
от российских. Например, в Англии, по статуту 1547 года Эдуарда YI, всякий нищий,
отказавшийся от работы, подвергался клеймению и отдаче в рабство на 2 года тому, кто
пожелал его взять; за побег клеймился вторично и отдавался в вечное рабство; за второй побег
подвергался смертной казни. Несколько позже, в 1596 году, парламент Франции распорядился
всех нищих, которые появились бы в Париже через 24 часа после обнародования этого
постановления, вешать без соблюдения каких-либо формальностей.
Наряду с церковно-монастырским
и нарождающимся
широко распространялось частное благотворение. Помимо раздачи милостыни и устройства
пиров и обедов для нищих, состоятельные люди делали вклады – землёй или деньгами – в
монастыри, на строительство церквей, часовен, монастырских трапезных. 8
Таким образом, с XYI века в России создаются реальные предпосылки перехода от
разовой благотворительности к системе государственного общественного призрения,
предполагающей не только помощь бедным, особое содержание их в богоугодных заведениях,
но и представление
II этап – с начала XYII века до реформы 1861 года. В этот период происходит
зарождение государственных
Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Фёдора Алексеевича, а точнее – с
его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте, ремёслам.
Но более всего известно имя великого реформатора – Петра I, который в свое правление
создал государственную
урегулировал частную
Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 году
открываются приюты для «зазорных (брошенных) младенцев». Когда дети подрастали, их
отдавали в богадельни на пропитание или приёмным родителям, детей старше 10 лет – в
матросы, подкидышей или незаконнорожденных – в художественные училища. [25, с.12]
Продолжала реализовывать
(1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для «зазорных
детей». Л.Жукова, в журнале «Родина» №3 за 1996 год, в статье «По заветам Марфы и Марии»
пишет: «1 сентября 1763 года Екатерина II издала Манифест о постройке в Москве первого
воспитательного дома. Предполагалось, что в нем будут не только кормить, но и воспитывать
«по-новому», прививая детям в первую очередь трудовые навыки. Синод объявил подписку на
сбор средств от частных лиц. Первой жертвовательницей стала сама Екатерина, внесшая в фонд
дома 100 тысяч рублей.
Таким образом, царицу Екатерину II можно
назвать основательницей
системы социальной защиты неимущих детей. Но очень скоро оказалось, что средств на
содержание домов призрения не хватает, к тому же, как испокон веков у нас в России ведётся,
нередко бывало, что и эти деньги разворовывались начальниками разного уровня. Наблюдалась
огромная смертность воспитанников в таких домах, особенно в провинциальных. В некоторых
из них она доходила, чуть ли не до 100%.
Нехватка денег, воровство отпущенных средств, смертность детей - побудило
правительство 3 июля 1828 года издать закон,
запретивший открывать
провинции. Правительство искало новые формы работы по оказанию помощи брошенным и
детям сиротам. Одной из таких форм призрения была – ежегодная выдача небольших сумм для
вознаграждения частных лиц, взявших на воспитание подкидышей. Уже в начале XIX
энтузиасты стали создавать благотворительные организации для сирот и беспризорных. 9
Наиболее популярными были те, которые принадлежали к Ведомству учреждений
императрицы Марии.
Информация о работе Определение понятия «социально-педагогическая деятельность