Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:00, курсовая работа
Выдвинем следующую гипотезу: эффективность формирования социального опыта младших школьников в процессе ознакомления с детской периодической печатью может быть достигнута на следующих условиях:
планомерной и систематической работе по ознакомлению младших школьников с детской периодической печатью;
использования всего многообразия форм и методов работы учителя с детьми младшего школьного возраста.
К задачам исследования отнесем:
раскрыть сущность понятий «социальный опыт», «детская периодическая печать»;
определить воспитательный потенциал детской периодической печати и выявить способы диагностики сформированности социального опыта младших школьников в контексте исследуемой проблемы;
исследовать условия формирования социального опыта младших школьников в процессе их участия в деятельности по изучению детской периодической печати.
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования социального опыта младших школьников..................................................................................5
Понятие социального опыта...............................................................5
Педагогическая характеристика структуры социального опыта………………………………………………………………………...8
Глава 2. Влияние детской периодической печати на формировании социального опыта младших школьников………………………………….….10
Потенциал детской периодической печати в формировании социального опыта младших школьников…………………………..…..10
Методика освоения социального опыта школьниками средствами детской периодической печати. …………………………………………13
Глава 3. Описание методик для изучения социального опыта младшего школьника………………………………………………..………………………16
Заключение………………………………….…………………………….18
Список литературы…………………………………...…………………..19
Приложение 2
Методика «Самоанализ (анализ) личности» 1
Ход проведения. При ответе на вопросы необходимо выбрать один из предложенных вариантов:
нет |
наверно, нет |
когда как |
наверно, да |
да |
При ответе на вопрос необходимо смотреть на шкалу возможных ответов и решить, какой ответ больше всего подходит: нет; наверно, нет; когда как; наверно, да или да. Например, на вопрос № 1 вы выбрали ответ «наверно, да». Тогда к колонке под названием «наверно, да» пишете цифру 1. Таким образом, нужно отвечать на все вопросы.
Текст методики:
Обработка результатов и выводы. В таблице показано соотношение ответов с количеством баллов. За каждый ответ «нет» - 1 балл, «наверно, нет» - 2 и т.д.
нет |
наверно, нет |
когда как |
наверно, да |
да |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Каждый фактор представлен четырьмя вопросами и разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору – 20, по подфактору – 10, минимальный соответственно 4 и 2.
Ключ к методике «Самоанализ личности»
1. Активность нравственной позиции - 1, 2, 13, 14
а) уважение к людям, совестливость - 1, 13
б) стремление к нравственному самовоспитанию - 2, 14
2. Коллективизм - 3, 4, 15, 16
а) ответственность перед коллективом - 3, 15
б) чуткость и взаимопомощь - 4, 16
3. Гражданственность в труде - 5, 6, 17, 18
а) осознание значимости своего труда для общества - 5, 17
б) бережное отношение к результатам труда, к природе - 6,18
4. Трудолюбие -7, 8, 19, 20
а) добросовестность - 7, 19
б) самостоятельность в преодолении трудностей – 8, 20
5. Творческая активность - 9, 10, 21, 22
а) стремление к улучшению процесса работы – 9, 21
б) стремление к новому, инициатива - 10, 22
6. Волевые качества - 11, 12, 23, 24
а) целеустремленность - 11, 23
б) настойчивость и самообладание - 12, 24
Интервалы уровней проявления фактора качества у школьника: низкий 1,00 - 3,65; средний 3,66 - 4,32; высокий 4,33 - 5,00.
Приложение 3
Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников.
(составлен Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Я. Степановым)
Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» — мальчик, «д» — девочка). Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
Номер вопроса |
Буква ответа | ||
а |
б |
в | |
1 |
* |
||
2 |
* |
||
3 |
* |
Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.
Текст методики:
а) обойду, не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря какое будет настроение.
а) ничего, какое мое дело;
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю.
а) тороплюсь в школу;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно, помогу.
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
в) вступаюсь за обиженного.
а) они мои, раз я их нашел;
б) завтра спрошу, кто их потерял;
в) может быть, возьму себе.
а) на шпаргалки;
б) на усталость учителя: авось, пропустит;
в) на свои знания.
а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
в) отказываюсь решительно.
а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придется;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
Информация о работе Описание методик для изучения социального опыта младшего школьника