Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:12, доклад
Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность очень тесно связаны с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды.
.Структура и направленность социально-педагогической деятельности
.Цели, задачи, предмет, объект социально-педагогической деятельности
Вывод
Список использованных источников
Приложение
1.Определение понятия
«социально-педагогическая
.Структура и направленность
социально-педагогической
.Цели, задачи, предмет, объект
социально-педагогической
Вывод
Список использованных источников
Приложение
1. Определение понятия
«социально-педагогическая
Социальная педагогика и
социально-педагогическая деятельность
очень тесно связаны с теми
отраслями педагогического
Социально-педагогическая деятельность использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания.
Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность, которая по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, так как выделилась из последней, однако имеет и свою специфику. Сопоставим эти два вида деятельности.
Педагогическая деятельность
- это разновидность
Профессиональная
Педагогическая деятельность имеет непрерывный, планомерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти определенные образовательные уровни, то есть она равнонаправлена на всех детей. Кроме того, объектом педагогической деятельности могут быть и взрослые, как, например, в системе профессионального образования.
Социально-педагогическая деятельность
- это разновидность
Осуществляется она
Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течении которого решается проблема ребенка.
Социально-педагогическая деятельность
носит процессный характер, ее результаты
складываются не в одно мгновение, а
требуют много времени для
осуществления поставленных целей
и задач. Источником ее развития являются
противоречия между состоянием социальной
ориентации и функционирования человека
и потребностями его
Представим в таблице выделенные отличия сопоставляемых видов профессиональной деятельности предложенный Галагузовой М.А. (таблица1)
Таблица 1
Вид профессиональной деятельностиПедагогическая
деятельностьСоциально-
Социально-педагогическая деятельность предполагает организацию соответствующего вида воспитательно-образовательной ситуации, которой должны предшествовать соответствующая познавательно-диагностическая, а также проектно-конструирующая работа социального педагога. Процесс социально-педагогической деятельности представляет собой совокупность всех операциональных действий, которые совершают его соучастники.
Условно все операции можно
разделить на организационно-педагогические
и технологические группы, каждая
из которых носит синтетический
характер, включая в разной мере
теоретические и практические аспекты
и этапы. Социально-педагогический
процесс начинается с организационно-
Каждую науку отличает своя система знаний, ориентированных на объяснение предмета исследования данной науки. Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях. Понятия - одна из форм отражения реального мира в процессе его познания. В процессе развития любой науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории науки, которые представляют собой наиболее общие, фундаментальные понятия, таким образом, в каждой науке формируется своя понятийно-категориальная система.
В связи с тем, что социальная педагогика стала самостоятельной наукой относительно недавно, отделившись от педагогики, и если объект изучения у них практически одинаков, то разделение категорий, относящихся к разным наукам, поможет выявить специфику социальной педагогики. Много категорий взято социальной педагогикой у педагогики, но есть и собственные, отражающие специфику ее исследования. Такие понятия, как: образование, воспитание - взято у педагогики; личность, общество - у философии; социализация - у психологии. Но есть и собственные категории - социальное обучение, социальная среда, социальный статус и т.д. Основными понятиями социальной педагогики являются: социальное воспитание, социальное обучение и социально-педагогическая деятельность. Рассмотрим основные понятия, которые соприкасаются с социально-педагогической деятельностью.
Воспитание - это процесс целенаправленного влияния на личность.
Социальное воспитание - это целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.
Социальное обучение - это целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирование социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка.
Социально-педагогическая деятельность - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребенку в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, школе, обществе, создание условий для его самореализации.
Социализация - усвоение опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу и социальным группам, в которые он входит, для успешного функционирования индивида в данном обществе.
Социальная адаптация - процесс приспособления субъекта к требованиям общества путем усвоения социальных норм и ценностей, сложившихся форм социальных отношений.
Социальные отклонения - такое проявление деятельности, образа жизни, поведения, которое противоречит социальной нормативности.
Норма социальная - сложившаяся и установленная в конкретном обществе мера допустимого поведения.
Отклоняющееся поведение - система
поступков личности, в которых
устойчиво проявляются
Социально-педагогическая деятельность
в контексте учреждения образования
- это процесс целенаправленного
решения социальных задач, возникающих
в образовательных и социальных
сферах на основе приоритета потребностей
и интересов детей, обычаев и
традиций народной культуры, а также
с учетом специфики социально-
Содержательную сторону социально-педагогической деятельности составляет совокупность образовательных и других программ. Они имеют своей целью повышение образованности детей, их соцализацию и подготовку к жизни.
Социально-педагогический процесс
осуществляется соответствующими специалистами
с помощью практических действий.
Следует различать
Выражение «социально-педагогическая деятельность» говорит о ее социальной направленности на конкретного человека, группу, социальную среду в интересах достижения поставленных целей. Такая деятельность носит непосредственный характер - прямое воздействие на человека, группу (взаимодействие с ними); опосредованный - использование воспитательных (стимулирующих, побуждающих, предупреждающих и пр.) возможностей среды, целенаправленное создание (преобразование) педагогической ситуации среды в интересах достижения конкретных социально-педагогических целей. Как правило, используются возможности и непосредственного, и опосредованного взаимодействия субъекта с объектом.
Сопоставительный анализ
отечественного и зарубежного опыта
оказания социальной помощи детям показывает,
что она принципиально
Выявлению сущности педагогической деятельности посвящено много научных исследований. Так, известный психолог Ю.Н. Кулюткин видит своеобразие педагогической деятельности в том, что она является «метадеятельностью», т.е. формирует другую деятельность. Работа педагога надстраивается над деятельностью воспитанника (ученика). Цели, которые ставит перед собой педагог, формируются как потенциальные эффекты продвижения ученика; процесс продвижения этих целей также реализуется через организацию деятельности воспитанника; оценка успешности действий педагога производится на основе того, насколько успешным оказывается запланированное продвижение ученика.
Раскрывая специфику педагогической деятельности, некоторые ученые подчеркивают ее когнитивный характер. Так, С.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина включают в состав педагогической деятельности прежде всего элементы деятельности мыслительной. В предложенной ими структуре они выделяют:
·педагогическое предвидение, прогнозирование, связанные с педагогической интерпретацией социальных явлений, своеобразным переводом общественных целей и задач на педагогический язык;
·методическое осмысление, инструментовку учебно-воспитательных действий;
·осмысление процесса организации различных информационных и воспитательных влияний;
·необходимость анализа достигнутых результатов, соотнесение их с выдвигаемыми целями и задачами.
Однако «отсроченность» результата, его зависимость от множества факторов, известная субъективность оценок затрудняют определение эффективности учебно-воспитательных воздействий.
Социально-педагогическая деятельность
как разновидность деятельности
педагогической имеет общие с
ней черты и отличительные
особенности. Большинство исследователей
к общим чертам относят тождество
основной функции, которую и педагогическая,
и социально-педагогическая деятельности
выполняют в обществе - социальное
наследование, социокультурное
В целом совпадают и мнения разных ученых относительно специфических особенностей социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической.
М.А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая в ряде случаев ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема. Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждении системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости. [5; 112]
Беляевы Л.А. и М.А. считают,
что ключевым в определении социально-
Информация о работе Определение понятия «социально-педагогическая деятельность