Определение понятия «социально-педагогическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:12, доклад

Описание работы

Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность очень тесно связаны с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды.

Содержание

.Структура и направленность социально-педагогической деятельности
.Цели, задачи, предмет, объект социально-педагогической деятельности
Вывод
Список использованных источников
Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 50.57 Кб (Скачать)

Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение  его индивидуальных проблем, возникающих  в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его  среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому  она локальна, ограничена тем временным  промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.

Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость  в ней возникает там и тогда, где и когда семья и школа  не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети.

Содержательно задачу социально-педагогической деятельности можно определить как  помощь в интеграции ребенка в  общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами - помощь в социализации ребенка. По сути дела, эта деятельность направлена на изменение  тех обстоятельств в жизни  ребенка, которые характеризуются  отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в  чем-либо.

Следовательно, целью социально-педагогической деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений  в семье, школе, ближайшем окружении  и других социумах.

Прежде чем реализовать  цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и  среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может  сам осознать свои проблемы и объяснить  их социальному педагогу. Поэтому  социальный педагог часто оказывается  перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему.

В связи с чем следует рассматривать социально-педагогическую деяьтельность как процесс целенаправленного решения социальных задач, возникающих в образовательных и социальных сферах на основе приоритета потребностей и интересов детей, обычаев и традиций народной культуры, а также с учетом специфики социально-экономического развития региона, города.

Благотворительность как культурно-историческая традиция

в социальной деятельности.

1.1. Сущность понятия «благотворительность» 

 На протяжении всего развития  человеческой цивилизации любое  общество так или 

иначе сталкивалось с проблемой  отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно

обеспечить себе полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения

в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к таким  людям в разных

обществах и государствах на разных этапах их развития было различным  – от физического

уничтожения слабых и неполноценных  людей до полной  интеграции их в  общество, что 

определялось характерной для  данного общества ценностной позицией, т.е. системой

устойчивых предпочитаемых, значимых, имеющих ценность для членов общества

представлений и обусловленных  идеологическими, социально-экономическими,

нравственными воззрениями общества.

История русского народа показывает, что в его культуре ещё в  период родоплеменных

отношений стали закладываться  традиции гуманного, сострадательного отношения к

немощным  и обездоленным людям  и особенно – к детям как  наиболее уязвимым  и 

беззащитным среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили своё

закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на

всех этапах развития российского  общества и государства. [25, с.9]

Исследователями отмечается, что на конец XIX  - начало XX веков приходится особый

этап российского  предпринимательства, отмеченного  чувством созидательного энтузиазма и 

патриотизма. В средствах массовой информации  последнего времени  в различных

интерпретациях  появляются объяснения таких понятий как: «благотворительность»,

«меценатство». Заглянем в энциклопедические  словари и попробуем разобраться  в сути этих

понятий.   

 Понятие «благотворительность»  у Даля: «благотворить, благодетельствовать,  делать 

добро», - и благотворительный, о человеке: «Склонный к благотворению…, готовый делать 6

добро, помогать бедным». [11, с.94] В словаре  Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона:

«Благотворительность – проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность

спешить на помощь к неимущему». [6, с.55-58] В словарях изданных в советское время даётся

несколько иная  интерпретация  понятия «благотворительность». Так, в «Большой Советской 

Энциклопедии»  (1927г.) отмечается, что  «благотворительность – представляет явление,

свойственное лишь классовому обществу…, социальная  структура которого обусловливает

хроническое пребывание определённой части общества  в состоянии  бедноты и нищеты». [17,

с.244]  В «Словаре русского языка» уточняется, что  «благотворительность есть книжное 

устаревшее понятие; это – оказывать  помощь неимущему, делать добро». [17, с.244] А в

«Большой Советской Энциклопедии», изданной в 1970 году, понятие «благотворительность» 

опущено. [4]

 Теперь поговорим о понятии  «меценатство». В толковом словаре  Ожегова находим: 

«Меценат – богатый покровитель  наук и искусства; вообще тот, кто  покровительствует какому-

нибудь делу, начинанию». [18, с.354] «Большая Советская Энциклопедия» (1974г.) разъясняет,

что понятие «меценатство» имеет  древнее происхождение, получило название от имени 

Меценат (родился между 74 – 64гг. – Iв. до н.э.) – римского государственного деятеля,

покровителя деятелей науки и  искусства.  [5, с.244] 

 Из вышеизложенного делаем вывод, что меценатство,  хотя и является актом

благодеяния, но, тем не менее, имеет  более узкое направление деятельности лишь в области 

науки и культуры. Является как  бы частью, элементом благотворительности. А само понятие 

«Благотворительность» имеет более  широкое, более ёмкое содержание.

История русского народа показывает, что частная и общественная благотворительность  в

истории России имеет глубокие  исторические корни.  Практические навыки такой 

деятельности воспитывались в  старину. Древнерусское общество, принимая христианство, с

пониманием восприняло вторую из основных заповедей  – о любви к ближнему. Своё

выражение это получило в раздаче  милостыни. Идея этой милостыни лежала в основании 

практического нравоучения,  потребность  в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами

духовно-нравственной педагогики. [33, с.440] 

1.2   Этапы развития благотворительности  в России.

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности 

России.

I этап - IX – XYI вв. В этот период  благотворительность начиналась  с деятельности 

отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства. В  христианском

понимании благотворительность – это проявление нравственного долга по отношению к тем, 7

кто нуждается и беззащитен, а  также овеществленное  выражение  благочестивых помыслов,

духовно роднящих и объединяющих тех, кто творит благодеяние, и тех, кто  его принимает.[25,

с.10]

В тяжёлый период междоусобиц и  войн, когда появилось огромное количество  людей,

нуждающихся в материальной и моральной помощи, эту благородную миссию

благотворительности взяла на себя церковь. Церковь не только вдохновляла  русский народ на

борьбу за национальное возрождение  и имела исключительно важное значение для сохранения

в народе присущей ему духовности веры в добро, не давала озлобиться и утратить

нравственные ориентиры и ценности. Церковь создала  систему монастырей, где находили

приют нищие  и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально. При этом взяв

на себя помимо лечения и призрения  ещё и обучение.

Но традиции благотворительности  в русском народе не ограничивались  деятельностью 

церкви  и отдельных князей. Простые  люди часто оказывали поддержку  друг другу и в первую

очередь – детям. Дело в том, что  в этот период  дети не осознавались государством и церковью

как ценность для общества. А простой народ не оставался безучастным к судьбам сирот. [25,

с.12]

К началу XYI  в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной

деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с

благотворительной деятельностью  государства. В частности, на Стоглавом  Соборе в 1551 году

Иван Васильевич Грозный высказал идею о  том, что в каждом городе необходимо выявлять

всех нуждающихся в помощи –  убогих и нищих, строить специальные  богадельн и больницы,

где им был бы обеспечен приют  и уход. Первое богоугодное заведение  для нищих и старцев на

Руси появилось в Переяславском Троицком Монастыре в начале XYI века (впоследствии Петр I

использовал и узаконил этот опыт, предписывая специальным указом создавать богадельни).

Нужно отметить, что западные традиции того времени, в  этой сфере в корне  отличались

от российских. Например, в Англии, по статуту 1547  года Эдуарда YI, всякий нищий,

отказавшийся от работы, подвергался  клеймению и отдаче в рабство  на 2  года тому, кто 

пожелал его взять; за побег клеймился  вторично  и отдавался в вечное рабство;  за второй побег 

подвергался смертной казни. Несколько  позже, в 1596 году, парламент Франции  распорядился 

всех нищих, которые появились  бы в Париже через 24  часа после  обнародования этого 

постановления, вешать без соблюдения каких-либо формальностей.

Наряду с церковно-монастырским и нарождающимся государственным  призрением

широко распространялось частное  благотворение. Помимо раздачи милостыни  и устройства

пиров и обедов для нищих, состоятельные  люди делали вклады – землёй или  деньгами – в

монастыри, на строительство церквей, часовен, монастырских трапезных.  8

Таким образом, с  XYI века в России создаются реальные  предпосылки  перехода от

разовой благотворительности к  системе государственного общественного  призрения,

предполагающей не только помощь бедным, особое содержание их  в богоугодных  заведениях,

но и представление трудоспособным нуждающимся заработка. [21, с55]

II этап – с начала XYII века  до реформы 1861 года. В этот период  происходит 

зарождение государственных форм призрения, начинают открываться  социальные учреждения.

Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Фёдора Алексеевича, а точнее – с

его указом  (1682 г.), в котором  говорилось о необходимости обучения детей грамоте, ремёслам.

Но более всего известно имя  великого реформатора – Петра  I, который в свое правление 

создал государственную систему  призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся,

урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения. При 

Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства.  В 1706 году

открываются приюты для «зазорных  (брошенных) младенцев». Когда дети подрастали, их

отдавали в богадельни на пропитание или приёмным родителям, детей старше 10 лет – в

матросы, подкидышей или незаконнорожденных – в художественные училища. [25, с.12]

Продолжала реализовывать планы  Петра I Екатерина Великая строительством в Москве

(1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных  домов для «зазорных

детей». Л.Жукова, в журнале «Родина» №3 за 1996 год,  в статье «По заветам Марфы и Марии»

пишет: «1 сентября 1763 года Екатерина II издала Манифест о постройке в  Москве первого 

воспитательного дома. Предполагалось, что в нем будут не только кормить, но и воспитывать 

«по-новому», прививая детям в первую очередь трудовые навыки. Синод объявил  подписку на

сбор средств от частных лиц. Первой жертвовательницей стала  сама Екатерина, внесшая в фонд

дома 100 тысяч рублей.

Таким образом, царицу Екатерину II можно  назвать основательницей государственной 

системы социальной защиты неимущих детей. Но очень  скоро оказалось, что средств на

содержание домов призрения  не хватает, к тому же, как испокон  веков у нас в России ведётся,

нередко бывало, что и эти деньги разворовывались начальниками разного  уровня. Наблюдалась 

огромная смертность воспитанников  в таких домах, особенно в провинциальных. В некоторых

из них она доходила, чуть ли не до 100%.

Нехватка денег, воровство отпущенных средств, смертность детей  - побудило

правительство 3 июля 1828 года издать закон, запретивший открывать воспитательные дома и 

провинции. Правительство искало новые  формы работы  по оказанию помощи брошенным и

детям сиротам. Одной из таких форм призрения была – ежегодная выдача небольших сумм для

вознаграждения частных лиц, взявших  на воспитание подкидышей. Уже в  начале XIX

энтузиасты стали создавать  благотворительные организации  для сирот и беспризорных. 9

Наиболее популярными были те, которые  принадлежали  к Ведомству учреждений

императрицы Марии.

Информация о работе Определение понятия «социально-педагогическая деятельность