Описание методик для изучения социального опыта младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Выдвинем следующую гипотезу: эффективность формирования социального опыта младших школьников в процессе ознакомления с детской периодической печатью может быть достигнута на следующих условиях:
планомерной и систематической работе по ознакомлению младших школьников с детской периодической печатью;
использования всего многообразия форм и методов работы учителя с детьми младшего школьного возраста.
К задачам исследования отнесем:
раскрыть сущность понятий «социальный опыт», «детская периодическая печать»;
определить воспитательный потенциал детской периодической печати и выявить способы диагностики сформированности социального опыта младших школьников в контексте исследуемой проблемы;
исследовать условия формирования социального опыта младших школьников в процессе их участия в деятельности по изучению детской периодической печати.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования социального опыта младших школьников..................................................................................5
Понятие социального опыта...............................................................5
Педагогическая характеристика структуры социального опыта………………………………………………………………………...8
Глава 2. Влияние детской периодической печати на формировании социального опыта младших школьников………………………………….….10
Потенциал детской периодической печати в формировании социального опыта младших школьников…………………………..…..10
Методика освоения социального опыта школьниками средствами детской периодической печати. …………………………………………13
Глава 3. Описание методик для изучения социального опыта младшего школьника………………………………………………..………………………16
Заключение………………………………….…………………………….18
Список литературы…………………………………...…………………..19

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа_.doc

— 198.50 Кб (Скачать)



 

 

 

 

 

Приложение 2

Методика «Самоанализ (анализ) личности» 1

Ход проведения. При ответе на вопросы необходимо выбрать один из предложенных вариантов:

 

нет

наверно, нет

когда как

наверно, да

да

         

 

 

 При ответе на вопрос необходимо смотреть на шкалу возможных ответов  и решить, какой ответ больше всего подходит: нет; наверно, нет; когда как; наверно, да или да. Например, на вопрос № 1 вы  выбрали ответ «наверно, да». Тогда к колонке под названием «наверно, да» пишете цифру 1. Таким образом, нужно отвечать на все вопросы.

Текст методики:

  1. Уважительно отношусь к большинству людей.
  2. Замечаю трудности других людей и стараюсь им помочь.
  3. Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов класса.
  4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.
  5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу людям.
  6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.
  7. Во всем стараюсь достичь наилучших результатов.
  8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями.
  9. Часто изобретаю свой подход к делу.
  10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
  11.   Я - целеустремленный человек.
  12. Умею долго и усердно работать.
  13. Мне стыдно, если я поленился помочь родителям или другу.
  14. Я стараюсь бороться со своими недостатками.
  15. Ответственно отношусь к делам класса, переживаю за общий успех.
  16. Сочувствую ребятам, у которых что-то не получается.
  17. Выполняю даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
  18.   Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям, и т.д.
  19. Стараюсь качественно и добросовестно выполнять любое задание.
  20. Люблю самостоятельную, трудную работу.
  21. Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
  22. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
  23.   Я привык выделять  главное и не отвлекаться на постороннее.
  24. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.

Обработка результатов  и выводы. В таблице показано соотношение ответов с количеством баллов. За каждый ответ «нет» - 1 балл, «наверно, нет»  - 2 и т.д.

нет

наверно, нет

когда как

наверно, да

да

1

2

3

4

5


 Каждый фактор представлен четырьмя вопросами и разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору –  20, по подфактору –  10, минимальный соответственно 4 и 2.

Ключ к методике «Самоанализ личности»

1. Активность  нравственной позиции - 1, 2, 13, 14

а) уважение к  людям, совестливость - 1, 13

б) стремление к  нравственному самовоспитанию - 2, 14

2. Коллективизм - 3, 4, 15, 16

а) ответственность  перед коллективом - 3, 15

б) чуткость и  взаимопомощь - 4, 16

3. Гражданственность  в труде - 5, 6, 17, 18

а) осознание  значимости своего труда для общества - 5, 17

б) бережное отношение  к результатам труда, к природе - 6,18

4. Трудолюбие -7, 8, 19, 20

а) добросовестность - 7, 19

б) самостоятельность  в преодолении трудностей –  8, 20

5. Творческая  активность - 9, 10, 21, 22

а) стремление к  улучшению процесса работы – 9, 21

б) стремление к  новому, инициатива - 10, 22

6. Волевые качества - 11, 12, 23, 24

а) целеустремленность - 11,  23

б) настойчивость  и самообладание - 12, 24

Интервалы уровней  проявления фактора качества у школьника: низкий 1,00 - 3,65; средний 3,66 - 4,32; высокий 4,33 - 5,00.

Приложение 3

 

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников.

(составлен Н.Е.  Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Я. Степановым)

 

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» — мальчик, «д» — девочка). Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

 

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1

*

   

2

 

*

 

3

   

*


 

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста  должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

Текст методики:

  1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?

а) обойду, не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение.

  1. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

а) ничего, какое мое дело;

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю.

  1. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.

  1. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

  1. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

  1. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто их потерял;

в) может быть, возьму себе.

  1. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?

а) на шпаргалки;

б) на усталость учителя: авось, пропустит;

в) на свои знания.

  1. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

  1. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченней без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в) отказываюсь решительно.

  1. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б) выполняю, конечно;

в)  увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

  1. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

  1. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в)  я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

  1. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?
<p class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439" style=" margin-bottom: 0pt; text-align: justify; text-indent: 42pt; line-height

Информация о работе Описание методик для изучения социального опыта младшего школьника